Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»
Конспект группового мероприятия по экологическому воспитанию
на тему
«СБЕРЕЖЕМ СВОЮ ПЛАНЕТУ»
На 1 смене
ГУ «ТЦСОН Первомайского района г. Витебска»
Студентки 2-го курса
Дневной формы обучения
Специальность «Олигофренопедагогика»
Петкевич Карины Николаевны
Витебск, 2019
Тема мероприятия: «Сбережём свою планету».
Цель мероприятия: формирование экологической культуры.
Задачи мероприятия:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- расширить представления детей о растительном и животном мирах;
- воспитание чувства ответственности за окружающую среду, за чистоту нашей планеты;
- воспитывать экологическую сознательность.
Оборудование:
- наглядные средства (ватман с изображением планеты, «красный» и «зеленый» сигналы экологического светофора, картинки с изображениями положительного и отрицательного поведения в природе, картинки деревьев, цветов, животных и птиц для наклеивания их на планету, Красная Книга Республики Беларусь, Жалобная книга природы, материал с заданиями);
- ноутбук для просмотра мультфильма, прослушивания аудиофайлов с голосами птиц и аудиофайла для проведения физкультминутки.
Форма проведения мероприятия: Интерактив.
Ход мероприятия
1. Приветствие
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей планете Земля. Мы познакомимся с животными и птицами, с деревьями и растениями, которые существуют здесь, на этой удивительной планете.
2. Основная часть
МУЛЬТФИЛЬМ
Сейчас вы посмотрите мультфильм про природу. Смотрите и слушайте его внимательно.
«Мальчик и Земля»
/Просмотр мультфильма. Беседа: о чем мультфильм? на что обиделась Земля? Какие проблемы существуют на планете Земля/
А давайте мы с вами поучаствуем в играх, которые напомнят нам, как дружить с природой? /Да/
- Посмотрите, что у меня есть. /Показываю нарисованную планету Земля/. Знаете, что это? /Да, Планета Земля/. Правильно, это наша планета Земля.
И на ней существуют правила, которые нужно выполнять, чтобы наша планета была красивая, чистая и пригодная для жизни всех живых существ.
Поэтому первое, что нам нужно сделать, это вспомнить: как же себя можно вести в природе, а как нельзя.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР
Я предлагаю сыграть вам в игру «Экологический светофор». Правила игры простые, ведь “Экологический светофор” очень похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы? (Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.)
У нас будет только два цвета: красный и зеленый. «Красный свет – природе вред!»; «свет зелёный – это можно!».
Посмотрите, у нас есть вот такой светофор. (Показываю.) Подходите все ко мне. Я буду показывать вам картинки с разными ситуациями. Если вы считаете, что так делать можно, становитесь к зеленому свету. Если считаете, что так делать нельзя, становитесь на сторону к красному свету. Начнём!
/Показываем картинки/
Отлично! Вы хорошо справились с заданием! Я надеюсь, теперь вы вспомнили правила поведения на природе? Да/ Это хорошо! Если люди будут дружить с нашей любимой планетой, она станет радостной и счастливой, ведь больше ей ничто уже не будет угрожать!
Давайте поможем Земле, и научимся дружить с природой. Давайте? /Да/ Тогда садитесь по местам.
*ПРИРОДА*
Мне сегодня утром посылка пришла, только вот не было времени её распаковать. Сейчас я посмотрю, что там.
Я: Ой-ой-ой, эта посылка от Природы. И письмо есть. Ребята! Нам Природа пишет:
ПРИРОДА: «Беда у нас, ребята, беда! Люди ведут себя неправильно и совсем не осторожно в природе! И тем самым наносят ей вред».
Она пишет, что побывала в своих владениях: в лесу, на лугу и полях, в парке… и везде слышит жалобные голоса растений, деревьев, животных и птиц. И она решила прислать нам вот такую жалобную книгу природы, куда она записала все жалобы.
Хотите узнать, кто и на что жалуется? /Да/ А вы поможете природе и всем тем, кто писал жалобы? /Конечно поможем; да/
Ну что же, тогда давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый просит нашей помощи. /Открываю первую страницу, там изображение елочки/
1.ДЕРЕВЬЯ
(Картинка одинокой елочки)
- Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под Новый год появились в лесу какие-то люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
- Аааах! Бедная елочка, правда?! Давайте чтобы ей не было так одиноко в лесу, посадим рядом с ней еще несколько елочек?
Но сначала нам нужно будет выполнить кое-какие задания.
*ЗАДАНИЕ 1. РИСУЕМ ПО ТОЧКАМ*
/Раздаю листики с елочками/
- Вы, наверное, уже догадались, что это? /Елка/ Да, молодцы! Один художник начал рисовать эти елочки, но не успел их закончить. Мы же поможем художнику? /Да/ Берите карандаши. Будем начинать с цифры 1, ставьте туда карандаш и соединяйте цифру 1 с цифрой 2. Затем цифру 2 с цифрой 3. И так далее, пока цифры не кончатся.
/Выполняют/
- Все получилось? Ну, посмотрите, какие красивые у вас получились елочки! Художник будет счастлив! Он вам кое-что хотел передать за то, что вы ему помогли. /Достаю с конвертика «елочки»/
Эти елочки мы посадим на нашу планету. От нас с вами зависит, какой она будет. Подходите ко мне, а я вам помогу их посадить.
/Приклеиваем елочки (еловый лес)/
Вот это да! У нас получился настоящий еловый лес! Ну что, садитесь на свои места.
*ЗАДАНИЕ 2. ЗАГАДКИ*
Лес является не просто скоплением деревьев. Это дом для многих животных и птиц. А еще именно лес делает наш воздух чистым.
И очень хорошо, когда в лесу много разных деревьев. Какие это деревья, мы узнаем из загадок, которые вам нужно отгадать.
/После угаданной загадки я показываю картинку соответствующего дерева и кладу им на стол/
Загадки:
1.Белостволые красавицы
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках серёжки. (Береза)
2. Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Елка)
3.Богатырского сложения, он раскидист и высок.
Желуди на нем растут. Ну и как его зовут? (Дуб)
4. Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.
А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)
5. Все знают, что у елки не листья, а иголки.
И так же как она, с иголками … . (Сосна)
6. То ли с крыши, то ли с
неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Тополь)
7. Всё в покое, замер ветер,
И деревья все молчат.
Нет! Не все. А вот у этой
Тихо листики дрожат. (Осина)
8.Это дерево по моде
Осень одели, вроде.
У злёного пальто
Пуговки красны зато. (Рябина)
9.Пахучим сладким цветом
Ты каждый год цветёшь.
И мёд свой жарким летом
Ты пчёлам отдаёшь. (Липа)
10.Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер-дождевик,
Его зелёные листочки
Покраснеют в тот же миг. (Клён)
- Правильно, ребята! Вы все загадки отгадали! А теперь подходите ко мне, и будем вместе садить эти деревья в нашем лесу, чтобы он был разнообразным.
/Садим лес (с полянкой)/
2. РАСТЕНИЯ
Молодцы! Природа будет очень благодарна за то, что вы помогли лесу. Но у нее есть еще и другие жалобы. Следующая жалоба от Растений. Интересно, что же такое случилось? На что жалуются растения? Вот что нам пишет Природа: «Между деревьями на лесной полянке росли красивые цветы. Но пришли какие-то невоспитанные люди и посрывали все цветы, и всю траву вытоптали».
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Скажите, ребята, зачем люди рвут цветы? /Конечно; а еще рвут, чтобы сделать букет/ Но такие букеты, к сожалению, хранятся недолго. Цветы потом завянут, и букет выбросят в мусорницу.
У меня есть одно очень интересное задание. Давайте мы с вами тоже сделаем букет. Но никаких цветов мы срывать не будем. Мы соберем букет из БУКВ. Посмотрите. У меня в этом конвертике есть много-много разных букв. Но они все смешались! И какие тут слова спрятались – никто не знает. И я не понимаю, как из этого мне собрать букет! Помогите мне, ребята! Давайте найдем тут зашифрованные слова и потом соберем букет?
*БУКЕТ*
1. РОМАШКА
2. ВАСИЛЁК
3. НЕЗАБДКА
4. КОЛОКОЛЬЧИК
5. ЛАНДЫШ
6. ГВОЗДИКА
7. ЛИЛИЯ
8. РОЗА
9. СИРЕНЬ
10. ТЮЛЬПАН
/Кто сложил слова, даю им за них соответствующие цветы/
Какие вы молодцы! Какие красивые цветы получились! И ни один цветок не пострадал! Посмотрите, какие красивые цветы могут быть в нашем букете. Но букетом сможем любоваться только мы. А чтобы любовались все, давайте эти цветы посадим на полянку в нашем лесу. Подходите ко мне, я буду вам помогать.
/Приклеиваем цветы на полянку в лесу/
Природа счастлива! Спасибо вам большое! Очень красиво стало вокруг!
Пока мы не ушли с полянки, проведем тут физкультминутку? Подходите все ко мне. /Все подопечные становятся в круг/
*ФИЗКУЛЬТМИНУТКА*
Давайте немножечко отдохнём. Расслабьтесь. Представьте, что вы красивый цветочек, который только- только пробивается сквозь землю /встаем с корточек типа растем/ Он по-тихоньку растет на полянке среди других красивых цветов. И распускается. Теперь подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево, то опять вправо, и опять влево. И наши листочки шелестят и развеваются на ветру. Чтобы ветром нас не сдуло, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Посмотрите вверх, на небо, и представим, что светит яркое солнышко. И мы все тянемся к нему. /Подымаем руки вверх, к солнцу/
Отдохнули немного? /Да/ Здорово! Садитесь на свои места. Потому что природа пишет нам еще об одной жалобе.
3.ЖИВОТНЫЕ
Следующая жалоба от животных. Природа нам сообщает, что многие животные страдают от браконьеров. Это и медведи с рысями, и куницы с норками, и барсуки с бобрами. Это и олени, лоси, косули. И еще много-много других животных. Много-много лет назад этих животных был так много, что их нельзя было сосчитать. Но с каждым годом все больше и больше животных незаконно убивают браконьеры.
Я принесла вам показать красную книгу Республики Беларусь. Сюда занесены животные, которые находятся на грани вымирания. То есть их стало так мало, что теперь они охраняются государством.
/Показываю животных в КК РБ/
Давайте немного поиграем теперь.
*ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ* («Неизвестное животное»)
Первая наша игра называется «Неизвестное животное». Правила игры простые: я буду читать вам описание животного, а вы должны будете угадать, кто это. Готовы?
/Когда угадывают, даю им картинку этого животного/
1. Большой пушистый хвост, цепкие лапки, большие, очень острые зубки, ушки с маленькими кисточками, мех летом рыжевато-золотистый, зимой – серебристо-серый. Живет в дупле. Любит грызть орешки. (Белка)
2. Лесной зверёк. К зиме меняет окраску меха с буро – серого цвета на белый. Питается травой, листьями, древесной корой. Ушки длинные, хвостик короткий и пушистый, задние лапки длиннее передних. (Заяц)
3. Узкая мордочка с черным носом, блестящими глазками – бусинками. Видны лапки с коготками, а если присмотреться, то и ушки. Он фырчит и пыхтит. Любит яблоки, грибы. У него на спине много колючих, острых иголок. Ими он защищается от врагов. (Еж)
4. Их высоко поднятую голову украшают ветвистые рога. Иногда "веточек" бывает так много, что их рога сравнивают с короной. Имеют высокие, стройные ноги. Они хорошо видят все, что делается вокруг. А подвижные уши улавливают малейший шорох. Обитают в лесу, на полянах с высокой густой травой. (Олень)
5. Очень давно человек сумел приручить этого грозного и опасного зверя. На него похожи некоторые породы собак, но он крупнее собаки. Свой хвост никогда не закручивает "в колечко". Его мех густой, серого или рыжеватого цвета. Он не лает, а рычит или воет. Часто эти животные живут стаей. (Волк)
6. У этого животного теплая рыжая шубка. Узкая любопытная мордочка. Ушки и лапки черного цвета. Хвост большой, пушистый, рыжего цвета. Он помогает сохранить этому животному равновесие. Это животное очень умное, наблюдательное и хитрое. (Лиса)
7. Это животное большое и сильное. Густая теплая шуба темно - коричневого цвета. Зверь кажется неуклюжим, косолапым. Но это совсем не так. Он - сильное и очень ловкое животное. Он умеет быстро, почти бесшумно бегать, лазить по деревьям и даже прекрасно плавать. Любит ягоды, орехи, фрукты и насекомых. Еще это животное рыболов. Он ловит рыбу а лапами. Лапы у него широкие и с большими загнутыми когтями. Живет этот зверь в берлоге. (Медведь)
Вы такие молодцы! Столько всего знаете.
*ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ* (Пазл)
Следующее наше задание: собрать пазл. /Раздаю каждому пазл с изображением животных/ Соберите его. Если что-то будет не получаться, говорите мне – я помогу.
/Собирают/
Отлично! Посмотрите друг у друга, какие животные у вас получились!
Вы хорошо справились с заданиями. Держите за них животных. Мы поселим их на нашу планету. Пойдемте.
/Приклеиваем/
Спасибо! Природа будет очень рада.
4. ПТИЦЫ.
В книге жалоб осталась последняя жалоба. Как думаете, от кого? От птиц. Они жалуются на то, что их гнезда разоряют, а самих птиц распугивают. А вы, я надеюсь, птиц не обижаете? /Нет/ А каких вы птиц знаете? (Ворон, кукушек, сов, воробьев…) А сможете угадать птиц по их голосам? /Да; нет (а давайте попробуем, я вам буду помогать)/
*ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ* («Угадай по голосу»)
Я положу перед вами картинки птиц. Вы слушайте внимательно, и когда догадаетесь, что за птичка поет, выберите ее на картинке и откладывайте в сторону.
/Включаю звуки птиц. За угаданную птицу раздаю картинки./
*ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ* («Пернатый лабиринт»)
Теперь давайте поможем птичке найти дорогу к своим деткам.
Отлично. А теперь поселим птиц в наш лес. /Мы садим птиц на деревья в нашем лесу/
Здорово! Спасибо вам! Теперь наш лес наполнится веселыми голосами птиц.
/Делаем фотографию с планетой/
3. Заключение
Надеюсь, что книга жалоб больше не понадобится. И все люди будут жить в гармонии с природой и будут с ней дружить.
Посмотрите, на нашу планету Земля, какая она стала красивая! Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.
На этом наша встреча подошла к концу. Давайте улыбнемся друг другу, ведь мы хорошо провели время. А главное – с пользой. Спасибо вам!
И после такого долгого путешествия нам нужно подкрепиться. /Раздаём конфеты нашим подопечным/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.