МБДОУ «ЦРР» с. Новосысоевки
Конспект открытого занятия
в старшей группе
«Классическая музыка на музыкальных занятиях в детском саду,
сказка в музыке П. И. Чайковского»
Подготовила:
Музыкальный Руководитель
2017г Почтаренко Татьяна Ивановна
Конспект открытого занятия в старшей группе «Классическая музыка на музыкальных занятиях в детском саду, сказка в музыке П. И. Чайковского»
ЦЕЛЬ. Формирование основ музыкальной культуры детей среднего дошкольного возраста. Прививать любовь к классической музыке. Продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского.
ЗАДАЧИ.
-Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.
-Формировать музыкальное восприятие воспитанников: развивать музыкальный вкус, музыкальные способности детей.
-Развивать эмоционально - образное восприятие музыки. Учить детей передавать музыкальные образы в движениях, согласовывая их с характером музыки.
-Формировать навыки выразительных движений.
-Развивать творческое воображение детей: учить импровизировать, фантазировать под музыку.
-Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в рисунках.
-Обогащать словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ.
Музыкальный центр ; компьютер; проект для просмотра презентации и мультфильма, презентация, портрет П. И. Чайковского, фото дома Володи Давыдова, фото Володи Давыдова, подборка картинок к слушанию музыкальных пьес, платочки, музыкальные инструменты, куклы для девочек, банты для танца кукол.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
" Детский альбом" П. И. Чайковского : " Сладкая греза ", " Игра в лошадки ", " Марш деревянных солдатиков " ," Новая кукла ", " Вальс ", " Баба - Яга "
Марш из балета П. И. Чайковского " Щелкунчик " ," Вальс - шутка " Д. Шостаковича. видео мультфильма «Детский альбом « П. И. Чайковского
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Композитор, ноты, пьеса, характер музыки, музыкальный сборник " Детский альбом ", полька, вальс, прямой галоп.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
На музыкальных занятиях дети познакомились с творчеством П. И. Чайковского, историей создания фортепианного цикла " Детский альбом" и с некоторыми пьесами из сборника.
После прослушивания музыкальных пьес дети рассказывали о характере музыки, делились своими эмоциональными переживаниями.
Дети с интересом рассматривали иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжетам музыкальных картин.
Вспоминали персонажей сказок, любимые игрушки.
Проводились интегрированные занятия по направлениям: музыка, рисование, поэзия. На занятиях воспитанники воплощали в рисунках свои музыкальные впечатления.
Звучит марш П. И. Чайковского из балета " Щелкунчик". Мр3 №1
Вход детей.
Дети останавливаются около стульев.
Муз. руководитель:
Придумано кем- то просто и мудро
При встрече здороваться: " доброе утро!"
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их нашим музыкальным приветствием.
Песня. " Доброе утро" мр3 №2
Ребята, мы сегодня с вами оправимся в путешествие в далёкое прошлое, когда жил великий русский композитор, а какой вы сейчас мне скажите. Посмотрите, пожалуйста, на портрет (фото)
Муз. Руководитель: Портрет, какого композитора вы видите?
Дети: Я вижу портрет композитора П. И. Чайковского
Муз. руководитель.
Сегодня мы вами поговорим о творчестве этого великого русского. Он сочинил множество музыкальных произведений. Чайковский очень любил детей. Для своего племянника, Володи, Петр Ильич Чайковский сочинил музыкальные пьесы, которые объединил в один альбом. Это необычайный альбом. Все истории в нем рассказаны языком музыкальных звуков.
Как называется этот альбом? (Детский альбом)
Муз. руководитель:
Как появился детский альбом?
Ребёнок: Когда П.И. Чайковский приезжал погостить к своей сестре Александре Ильиничны Давыдовой он любил возиться со своими маленькими племянниками. Их у Александры Ильиничны было семеро. Чайковский всегда придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам играл на рояле.
Ребёнок: Его маленький племянник Володя, с трудом осваивал игру на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате юный "пианист" терзает гаммы, и этюды. Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких пьес, разнообразных по характеру, лёгких, с интересными названиями.
Муз. руководитель: А что такое музыкальная пьеса?
Дети: (короткое музыкальное произведение)
Сколько музыкальных пьес содержит альбом П. И. Чайковского?
Дети: (24 музыкальные пьесы)
Муз. руководитель: Для какого музыкального инструмента были написаны эти пьесы?
Дети: (фортепиано)
Муз. руководитель: Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей страны, а сегодня она звучит для вас.
Ребёнок: Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней -
Не спугнуть бы нам его.
Звучит " Сладкая греза" мр3 №3
Муз. руководитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется это музыкальная пьеса?
Дети: «Сладкая грёза»
Муз. руководитель: Какой характер у этой музыки?
Дети: Нежный, мечтательный,
Муз. руководитель: Что хочется делать, слушая эти звуки?
Дети: мечтать, танцевать,
Включается фоном еще раз это произведение. мр3 №3
Муз. руководитель: Слышите? Это " Сладкая греза", сладкий сон. Со звуками этой музыки мы перенесемся в далекие времена, и, заглянем в дом Володи Давыдова. (фото)
Муз. руководитель: Дом большой, красивый. Все готовятся к приему гостей. К празднику Володе подарили новую лошадку. Слышите? Это Володя спешит к своей новой игрушке!(фото)
Ребята, я предлагаю вам, прослушать еще одну музыкальную пьесу из детского альбома и выполнить упражнение под музыку, которая называется «Игра в лошадки». Спинку держим ровно, голову не наклоняем, скачем прямым галопом по кругу на своих лошадках. Взяли все свои «уздечки», и поскакали.
Звучит пьеса " Игра в лошадки" мр3 №4
Дети, под музыку выполняют упражнение, прямого галопа, обегая музыкальный зал, передавая друг другу лошадку.
Муз. руководитель. А еще Володе подарили большую, красивую коробку.
Отгадайте, что в коробке лежит?
Ребёнок: Они в коробочке лежат,
Но если их достать
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать.
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи, словно братики!
Кто скажет, как мы их зовем?
Дети: Деревянные солдатики.
Муз. руководитель: Как солдаты мы шагаем, ноги все мы поднимаем
Голову не опускаем и работаем руками.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» мр3 №5
Мальчики группы выполняют перестроения, отмечая смену частей пьесы движениями.
Муз. руководитель. У Володи была сестра. Мама подарила ей новую куклу, о которой девочка мечтала. (фото)
Девочки, а вы когда-нибудь ждали с нетерпением подарка? (Ответ.)
Давайте, послушаем музыкальную пьесу из детского альбома П. И. Чайковского «Новая кукла» и представим себе это волнительное, радостное ожидание.
Девочки танцуют с куклами, находят выразительные движения для показа образа.
Звучит " Новая кукла ". мр3 №6
Муз. руководитель. А теперь, девочки покружились, и сами в новых кукол превратились!
«Танец кукол» мр3 №7
Муз. руководитель.
Какую разную музыку написал П. И. Чайковский. А без музыки можно жить? Как вы думаете?
Дети читают поочередно стихи.
Ребёнок: Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
Ребёнок: И в танце не покружишься,
И маршем не пройдешь.
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
Ребёнок: Пусть музыка все наполняет вокруг!
Да здравствует музыка,
Общий наш друг!
Звучит «Вальс» мр3 №8
Муз. руководитель: Слышите, что сейчас звучит?
Дети: Вальс
Муз. руководитель: Это гости к нам спешат. Появляется Фея из сказочной страны, кружится в вальсе.
Муз. руководитель: Ребята, мне кажется, что пока мы слушали музыку, случилось чудо! К нам пожаловала прекрасная гостья!
Здравствуйте! Кто же вы такая? Как вы к нам попали?
ФЕЯ.
Здравствуйте! Я – Фея Сказок. Только что я услышала прекрасную музыку, которая звучала где-то рядом, и мне показалось, что она звучала именно здесь. Вот я и решила заглянуть сюда…
Муз. руководитель:
Милая Фея, вы не ошиблись, музыка звучала именно у нас.
ФЕЯ. А что это за прекрасная музыка? Кто её сочинил?
Ребёнок: Эту музыку сочинил П. И. Чайковский
Ребёнок: Мы сегодня знакомимся с творчеством композитора П. И. Чаковского, а звучал – вальс.
Фея: А можно я у вас в гостях останусь, я тоже хочу послушать красивую музыку?
Муз. руководитель. Конечно, оставайся с нами, веселись. Мы не только будем слушать музыку, но и играть.
На празднике царит веселье:
танцы, игры, смех!
Мы сейчас для вас станцуем
Дружный танец «Хлоп тебе»
Игра танец " Хлоп, тебе " мр3 №9
Фея: Прекрасный дружный танец, какая музыка звучала? (весёлая, задорная). Какое настроение сейчас у вас, изобразите на своих лицах.
Звучит пьеса " Баба Яга" мр3 №10
во время исполнения залетает на метле Баба Яга и уводит с собою Фею.
Муз. руководитель. А что это с вашими лицами? Они изменились, стали тревожными. А какая это музыка? Страшная? А кто вам это сказал?
Дети: Музыка?
Муз. руководитель. Оказывается, музыка умеет говорить! Так какая музыка сейчас прозвучала?
Ребёнок: Эта музыкальная пьеса называется «Баба Яга». Она исполняется очень скоро. В самом начале музыка звучит так, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое движение, будто Баба Яга что-то ищет.
Ребёнок: А вот потом музыка звучит высоко, зловеще, становится всё громче. Слышится, как Баба Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.
Муз. руководитель: Правильно молодцы. Ребята, вы ничего не заметили? Что- то произошло с нашей сказкой. Фея пропала? А как мы можем ее вернуть? Может быть музыкой? Какой?
Дети: Красивой? Доброй?
Муз. руководитель. Давайте попробуем. Мы сейчас под вальс будем выполнять красивые движения с лентами.
Вальс. Танец девочек с лентами. Мр3 №11
После танца входит Фея с корзиной. В корзине - музыкальные инструменты.
Фея: Дорогие ребята! Как я рада снова видеть вас!
Муз. руководитель. Вот видите, ребята! Как много в "Детском альбоме" разной музыки! Одна музыка - злая, страшная, забрала нашу Фею. А другая музыка - добрая, красивая, нежная, помогла нам вернуть ее!
Фея: И, действительно, добрая музыка растопила лед в сердце Бабы Яги. Она отпустила меня, и, даже, подарила волшебную корзину с музыкальными инструментами. Посмотрите!
Муз. руководитель. Ребята, теперь вы можете стать музыкантами.
Я сегодня дирижер!
Весь оркестр в руках держу!
За моей рукой следите,
все, что надо, покажу.
Без меня не начинайте,
а рукой взмахну - вступайте!
Пляска с бубнами и платочками. Мр3 №12
Муз. руководитель: Как быстро время пробежало,
Очень жаль нам расставаться.
Мы танцевали, мы играли
Пришло время нам прощаться.
Фея: Праздник закончился, но сказка продолжается. А на память я хочу оставить вам одну из своих сказок. Вы сможете посмотреть её на волшебном экране.
Фея удаляется.
Муз. руководитель:
Ребята, вы узнали музыкальные пьесы
Музыка в свой мир нам двери отворила -
Как радостно мы шли за ней,
Как хорошо с ней было!
В музыке - образы, мысли и чувства!
Музыка - лучшее в мире искусство!
Муз. руководитель:
Ребята, правда, интересно, что за подарок оставила нам Фея Сказок? Давайте посмотрим его прямо сейчас?
Просмотр фрагмента мультфильма по мотивам
произведений П. Чайковского из «Детского Альбома». Мр4 №13
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Дети, прощаясь с гостями, выходят из зала. Мр3 №14
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.
Занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня с детьми старшего дошкольного возраста. На занятии присутствовали: 12 человек детей, воспитатель группы, музыкальный руководитель и музыкальные руководитель дошкольных учреждений с. Яковлевка,заведующая,методист, воспитатели групп .
Тип музыкального занятия: тематическое, доминантовое.
При планировании открытого занятия я постаралась учесть индивидуальные особенности и возможности детей. Старалась показать культуру слушания классической музыки, образного ее представления, отгадывание образов.
Поставленные задачи соответствуют уровню музыкального и возрастного развития детей, их знаниям, умениям и навыкам.
Для решения поставленных задач мною использовались различные методы и приемы:
Словесно - иллюстративный: объяснение и показ музыкальных пьес в сочетании с художественными иллюстрациями.
Прием активного слушания музыки: игра детей на бубнах, где ребята отмечали метр, сильную долю.
Прием анализа услышанного произведения: дети могут охарактеризовать пьесу в целом (жалобная, мечтательная, плавная, быстрая, напевная, тревожная, и.д.).
Метод контрастного сопоставления музыкальных произведений.
Игровой прием: для активизации внимания детей, эмоциональной отзывчивости, активизации творческих проявлений.
Я построила свое занятие так, чтобы все виды музыкальной деятельности и структура занятия (слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения, выразительные движения, игра на ДМИ) сменяли друг друга для обеспечения заинтересованности и трудоспособности детей в течение всего занятия.
Так, пение сменилось танцевальным творчеством; слушание музыки - игрой на ДМИ; подвижная игра - выразительным движением.
Дети активно, с интересом воспринимали и выполняли мои указания. Показали умение слушать музыку П. И. Чайковского, узнавать, называть произведения, определять характер музыки. Они подготовлены слушать более сложные произведения.
Певческие и хоровые навыки достаточно сформированы. Дети пели приветствие эмоционально, хором, не форсируя звуки, дружно вступали и заканчивали одновременно пение.
Музыкальные движения в танцах, перестроении, играх - правильны, ритмичны. Навыки согласования движений с музыкой сформированы для старшего дошкольного возраста.
В результате активного, тесного взаимодействия с воспитателем группы мне удалось реализовать все поставленные задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.