Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (6 класс)
Формирование произносительной стороны устной речи:
Тема: Автоматизация звука [Х]
Цель: Автоматизация звука [Х] в различных позициях в слогах, словах, предложениях; формирование навыков самоконтроля произношения звука [Х]
Развитие речевого слуха:
Тема: Текст «Самое страшное».
Цель: Слуховое восприятие текста; различение вопросов по картинкам к тексту.
Задачи:
обучающие:
- учить самостоятельной автоматизации звука [Х] на материале слов;
- различение речевого материала со звуком [Х] в различных позициях;
- развитие навыков знаний правил орфоэпии.
развивающие:
- развитие словарного запаса;
- развивать самоконтроль над произношением;
- развитие слухового восприятия.
воспитательные:
- воспитывать потребность в самостоятельной речи.
коррекционные:
- развивать слуховое восприятие и речь учащихся; закреплять и совершенствовать произносительные навыки; развивать мыслительные процессы.
Тип занятия: закрепление знаний с использованием ИКТ.
Формы работы учащихся: индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, таблички.
План.
1. Организационный момент.
АМО Игра - пожелание «Удачи тебе!»
2. Работа над звуком [Х]
1) Упражнения на дыхание по Стрельниковой
2) Артикуляционные упражнения на звук [Х]
- Повторение профиля произношения звука [Х].
- Уточнение артикуляции звука [Х].
АМО «Угадай, какое слово»
- Слово из профилей звуков.
3) Произнесение звука [Х] в слогах, словах, фразах.
АМО «Чистый звук – красивая речь» (произноси звук [Х] правильно и четко).
АМО «Сыщик» (найди слова со звуком [Х]).
АМО «Угадай картинку» (послушай слова и найди картинку).
АМО «Чтецы» (прочитать стихотворение с интонацией).
4) Составление предложений из данных слов.
3. Физминутка.
4. Развитие речевого слуха (с индивидуальным аппаратом).
1) Речевой материал, обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.
2) Различение предложений.
- АМО «Корректировщик» (послушай и составь текст)
3) Различение вопросов к тексту.
4) Послушай и повтори.
5) Дополни предложения.
6) Работа на голое ухо.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Здравствуй.
-Ты хорошо слышишь? Аппарат работает?
АМО Игра – пожелание «Удачи тебе»
Целевая установка: пожелаем друг другу удачи.
2. Работа над звуком [Х]
Целевая установка: Послушай, чем ты будешь заниматься на занятии: будешь слушать, хорошо говорить звук [Х], читать, отвечать на вопросы, составлять текст. Повтори.
1) Упражнения на дыхание по Стрельниковой
Целевая установка: будем дышать, дыши правильно – вдох делаем носом, выполняем движение, выдох делаем ртом.
2) Артикуляционные упражнения на звук [Х] – профиль звука, артикуляция.
Целевая установка: Перед тобой профиль звука [Х]. Посмотри внимательно, дорисуй чего не хватает, найди ошибку. (дорисовать положение языка, исправить ошибку в положении голосовых связок при звуке [Х]). Расскажи об этом звуке (при звуке [Х] кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом, голоса нет).
АМО «Угадай, какое слово»
Целевая установка: посмотри внимательно на профили звуков, составь слово
Муха
Лопух
-Верно, молодец!
3) Произнесение звука [Х] в слогах, словах, фразах.
АМО «Чистый звук – красивая речь»
Целевая установка: Произноси звук [Х] правильно и четко
- в обратных слогах:
ах – ох ох – эх эх – ух ух – ых ых – их
- в обратных слогах со стечением согласных:
ахт – охт – ухт – ыхт – ихт
ахв – охв – ухв – ыхв – ихв
- в прямых слогах:
ха – хо хо – ху ху – хи хи – хе
- в интервокальных слогах:
аха – ахо – аху – ахи
уха – ухо – уху – ухи
оха – охо – оху – охи
иха – ихо – иху – ихи
- в прямых слогах со стечением согласных:
хва – хво – хву – хви – хвы
хта – хто – хту – хти – хты
Муха, уха, хоккей, хомяк, хобот, охотник, охота, отдых, мох, петух, лопух, отдыхать, ходить.
Дети ходят на хоккей. Петух сидит у лопуха. Охотники пошли на охоту. На грядках сеют горох.
АМО «Сыщик»
Целевая установка: найди и назови слова со звуком [Х]
АМО «Угадай картинку»
Целевая установка: Я буду говорить слова за экраном, ты внимательно слушай слова и найди картинку:
Бочка, очки, удочка, кабачок, учебник, чайник, чемодан, мяч, меч, пуговичка, девочка, кавычки, сачок.
АМО «Чтецы»
Целевая установка: Прочитай стихотворение, соблюдая интонацию.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Есть у нас два петуха,
Хи-хи-хи, хи-хи-хи
Всё дерутся петухи,
Ху-ху-ху, ху-ху-ху
Клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи
— Хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Без хвостов два петуха.
4) Составление предложений из данных слов.
Целевая установка: Надо составить предложения из данных слов.
идти, мы, в, хотим, поход
лес, хвоей, хвойный, пахнет
кухне, худой, ходит, по, кот
хватает, кот-хапуга, и, находку, охапку, в, убегает
3. Физминутка.
4. Развитие речевого слуха (с индивидуальным аппаратом).
1) Речевой материал, обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности:
[Какое сегодня число?] Сегодня…
[Какое сейчас время года?] Сейчас…
[Когда было холоднее сегодня или вчера?]
[Какой сейчас год?] Сейчас….
[Какой год наступит потом?] Наступит….
[Назови рабочие дни недели.]
[В какие дни недели люди отдыхают?]
[С какого месяца начинается год?]
2) Различение предложений.
АМО «Корректировщик»
Целевая установка: будешь слушать и составлять рассказ.
Перед учеником лежит деформированный текст. Педагог читает первый абзац, ученик слушает, находит и выкладывает перед собой и т.д. Потом ученик читает весь текст сам.
Самое страшное
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Он к девочкам побежал. Но и девочки от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался.
Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да плачет.
Наступило самое страшное: Вова остался один.
3) Различение вопросов к тексту.
Целевая установка: будешь отвечать на вопросы.
Каким мальчиком рос Вова?
Какие поступки совершал Вова?
Чем гордился мальчик?
Что с ним произошло?
Почему Вова остался один?
Почему все от него отвернулись?
Почему рассказ так называется?
4) Послушай и повтори. Различение речевых единиц за экраном.
Целевая установка: будешь слушать и повторять.
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Наступило самое страшное: Вова остался один.
5) Дополни предложения.
Целевая установка: будешь слушать и дополнять предложения. Учитель предъявляет речевые единицы за экраном.
Мальчики не захотели с ним…
Но и девочки от него…
Наступило самое страшное: Вова… …
6) Работа на голое ухо.
Целевая установка: будешь слушать без аппарата и повторять.
Товарищи, все боялись, бабушке грубил, остался один, самое страшное
5. Итог занятия. Рефлексия.
Как ты говорила?
Что ты делала на уроке?
Какое у тебя сейчас настроение?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.