Конспект урока " Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (6 класс)"
Оценка 4.6

Конспект урока " Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (6 класс)"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
дефектология
6 кл
05.08.2022
Конспект урока " Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (6 класс)"
Тема: Автоматизация звука [Х] Цель: Автоматизация звука [Х] в различных позициях в слогах, словах, предложениях; формирование навыков самоконтроля произношения звука [Х] Развитие речевого слуха: Тема: Текст «Самое страшное». Цель: Слуховое восприятие текста; различение вопросов по картинкам к тексту. Задачи: обучающие: - учить самостоятельной автоматизации звука [Х] на материале слов; - различение речевого материала со звуком [Х] в различных позициях; - развитие навыков знаний правил орфоэпии. развивающие: - развитие словарного запаса; - развивать самоконтроль над произношением; - развитие слухового восприятия. воспитательные: - воспитывать потребность в самостоятельной речи. коррекционные: - развивать слуховое восприятие и речь учащихся; закреплять и совершенствовать произносительные навыки; развивать мыслительные процессы.
Индивидуальное занятие1.docx

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (6 класс)

Формирование произносительной стороны устной речи:

Тема: Автоматизация звука [Х]

Цель: Автоматизация звука [Х] в различных позициях в слогах, словах, предложениях; формирование навыков самоконтроля произношения звука [Х]

Развитие речевого слуха:

Тема: Текст «Самое страшное».

Цель: Слуховое восприятие текста; различение вопросов по картинкам к тексту.

Задачи:

обучающие:

- учить самостоятельной автоматизации звука [Х] на материале слов;

- различение речевого материала со звуком [Х] в различных позициях;

- развитие навыков знаний правил орфоэпии.

развивающие:

- развитие словарного запаса;

- развивать самоконтроль над произношением;

- развитие слухового восприятия.

воспитательные:

- воспитывать потребность в самостоятельной речи.

коррекционные:

- развивать слуховое восприятие и речь учащихся; закреплять и совершенствовать произносительные навыки; развивать мыслительные процессы.

Тип занятия: закрепление знаний с использованием ИКТ.

Формы работы учащихся: индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, таблички.

План.

1. Организационный момент.

АМО Игра - пожелание «Удачи тебе!»

2. Работа над звуком [Х]

1) Упражнения на дыхание по Стрельниковой

2) Артикуляционные упражнения на звук [Х]

- Повторение профиля произношения звука [Х].

- Уточнение артикуляции звука [Х].

АМО «Угадай, какое слово»

- Слово из профилей звуков.

3) Произнесение звука [Х] в слогах, словах, фразах.

АМО «Чистый звук – красивая речь» (произноси звук [Х] правильно и четко).

АМО «Сыщик» (найди слова со звуком [Х]).

АМО «Угадай картинку» (послушай слова и найди картинку).

АМО «Чтецы» (прочитать стихотворение с интонацией).

4) Составление предложений из данных слов.

3. Физминутка.

4. Развитие речевого слуха (с индивидуальным аппаратом).

1) Речевой материал, обиходно-разговорного характера  и относящийся к организации учебной деятельности.

2) Различение предложений.

- АМО «Корректировщик» (послушай и составь текст)

3) Различение вопросов к тексту.

4) Послушай и повтори.

5) Дополни предложения.

6) Работа на голое ухо.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Здравствуй.

-Ты хорошо слышишь? Аппарат работает?

АМО Игра – пожелание «Удачи тебе»

Целевая установка: пожелаем друг другу удачи.

2. Работа над звуком [Х]

Целевая установка: Послушай, чем ты будешь заниматься на занятии: будешь слушать, хорошо говорить звук [Х], читать, отвечать на вопросы, составлять текст. Повтори.

1) Упражнения на дыхание по Стрельниковой

Целевая установка: будем дышать, дыши правильно – вдох делаем носом, выполняем движение, выдох делаем ртом.

https://www.kleo.ru/img/articles/-26-02-2021-011354.jpg      https://myslide.ru/documents_3/ecf272d5d2af1a0f6ba27c791c7090a8/img85.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/p/porHj2ZlUTkJ4IugWbRat8LB6NAK3hSs5zdvwX/slide-86.jpg     https://mirpozitiva.ru/wp-content/uploads/2019/11/1501072175_pravila.jpg

2) Артикуляционные упражнения на звук [Х] – профиль звука, артикуляция.

Целевая установка: Перед тобой профиль звука [Х]. Посмотри внимательно, дорисуй чего не хватает, найди ошибку. (дорисовать положение языка, исправить ошибку в положении голосовых связок при звуке [Х]). Расскажи об этом звуке (при звуке [Х] кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом, голоса нет).

АМО «Угадай, какое слово»

Целевая установка: посмотри внимательно на профили звуков, составь слово

Муха          

Лопух          

-Верно, молодец!

3) Произнесение звука [Х] в слогах, словах, фразах.

АМО «Чистый звук – красивая речь»

Целевая установка: Произноси звук [Х] правильно и четко

Найди пару. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14759472530684342730&am...                               Найди пару. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14759472530684342730&am...

- в обратных слогах:

ах – ох      ох – эх      эх – ух     ух – ых      ых – их

- в обратных слогах со стечением согласных:

ахт – охт – ухт – ыхт – ихт

ахв – охв – ухв – ыхв – ихв

- в прямых слогах:

ха – хо       хо – ху      ху – хи      хи – хе

- в интервокальных слогах:

аха – ахо – аху – ахи

уха – ухо – уху – ухи

оха – охо – оху – охи

иха – ихо – иху – ихи

- в прямых слогах со стечением согласных:

хва – хво – хвухви – хвы

хта – хто – хту – хти – хты

Муха, уха, хоккей, хомяк, хобот, охотник, охота, отдых, мох, петух, лопух, отдыхать, ходить.

Дети ходят на хоккей. Петух сидит у лопуха. Охотники пошли на охоту. На грядках сеют горох.

АМО «Сыщик»

Целевая установка: найди и назови слова со звуком [Х]

 

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/h/hvlaP74nrmopbUstVXOzCMHiN3D68wY0eI1cRdjfT/slide-20.jpg       https://sun9-west.userapi.com/sun9-63/s/v1/if2/RB1pL6YCiJAaNIKrzc0ILrMhuLV1YmvAk5VjP7lneF4Z5I0Y8SYJyMtziEoHV2sWff51_trAdrGuKI5cd8OeBDOU.jpg?size=1280x906&quality=96&type=album

АМО «Угадай картинку»

Целевая установка: Я буду говорить слова за экраном, ты внимательно слушай слова и найди картинку:

Бочка, очки, удочка, кабачок, учебник, чайник, чемодан, мяч, меч, пуговичка, девочка, кавычки, сачок.

АМО «Чтецы»

Целевая установка: Прочитай стихотворение, соблюдая интонацию.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Есть у нас два петуха,

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

Всё дерутся петухи,

Ху-ху-ху, ху-ху-ху

Клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

— Хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Без хвостов два петуха.

4) Составление предложений из данных слов.

Целевая установка: Надо составить предложения из данных слов.

идти, мы, в, хотим, поход

лес, хвоей, хвойный, пахнет

кухне, худой, ходит, по, кот

хватает, кот-хапуга, и, находку, охапку, в, убегает

3. Физминутка.

4. Развитие речевого слуха (с индивидуальным аппаратом).

1) Речевой материал, обиходно-разговорного характера  и относящийся к организации учебной деятельности:

[Какое сегодня число?] Сегодня…

[Какое сейчас время года?] Сейчас…

[Когда было холоднее сегодня или вчера?]

[Какой сейчас год?] Сейчас….

[Какой год наступит потом?] Наступит….

[Назови рабочие дни недели.]

[В какие дни недели люди отдыхают?]

какого месяца начинается год?]

2) Различение предложений.

АМО «Корректировщик»

Целевая установка: будешь слушать и составлять рассказ.

Перед учеником лежит деформированный текст. Педагог читает первый абзац, ученик слушает, находит и выкладывает перед собой и т.д. Потом ученик читает весь текст сам.

Самое страшное

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Он к девочкам побежал. Но и девочки от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался.

Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да плачет.

Наступило самое страшное: Вова остался один.

3) Различение вопросов к тексту.

Целевая установка: будешь отвечать на вопросы.

Каким мальчиком рос Вова?

Какие поступки совершал Вова?

Чем гордился мальчик?

Что с ним произошло?

Почему Вова остался один?

Почему все от него отвернулись?

Почему рассказ так называется?

4) Послушай и повтори. Различение речевых единиц за экраном.

Целевая установка: будешь слушать и повторять.

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Наступило самое страшное: Вова остался один.

5) Дополни предложения.

Целевая установка: будешь слушать и дополнять предложения. Учитель предъявляет речевые единицы за экраном.

Мальчики не захотели с ним…

Но и девочки от него…

Наступило самое страшное: Вова… …

6) Работа на голое ухо.

Целевая установка: будешь слушать без аппарата и повторять.

Товарищи, все боялись, бабушке грубил, остался один, самое страшное

5. Итог занятия. Рефлексия.

Как ты говорила?

Что ты делала на уроке?

Какое у тебя сейчас настроение?


 

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи ( 6 класс)

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи ( 6 класс)

АМО « Угадай, какое слово» -

АМО « Угадай, какое слово» -

Артикуляционные упражнения на звук [Х] – профиль звука, артикуляция

Артикуляционные упражнения на звук [Х] – профиль звука, артикуляция

Муха, уха, хоккей, хомяк, хобот, охотник, охота, отдых, мох, петух, лопух, отдыхать, ходить

Муха, уха, хоккей, хомяк, хобот, охотник, охота, отдых, мох, петух, лопух, отдыхать, ходить

Физминутка. 4. Развитие речевого слуха (с индивидуальным аппаратом)

Физминутка. 4. Развитие речевого слуха (с индивидуальным аппаратом)

Целевая установка: будешь слушать и повторять

Целевая установка: будешь слушать и повторять