Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию связной речи с учащимися 1 дополнительного класса с общим недоразвитием речи
Тема: Пересказ басни «Старый дед и внучек» Л. Толстой
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей последовательно пересказывать литературный образец.
Коррекционно-развивающие:
- расширять и уточнять знания детей по теме;
- развивать способность к целостному восприятию произведения;
- упражнять детей в подборе слов-антонимов.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение
выражать в речи свои переживания.
Оборудование: текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек», предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки.
Ход занятия
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
||||||||||
1. Организационный момент. Логопед на доске выставляет предметные картинки с изображением мужчины и женщины по мере их роста. - Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка. - Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка. |
Ответы детей.
|
||||||||||
2. Объявление темы. - Ребята, сегодня мы с вами узнаем, поучительную историю, которую написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Логопед читает. |
Слушают. |
||||||||||
3. Работа с текстом. Чтение басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» с последующим обсуждением. Слова, непонятные для детей встречающиеся в тексте логопед объясняет детям, например невестка, лоханка, бранить, слаживает. - О ком этот рассказ (басня?) - Какой дедушка стал в старости? - Из-за чего сын и невестка перестали сажать его за стол? - А где они его кормили? - В чем носили ему обед? - Почему он разбил чашку? - Как отнеслась к этому невестка? - Из чего она пообещала кормить старика? -
|
Ответы детей.
|
||||||||||
4.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ Логопед повторно читает рассказ. |
Дети внимательно слушают. |
||||||||||
Физкультминутка «Котик» Выполнение движений по тексту стихотворения.
О. Высотская |
|
||||||||||
5. Продолжение пересказов детей. После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. |
Составляют пересказы |
||||||||||
6. Итог занятия. Логопед (подводит итог занятия): - Как назывался рассказ, который мы пересказывали? - Кто его написал? - Какого котенка выбрали себе дети? - Как они к нему относились? - Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему? - Чему учит рассказ Л. Толстого? |
Ответы детей.
Рассказ Толстого «Котенок» учит любви к животным, стойкости, смелости и сочувствию. |
Использованная литература:
1.В.П. Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
2.В.В. Коваленко.Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе детей с ОНР. – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
Приложение
Л. Толстой
Котенок
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
«Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.