Тема: Двойная роль букв е,ё,ю,я.
Цели:
1. Продолжить формирование знаний о двойной роли букв е,ё,ю,я.
2. Развивать фонематический слух, орфографические навыки, память.
3. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: таблицы, схемы, карточки для развития речи, лента букв.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
2. Отгадайте ребус (гласные)
3. Тема занятия «Гласные второго ряда»
4. Цели: Мы сегодня научимся с вами различать парные гласные, и мы узнаем с вами когда гласные 2 ряда обозначают один звук, а когда два.
Ребята, а давайте вспомним:
- Сколько гласных букв?
- Сколько гласных звуков?
- Какие бывают гласные?
- На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)
- Какие бывают согласные?
— Чем отличается звук от буквы?
Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно Буквы правильно читаем, Пишем их старательно.
Пальчиковая гимнастика
5. Ученики, по заданию на слайде, рассматривают и называют предметы: мак, осы, «эм», жук. Затем называют гласные и записывают их в тетрадь.
6. После этого, по щелчку по полю слайда, появляются гласные, выделенные из слов, и дети проверяют свою работу.
7. Логопед, в сказочной манере, читает (или рассказывает) текст на слайде. Дети следят за чтением и рассматривают изображения.
8. После проговаривания логопедом ученики читают и проговаривают хором и индивидуально сочетания: йа, йо, йу, йэ.
9. Ученики пишут в тетрадях гласные I и II ряда.
10. Видео фрагмен игры «Уроки Кирилла и Мефодия» русский язык 1 класс
11. Проведем эксперимент. Выходят три человека, изображая слог МЯЧ, что сделала буква Я подарила свой мягкий шарфик букве М и она стала мягкая.
ВЫВОД: гласные я, ё, ю, я после согласного обозначают один звук.
Записали в тетради и нарисовали кружочки.
12. Давайте же с вами проведем эксперимент и докажем когда буквы е, ё, я,ю обозначают два звука.
Эксперимент № 1.
Слово Яна (Ян). Выходят три человека, у буквы Я два шарфика (зеленый и красный). Кому подарит свой мягкий шарфик буква Я? Никому, потому что она стоит первая, значит у нее останется два звука.
ВОВОД: буквы е, ё, ю, я обозначают два звука когда стоят первыми.
Записали в тетради и нарисовали кружочки.
Эксперимент № 2.
Слово поёт. Выходят четыре человека, у буквы Ё два шарфика (зеленый и красный). Кому подарит свой мягкий шарфик буква Ё? Никому, т к гласный звук он только гласный, он цвет свой не меняет, значит у нее останется два звука.
ВЫВОД: буквы е, ё, ю, я обозначают два звука когда стоят после гласного.
Записали в тетради и нарисовали кружочки.
Эксперимент № 3.
Слово вьюга (пью). Выходят четыре человека, у буквы Ю два шарфика (зеленый и красный). Кому подарит свой мягкий шарфик буква Ю? Никому, т к мягкий знак звука не имеет, значит у нее останется два звука.
ВЫВОД: буквы е, ё, ю, я обозначают два звука когда стоят после мягкого или твердого знака.
Записали в тетради и нарисовали кружочки.
13. Работа в тетрадях по карточкам. Запиши слова, объясни в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я будут обозначать 1 звук, а когда два.
Первые слова делаем на доске. Записали, объяснили, нарисовали кружочки и сверху поставили цифру.
14. Итог занятия.
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
- Почему у букв е,ё,ю,я двойная роль?
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
15. Рефлексия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.