«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Конспект образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры
«Небылицы-небывальщины»
Составила:
педагог дополнительного образования Березовская И.В.
г. Дорогобуж
2020 г.
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры и традициям русского народа через малые формы фольклора.
Задачи:
Образовательные: Продолжить знакомство детей с фольклором на примере небылиц.
Развивающие: Развивать творческий потенциал личности ребенка, его речевую активность и память. Развивать логическое мышление и эмоциональную отзывчивость на народные произведения.
Воспитательные: Прививать любовь к русской культуре. Вызвать желание поддерживать традиции русского народа.
Ход образовательной деятельности
Педагог: Здравствуйте, ребята! Веселья вам да радости! Удобно ли вам? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром в пословице говорится: «Делу - время, потехе – час». Когда работа была закончена, собирались у околицы (изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни) и стар и млад и тешили друг друга небывальщиной да неслыхальщиной.
Вот и я старину скажу стародавнюю,
Стародавнюю да небывалую.
По поднебесью медведь летит, головой вертит.
Уж он лапами лохматыми помахивает
Уж он хвостиком коротким потравливает…
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.
Тётушка Аглая, такая удалая
Решетом воду носила, топором траву косила.
Педагог: А что это вы смеётесь? А почему вам смешно? Так не бывает? А что не так в прочитанном мной? Дети: (Называют).
Педагог: Вы правильно назвали все то, чего на самом деле быть не может, а я вам об этом прочитала. Да это же небылица. О них мы с вами и поговорим сегодня. Кто догадался, что такое небылицы? Небылицы, от слова не было, то, чего не бывает и не может быть в жизни. Скажите, где мы встречаемся с вами с небылицами? Где мы слышим о том, чего на свете не бывает?
Дети: В сказках.
Педагог: Правильно, в сказках! А в каких сказках встречаются небылицы? Назовите, пожалуйста, их.
Дети: «Царевна – лягушка» - лягушка превращалась в прекрасную девушку. «Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка. «Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях. «О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, разговаривать. Все звери не умеют разговаривать, а в сказках они разговаривают. «Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок», «Хаврошечка» - девушка влезала в одно ухо, вылезала в другое. Сказка «По щучьему велению». Емеля ездил на печи, ведра сами ходили, топор сам колол дрова, дрова сами складывались в поленницу, сами сани ездили……
Педагог: Молодцы, ребята, много сказок вы назвали, где происходило то, чего не может быть на самом деле. Послушайте, какие же еще есть небылицы, бывает ли такое в жизни?
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!
Педагог: Что смеетесь? Что здесь не так?
У
нас лошади в калошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
Педагог: А здесь что смешного?
Из-за леса, из-за
гор
Едет дедушка Егор
На буланой на телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманами,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиною,
Опирался кушаком.
Педагог: И здесь что – то не так?
Старый
заяц сено косит,
А лиса сгребает,
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала,
С воза муха закричала:
“На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая.”
Педагог: Здесь тоже что – то выдуманное?
Чепуха-чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
Педагог: И здесь что – то есть выдуманное?
Педагог: Позабавили, потешили нас небылицы. Вам они понравились? Итак, сегодня мы послушали небылицы – веселые выдуманные истории, которых на самом деле не существует, но они нравятся людям. Люди их придумывают. А сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне, веришь или нет?». Я буду произносить фразу. Если это правда, вы хлопаете, а если выдумка – качаете головой.
Игра «Ты мне, веришь или нет?»
• У людей три руки.
• Вода прозрачная.
*Все животные зимой спят.
• Зимой постоянно идёт снег.
• Почтальон лечит детей.
• Какао всегда горячее.
• Осенью иногда идёт дождь.
• Некоторые мальчики носят длинные волосы.
• Конфета солёная.
• Собака мяукает.
Педагог: Вот вы уже научились отличать правду от небылицы. А вы сами
хотите научиться сочинять небылицы? Давайте попробуем. Слушайте
внимательно.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Педагог: Вот такое смешное
маленькое стихотворение. А теперь мы его выучим. Давайте прочтем это
стихотворение вместе.
Но вдруг подул ветер и перепутал два слова.
Ехал фикус на коне,
Вел собачку на ремне.
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на окне.
А старушка в это время
Мыла фикус на ремне.
Ехал старушка на окне,
Вел собачку на ремне.
А Ваня в это время
Мыл кактус на коне.
Ехал фикус на коне,
Вел старушку на ремне.
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Педагог: Понравилось вам сочинять небылицы? Весело получается? Ребята, способом перестановки слов можно придумать много небылиц. Дети, а сейчас сначала подумайте, а потом ответьте. Что же такое небылица?
Дети: Это маленькое стихотворение, где все перепутано, где говорится о том, чего на свете не бывает и быть не может.
Педагог: Дети, а какой бывает небылица?
Дети: Она бывает шуточная, смешная, веселая.
Педагог: Чем мы сегодня занимались?
Дети: Читали небылицы, играли в игру «Ты мне, веришь или нет?», сочиняли небылицы.
Педагог: Ребята! Сегодня вы все старались. Мне было приятно с вами провести занятие.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/441459-konspekt-obrazovatelnoj-dejatelnosti-po-priob
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.