Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию связной речи с учащимися 1 дополнительного класса с общим недоразвитием речи
Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
- формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;
- закреплять знания о частях тела насекомых;
- активизировать и расширять словарь детей по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей умение слушать других.
Оборудование: предметные картинки с изображением бабочки и жука, схема описания насекомых.
Ход занятия
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
||||||||||
1. Организационный момент. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Подбери слово» - Порхает (кто?)… - Жужжит… - Звенит… - Собирает мёд… - Жалит… - Ползает… |
Ответы детей.
|
||||||||||
2. Объявление темы. - Назовите, у кого такие части тела: лапки, голова, усики, грудь, крылья, брюшко? - Ребята, сегодня мы с вами еще больше узнаем о насекомых, мы будем учиться сочинять про них рассказы. |
У насекомых.
Слушают. |
||||||||||
3. Рассматривание насекомого (бабочки). Логопед выставляет на доску картинку с изображением бабочки - Кто это? - Какие части тела вы можете назвать? - Что вы можете сказать о крыльях бабочки, какие они?
- Где чаще всего можно встретить бабочку? - Чем питается бабочка? Как она это делает? - Как передвигается? - Пользу или вред приносит окружающей среде? |
Большие, цветные, красивые, разноцветные. На лугу, в поле, на клумбе, в саду.
Летает, порхает.
|
||||||||||
4.Объяснение схемы описания Логопед показывает детям схему описания насекомых и подробно рассказывает о том, как нужно строить свой будущий рассказ. - Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать:
|
Дети внимательно слушают. |
||||||||||
5.Составление по схеме рассказа о бабочке Бабочка Это бабочка. У неё есть голова, лапки, крылья, брюшко и усики. Бабочка – это летающее насекомое с большими яркими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Её усики улавливают запах цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет. |
Все вместе составляют рассказ. |
||||||||||
Физкультминутка
|
Выполняют действия по тексту стихотворения. |
||||||||||
6. Составление по схеме рассказа о жуке. Аналогичная работа проводится с картинкой, на которой изображен жук. - Кто это? - Какого он цвета? Для чего ему такая окраска? - Какие части тела вы можете назвать? - Что вы можете сказать о панцире, какой он? - Где чаще всего можно встретить жука? - Чем питается жук? Как он это делает? - Как передвигается жук? Пользу или вред приносит окружающей среде жук?
Жук Это жук. Он имеет зеленую окраску, которая помогает ему скрываться в траве от врагов. У него есть голова, ноги, брюшко, крылья. Сверху его тело покрывает панцирь. А еще обычно у жуков сильные челюсти, с помощью которых они питаются. Передвигаются жуки с помощью лап, но у некоторых есть и крылья. Некоторые жуки могут нанести большой вред природе, а другие – пользу. |
Ответы детей
Твердый и крепкий.
На лугу, в поле, на деревьях. |
||||||||||
7. Итог занятия. Логопед (подводит итог занятия): - О ком мы сегодня составляли рассказы? - Какую пользу приносят насекомые? - А каких насекомых – вредителей вы знаете? -Назовите части тела насекомых. |
Ответы детей.
|
Использованная литература:
1.В.П. Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
2.В.В. Коваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе детей с ОНР. – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.