Конспект логопедического занятия "Двойная роль букв е, ё, ю, я" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект логопедического занятия разработан для детей с ЗПР 2 класс.
Иконка файла материала конспект открытого урока готовый.docx

Тема: Двойная роль букв е,ё,ю,я.

Цели:

1. Продолжить формирование знаний о двойной роли букв е,ё,ю,я.

2. Развивать фонематический слух, орфографические навыки, память.

3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: таблицы, схемы, карточки для развития речи, лента букв.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Ход урока.

  I. Организационный момент.

 

         Эмоциональный настрой.

 

2. Отгадайте ребус (гласные)

3. Тема занятия «Гласные второго ряда»

4. Цели: Мы сегодня научимся с вами различать парные гласные, и мы узнаем с вами когда гласные 2 ряда обозначают один звук, а когда два.

Ребята, а давайте вспомним:

- Сколько гласных букв?

 - Сколько гласных звуков?

- Какие бывают гласные?

-  На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)

- Какие бывают согласные?

— Чем отличается звук от буквы?

Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно  Буквы правильно читаем, Пишем их старательно.

Пальчиковая гимнастика

5. Ученики, по заданию на слайде, рассматривают и называют предметы:   мак, осы, «эм», жук. Затем называют гласные и записывают их в тетрадь.

6. После этого, по щелчку по полю слайда, появляются гласные, выделенные из слов,  и дети проверяют свою работу. 

7. Логопед, в сказочной манере, читает (или рассказывает) текст на слайде. Дети следят за чтением и рассматривают изображения. 

8. После проговаривания логопедом ученики читают и проговаривают хором и индивидуально сочетания: йа, йо, йу, йэ. 

9. Ученики пишут в тетрадях гласные I и II ряда.

10. Видео фрагмен игры «Уроки Кирилла и Мефодия» русский язык 1 класс

11. Проведем эксперимент. Выходят три человека, изображая слог МЯЧ, что сделала буква Я подарила свой мягкий шарфик букве М и она стала мягкая.

ВЫВОД: гласные я, ё, ю, я после согласного обозначают один звук.

Записали в тетради и нарисовали кружочки.

12. Давайте же с вами проведем эксперимент и докажем когда буквы е, ё, я,ю обозначают два звука.

Эксперимент № 1.

Слово Яна (Ян). Выходят три человека, у буквы Я два шарфика (зеленый и красный). Кому подарит свой мягкий шарфик буква Я? Никому, потому что она стоит первая, значит у нее останется два звука.

ВОВОД: буквы е, ё, ю, я обозначают два звука когда стоят первыми.

Записали в тетради и нарисовали кружочки.

Эксперимент № 2.

Слово поёт. Выходят четыре человека, у буквы Ё два шарфика (зеленый и красный). Кому подарит свой мягкий шарфик буква Ё? Никому, т к гласный звук он только гласный, он цвет свой не меняет, значит у нее останется два звука.

ВЫВОД: буквы е, ё, ю, я обозначают два звука когда стоят после гласного.

Записали в тетради и нарисовали кружочки.

 

Эксперимент № 3.

Слово вьюга (пью). Выходят четыре человека, у буквы Ю  два шарфика (зеленый и красный). Кому подарит свой мягкий шарфик буква Ю? Никому, т к мягкий знак звука не имеет,  значит у нее останется два звука.

ВЫВОД: буквы е, ё, ю, я обозначают два звука когда стоят после мягкого или твердого знака.

Записали в тетради и нарисовали кружочки.

13. Работа в тетрадях по карточкам. Запиши слова, объясни в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я будут обозначать 1 звук, а когда два.

Первые слова делаем на доске. Записали, объяснили, нарисовали кружочки и сверху поставили цифру.

14. Итог занятия.

- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Почему у букв е,ё,ю,я двойная роль?

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

 

15. Рефлексия.


 

Посмотрите также