Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Что нам нравится зимой»
Оценка 5

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Что нам нравится зимой»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
5 кл—7 кл
30.09.2024
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР  «Что нам нравится зимой»
Конспект занятия, направленный на расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»; - совершенствовать навыки словоизменения; - развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; - развивать фонематическое восприятие; - совершенствовать навыки связной речи; - учить согласовывать речь с движениями; - развивать общую и мелкую моторики; - развивать ловкость, координацию движений, пространственные представления; - развивать выразительность речи и выразительность движений; - развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Что нам нравится зимой.docx

GERB-BW

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение

ДЕТСКИЙ САД № 132 ГОРОДА ТЮМЕНИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект логопедического занятия для

детей старшего дошкольного возраста с ТНР

 

«Что нам нравится зимой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

Учитель-логопед Моргунова Светлана Анатольевна,

учитель-логопед Никитина Анна Юрьевна

 

 

 

 

Тюмень, 2019

 

 

j0299587          j0299587         j0299587        

 

Цель: демонстрация результатов усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по развитию лексико – грамматической стороны речи

 

Задачи:

• Коррекционно - образовательные:

- расширить словарный запас детей, закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы;

- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;

• Коррекционно-развивающие:

 - расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;

 - совершенствовать навыки словоизменения;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость,  координацию движений, пространственные представления;

 - развивать выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

 • Коррекционно -воспитательные:

 - воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

 

 

Оборудование: картинка-загадка «Чего не хватает?»; снежки на каждого ребенка; предметные  картинки на снежках: снеговик, снежинка, подарки, синицы, апельсин, сосулька, варежки, леденец ; искусственная елка; посылка; гипсовые елочные игрушки для каждого ребенка; короб; сказочные персонажи – Царевна-Лягушка, Царевна; 3 стеклянных прозрачных сосуда с цветной водой; 3 больших салфетки; магниты, календарики для гостей, мишура и бусы для украшения елки; магнитофонная запись, магнитная доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

  1. Организационный момент

Упражнение на логическое мышление «Чего не хватает»

- Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?

 

снежинка

 

санки

снеговик

 санки

 

снеговик

снежинка

снеговик

 

снежинка

?

 

  1. Беседа

- Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить?

- Как мы определяем, что наступила зима?

 

  1. Игра «Что нам нравится зимой?» - координация речи с движением

 

Что нам нравится зимой?                            - хлопки

Белые полянки                                                - развести руки в стороны

И на горке снеговой                                       - поднять руки вверх(показать «горку»)

Лыжи или санки                                            - ходьба лыжника

Что нам нравится зимой?                           - хлопки

Мягкие сугробы,                                            - показать сугробы

Чтоб копаться день-деньской,                   - имитировать копание снега лопатой

Крепость делать чтобы.                            – лепить снежки

 

Что нам нравится зимой?                          - хлопки

Потеплей одеться,                                     - имитировать одевание одежды

В шубке теплой меховой                            - похлопать ладошками по одежде

На морозе греться                                      - прыжки

 

  1. «Снежки» - деление слов на слоги; закрепление понятий «правая рука – левая рука»

-  Вот как хорошо мы размялись!  А сейчас я предлагаю поиграть еще в одну зимнюю игру … «снежки»  ( логопед показывает детям коробку со «снежками», а дети определяют название игры)

- Каждый протяните ко мне свою правую ладонь (логопед раздает детям «снежки» и берет один себе)

- Ох, какие холодные снежки, даже ладошки замерзли…

Перекладывание снежков то в левую ладонь, то в правую

- Наши снежки  не простые, они с картинками.

Назови картинку и прошагай ее название.

Логопед дает образец:

Сне-жин-ка. Я сделала 3 шага.

 

  1. «Согреем елку» - подбор прилагательных к слову елка

      - Что это за дерево перед нами?

      - Какое необычное дерево.  Все деревья зимой  голые, а елка зеленая? Почему?

Ответы детей

     -  Чтобы наша елка не замерзла, давайте ее согреем снежками и добрыми словами

 Логопед дает образец. Затем каждый ребенок кладет свой снежок под елку и подбирает прилагательное(  елка зеленая, елка колючая, елка высокая, елка стройная, елка хвойная, елка лесная, елка пахучая, елка зимняя, елка красивая…)

 

   - Зачем нам зимой нужна елка?

   - Наша елка похожа на новогоднюю и праздничную?  Что для этого нужно? Чего не хватает?

     6. «Посылка» - согласование прилагательных с сущ.

Стук в дверь. Приносят посылку с игрушками для новогодней елки.

 

- Какая холодная посылка,  с мороза….

Как вы думаете, что там может быть?

Логопед открывает посылку

- Дети, а игрушки- то совсем замерзли и стали белыми

Логопед вытаскивает из посылки по одной игрушке, дети называют цвет и название игрушки: белый домик, белая лошадка, белая елочка….

 

- Если мы повесим на нашу елку такие скучные игрушки, она станет праздничной и новогодней?

 

7. Развитие артикуляционной моторики.

 

Раздается грохот. Въезжает короб.

Логопед с детьми рассматривают короб, открывают его.

 

- Что это за сказочный персонаж? (Царевна - лягушка )

- Из какой сказки? ( «Царевна – лягушка»)

- Давайте вспомним, расскажем и покажем эту сказку. Садитесь поудобнее.

 

 

Долго ль, коротко ль Иванушка плутал,

Все стрелу свою в болоте он искал.

Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.

 

Глядь, Лягушка со стрелою сидит,

Улыбаясь, на Иванушку глядит.

Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.

 

Точно вкопанный Иван остановился.

Удивился…, испугался…, огорчился…

Закрепить опорные звуки: удивление – У, испуг – Д-д-д, огорчение – Ы

 

«Здравствуй, суженый», - Лягушка сказала

И по кочкам за Иваном поскакала

Широким языком обнять верхнюю губу, затем верхние зубы, потом перевести широкий язык в форме «Чашечки» за верхние зубы

 

Пригорюнился Иван, загрустил:

«Как к отцу с такой невестою идти»

Обиженно оттопырить нижнюю губу

 

На кобыле прискакал брат старшой

С некрасивой, но богатою женой.

Громко поцокать языком

 

Оседлав худую, старую овцу,

Средний сын с женою явился к отцу

Беззвучно поцокать.

 

Уж за свадебным столом пир идет.

Лишь Иванушка не ест и не пьет.

Облизывать широким кончиком языка верхнюю губу сверху вниз

 

Вдруг раздался грохот, все задрожало.

Лягушонка в коробчонке прискакала

Пошлепать широким языком по верхней губе вперед-назад: «Бл-бл-бл»

 

А из этой коробчонки не спеша           закрыли глаза.

Логопед меняет царевну – лягушку на куклу – Царевну.

Появилась раскрасавица – душа          открыли глаза

Прикусывая кончик языка напевать: «Ла-ла-ла…»

 

Как пошла плясать девица-красавица, все залюбовались. Взмахнула один раз рукой – появился сосуд с желтой водой. Взмахнула второй раз – появился сосуд с синей водой. Взмахнула третий раз -  появился сосуд с зеленой водой.

 

8. «Раскрась игрушку» - согласование прилагательного с сущ. Составление предложений.

 

- Эти сказочные сосуды с разноцветной водой помогут  вашим игрушкам стать яркими и цветными. Нужно лишь опустить игрушку в любой из трех сосудов.

 

По  очереди Царевна раздает игрушки детям. Логопед дает образец:

У меня белая утка..

Дети подходят к сосудам и окрашивают игрушки,произнося волшебное заклинание

В сосуд окунись и цветной окажись….

- Покажите все свои игрушки. Как здорово получилось. Расскажите о своих превращениях.( Была белая утка, а стала желтая утка….)

Игра «Скажи наоборот»

Сейчас игрушки мокрые , а были …….

Сначала игрушки были бледные, а теперь…..

На них было грустно смотреть, а теперь…..

 

9. Упражнение для коррекции зрения

Мы игрушки увидали,

Мы игрушками играли.

Вытянуть игрушку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд

Игрушки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Отвести игрушку вправо, проследить движение взглядом

Опять игрушки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести игрушку влево, проследить движение взглядом

Вверх игрушки поднимаем,

А потом их опускаем

Поднимать игрушки вверх и опускать вниз, проследить движение взглядом

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись

Присесть, опустив игрушку на пол.

Глазки закрываем,

Глазки открываем.

10. Будем елку украшать… - составление предложений с предлогом НА

 

Будем елку украшать

Волшебными игрушками.

Но не вешать втихомолку –

Нужно громко называть

Все, чем украшаешь елку!

 

Образец дает логопед: Я повесила на елку зеленую уточку.

11. Динамическая пауза

 

Любим елочку мы нашу.                           Поднимают руки, тянутся вверх

Нет ничего на свете краше.                       Ставят руки на пояс, наклоняются в стороны

Мы подарим ей игрушки:                          Вытягивают руки вперед, затем кланяются,

                                                                      опуская руки 

Звездочки, шары,                                         Выпрямляются, разводят руки в стороны

Хлопушки.                                                    Ставят руки на пояс

Будем прыгать, веселиться.                        Прыгают на месте

Прилетят снегирь, синица.                          Машут руками, как  крылышками

Придет множество гостей.                          Маршируют на месте

Пригласим мы всех друзей!                         Вытягивают руки вперед, затем разводят

                                                                        их в стороны и делают небольшой поклон.    

 

12. Чтение стихов

13. Итог.

Царевна дарит детям мишуру и бусы для украшения елки к Новому году.  

- Вот и закончилось наше зимнее приключение.

- Что мы успели сделать? ( играли в снежки, вспомнили сказку «Царевна-Лягушка», раскрашивали игрушки, украшали елку, читали стихи )

- Наших гостей мы поздравляем с наступающим Новым годом и дарим небольшие талисманы с пожеланиями здоровья, счастья, благополучия, процветания, карьерного роста….( календарики )       

 

                        

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.: ТЦ Сфера, 2014

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис – пресс 2006.

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Цель: демонстрация результатов усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по развитию лексико – грамматической стороны речи

Цель: демонстрация результатов усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по развитию лексико – грамматической стороны речи

Ход занятия Организационный момент

Ход занятия Организационный момент

Ответы детей - Чтобы наша елка не замерзла, давайте ее согреем снежками и добрыми словами

Ответы детей - Чтобы наша елка не замерзла, давайте ее согреем снежками и добрыми словами

Обиженно оттопырить нижнюю губу

Обиженно оттопырить нижнюю губу

Глазки влево посмотрели . Отвести игрушку влево, проследить движение взглядом

Глазки влево посмотрели . Отвести игрушку влево, проследить движение взглядом

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Что нам нравится зимой»

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР  «Что нам нравится зимой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2024