Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Дифференциация букв п—т", с обучающимися с ОВЗ (ТНР) 2-3 классов. Занятие 2

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв. У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы. Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв п – т. Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений. Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный Адресат Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х, 3-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 8-10 лет. Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.
Иконка файла материала Дифференциация букв п-т. Занятие 2.docx

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Дифференциация букв п—т", с обучающимися с ОВЗ (ТНР) 2-3 классов.

 

Аннотация

 

     В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
    У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв п – т. Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
    Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный

Адресат

 

Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х, 3-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 8-10 лет.

     Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

 

2-е занятие

 

Тема: Дифференциация букв п – т.

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование:

  • карточки-опоры с буквами п , т;
  • карточки с буквами п, я, т, ь;
  • предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I. Организационный момент.

Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

II. Повторение.

На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

– Составьте из этих букв слово. (Пять)

– Назовите согласные из этого слова. (П, т)

– Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

– Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

– Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

– Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

– Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

– Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

  • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
  • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

III. Работа по теме.

1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

Логопед диктует: программа, таракан, салфетка, спички, поставил.

Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

– Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

– Сколько значков записали? (Шесть)

– Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

– Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II  п , III  т.

– Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

– Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье.

– Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

– Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

– Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

Логопед убирает картинки или закрывает их.

– Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

– Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

– Какое слово мы не назвали? (Платье)

3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т.

. ихонов . е . я
. е . рова . аня
. е . ухова . амара
. имошенко . авел
. ихомиров . оля

– Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

– Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

– Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

IV. Физминутка.

Потягушечка

Потягуну-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся
Маленькими не останемся!
Вот уже растём, растём, растём!

4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

5. Графический диктант.

Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

 

Материал для диктовки

В парке растут старые тополя.
Потухло пламя костра.
Потолок потемнел от сырости.
Летят перелётные птицы.
Тетерева падали в снег и прятались там от мороза.

Запись в тетради

–   п    т т    т    т п
п т    п    т
п т    п т    т    т
т т    п т    п т
т т    п  –  –  –  п т    т    т  –

 

Коллективная проверка выполнения задания.

IV. Итог занятия.

– Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т.)

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

 

Материал для проверки

Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв п – т” можно дать следующее задание.

– Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

(Логопед пишет на доске слова ПРИГОТОВИТЬСЯ и ПЛАСТМАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т. После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

Вопросы:

– Правильно ли Виталик понял доктора?

– Почему вы думаете, что он не понял доктора?

 

Источники:

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

 


 

Посмотрите также