Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию связной речи с учащимися 1 дополнительного класса с общим недоразвитием речи
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Лето красное пришло…»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей рассматривать сюжетную картинку и составлять повествовательный рассказ.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;
- развивать и активизировать словарный запас детей;
- отвечать на заданный вопрос полным предложением.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.
Оборудование: сюжетная картинка «Лето красное пришло».
Ход занятия
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
||
1. Организационный момент. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Узнай по описанию» - Сядет тот, кто скажет: - Теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое (что?)… - Желтое, жаркое, яркое, теплое… - Зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая… - Теплая, прохладная, приятная, освежающая… - Теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной… - Весёлые, радостные, забавные, шумные… - Голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое… - Высокие, белые, грозовые, дождевые… |
Лето. Солнце. Трава.
Вода.
Дождь.
Дети.
Небо.
Облака.
|
||
2. Объявление темы. - Ребята, сегодня мы с вами вспомним, как можно отдыхать летом, и будем составлять рассказ «Лето красное пришло…» по сюжетной картине. |
Слушают. |
||
3. Рассматривание картины «Лето красное пришло…» Логопед выставляет на доску сюжетную картинку - Какое время года изображено на картине? - Почему вы так думаете? - Какая летом погода? - Как выглядят летом деревья? - С чем можно сравнить траву, которая покрывает землю? - Что можно увидеть среди травы? - Кто летает и порхает над цветами? - Куда отправились дети летним днем? - Чем занимаются дети? Опиши подробно. - А чем еще можно заниматься, отдыхая на реке? - Что художник не изобразил на картине? |
На речку.
Детей, которые загорают.
|
||
4.Составление рассказа совместно с логопедом. Логопед даёт детям план рассказа. Уточняет, о чем нужно рассказывать в начале, середине и конце рассказа: Сначала расскажите о том, какая летом природа и погода, а затем о том, куда отправились дети и чем они занимались, а в конце рассказа – о том, почему вам нравится лето».
|
Дети внимательно слушают.
Все вместе составляют рассказ. |
||
5.Рассказы детей Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа. |
Дети самостоятельно составляют пересказ рассказа.
|
||
Физкультминутка Выполняют действия по тексту стихотворения.
|
|
||
6. Продолжение составления рассказов детьми. После физкультминутки логопед предлагает детям составить ещё несколько рассказов. |
Рассказы детей.
|
||
7. Игра «Подбери признак» - Лето (какое?) - теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое. - Солнце (какое?) - желтое, жаркое, яркое, теплое. - Трава (какая?) - зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая. - Вода (какая?) - теплая, прохладная, приятная, освежающая. - Дождь (какой?) - теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной. - Дети (какие?) - весёлые, радостные, забавные, шумные. - Небо (какое?) - голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое… - Облака (какие?) - высокие, белые, грозовые, дождевые… |
Ответы детей. |
||
7. Итог занятия. Логопед (подводит итог занятия): - О каком времени года мы сегодня составляли рассказ? - Чем можно заниматься летом? - Что вы можете сказать о настроении детей, какое оно? |
Ответы детей.
|
Использованная литература:
1.В.П. Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
2.В.В. Коваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе детей с ОНР. – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.