Конспект урока " Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (6 класс)"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.08.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Автоматизация звука [Х] Цель: Автоматизация звука [Х] в различных позициях в слогах, словах, предложениях; формирование навыков самоконтроля произношения звука [Х] Развитие речевого слуха: Тема: Текст «Самое страшное». Цель: Слуховое восприятие текста; различение вопросов по картинкам к тексту. Задачи: обучающие: - учить самостоятельной автоматизации звука [Х] на материале слов; - различение речевого материала со звуком [Х] в различных позициях; - развитие навыков знаний правил орфоэпии. развивающие: - развитие словарного запаса; - развивать самоконтроль над произношением; - развитие слухового восприятия. воспитательные: - воспитывать потребность в самостоятельной речи. коррекционные: - развивать слуховое восприятие и речь учащихся; закреплять и совершенствовать произносительные навыки; развивать мыслительные процессы.
Иконка файла материала Индивидуальное занятие1.docx

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (6 класс)

Формирование произносительной стороны устной речи:

Тема: Автоматизация звука [Х]

Цель: Автоматизация звука [Х] в различных позициях в слогах, словах, предложениях; формирование навыков самоконтроля произношения звука [Х]

Развитие речевого слуха:

Тема: Текст «Самое страшное».

Цель: Слуховое восприятие текста; различение вопросов по картинкам к тексту.

Задачи:

обучающие:

- учить самостоятельной автоматизации звука [Х] на материале слов;

- различение речевого материала со звуком [Х] в различных позициях;

- развитие навыков знаний правил орфоэпии.

развивающие:

- развитие словарного запаса;

- развивать самоконтроль над произношением;

- развитие слухового восприятия.

воспитательные:

- воспитывать потребность в самостоятельной речи.

коррекционные:

- развивать слуховое восприятие и речь учащихся; закреплять и совершенствовать произносительные навыки; развивать мыслительные процессы.

Тип занятия: закрепление знаний с использованием ИКТ.

Формы работы учащихся: индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, таблички.

План.

1. Организационный момент.

АМО Игра - пожелание «Удачи тебе!»

2. Работа над звуком [Х]

1) Упражнения на дыхание по Стрельниковой

2) Артикуляционные упражнения на звук [Х]

- Повторение профиля произношения звука [Х].

- Уточнение артикуляции звука [Х].

АМО «Угадай, какое слово»

- Слово из профилей звуков.

3) Произнесение звука [Х] в слогах, словах, фразах.

АМО «Чистый звук – красивая речь» (произноси звук [Х] правильно и четко).

АМО «Сыщик» (найди слова со звуком [Х]).

АМО «Угадай картинку» (послушай слова и найди картинку).

АМО «Чтецы» (прочитать стихотворение с интонацией).

4) Составление предложений из данных слов.

3. Физминутка.

4. Развитие речевого слуха (с индивидуальным аппаратом).

1) Речевой материал, обиходно-разговорного характера  и относящийся к организации учебной деятельности.

2) Различение предложений.

- АМО «Корректировщик» (послушай и составь текст)

3) Различение вопросов к тексту.

4) Послушай и повтори.

5) Дополни предложения.

6) Работа на голое ухо.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Здравствуй.

-Ты хорошо слышишь? Аппарат работает?

АМО Игра – пожелание «Удачи тебе»

Целевая установка: пожелаем друг другу удачи.

2. Работа над звуком [Х]

Целевая установка: Послушай, чем ты будешь заниматься на занятии: будешь слушать, хорошо говорить звук [Х], читать, отвечать на вопросы, составлять текст. Повтори.

1) Упражнения на дыхание по Стрельниковой

Целевая установка: будем дышать, дыши правильно – вдох делаем носом, выполняем движение, выдох делаем ртом.

https://www.kleo.ru/img/articles/-26-02-2021-011354.jpg      https://myslide.ru/documents_3/ecf272d5d2af1a0f6ba27c791c7090a8/img85.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/p/porHj2ZlUTkJ4IugWbRat8LB6NAK3hSs5zdvwX/slide-86.jpg     https://mirpozitiva.ru/wp-content/uploads/2019/11/1501072175_pravila.jpg

2) Артикуляционные упражнения на звук [Х] – профиль звука, артикуляция.

Целевая установка: Перед тобой профиль звука [Х]. Посмотри внимательно, дорисуй чего не хватает, найди ошибку. (дорисовать положение языка, исправить ошибку в положении голосовых связок при звуке [Х]). Расскажи об этом звуке (при звуке [Х] кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом, голоса нет).

АМО «Угадай, какое слово»

Целевая установка: посмотри внимательно на профили звуков, составь слово

Муха          

Лопух          

-Верно, молодец!

3) Произнесение звука [Х] в слогах, словах, фразах.

АМО «Чистый звук – красивая речь»

Целевая установка: Произноси звук [Х] правильно и четко

Найди пару. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14759472530684342730&am...                               Найди пару. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14759472530684342730&am...

- в обратных слогах:

ах – ох      ох – эх      эх – ух     ух – ых      ых – их

- в обратных слогах со стечением согласных:

ахт – охт – ухт – ыхт – ихт

ахв – охв – ухв – ыхв – ихв

- в прямых слогах:

ха – хо       хо – ху      ху – хи      хи – хе

- в интервокальных слогах:

аха – ахо – аху – ахи

уха – ухо – уху – ухи

оха – охо – оху – охи

иха – ихо – иху – ихи

- в прямых слогах со стечением согласных:

хва – хво – хвухви – хвы

хта – хто – хту – хти – хты

Муха, уха, хоккей, хомяк, хобот, охотник, охота, отдых, мох, петух, лопух, отдыхать, ходить.

Дети ходят на хоккей. Петух сидит у лопуха. Охотники пошли на охоту. На грядках сеют горох.

АМО «Сыщик»

Целевая установка: найди и назови слова со звуком [Х]

 

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/h/hvlaP74nrmopbUstVXOzCMHiN3D68wY0eI1cRdjfT/slide-20.jpg       https://sun9-west.userapi.com/sun9-63/s/v1/if2/RB1pL6YCiJAaNIKrzc0ILrMhuLV1YmvAk5VjP7lneF4Z5I0Y8SYJyMtziEoHV2sWff51_trAdrGuKI5cd8OeBDOU.jpg?size=1280x906&quality=96&type=album

АМО «Угадай картинку»

Целевая установка: Я буду говорить слова за экраном, ты внимательно слушай слова и найди картинку:

Бочка, очки, удочка, кабачок, учебник, чайник, чемодан, мяч, меч, пуговичка, девочка, кавычки, сачок.

АМО «Чтецы»

Целевая установка: Прочитай стихотворение, соблюдая интонацию.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Есть у нас два петуха,

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

Всё дерутся петухи,

Ху-ху-ху, ху-ху-ху

Клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

— Хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Без хвостов два петуха.

4) Составление предложений из данных слов.

Целевая установка: Надо составить предложения из данных слов.

идти, мы, в, хотим, поход

лес, хвоей, хвойный, пахнет

кухне, худой, ходит, по, кот

хватает, кот-хапуга, и, находку, охапку, в, убегает

3. Физминутка.

4. Развитие речевого слуха (с индивидуальным аппаратом).

1) Речевой материал, обиходно-разговорного характера  и относящийся к организации учебной деятельности:

[Какое сегодня число?] Сегодня…

[Какое сейчас время года?] Сейчас…

[Когда было холоднее сегодня или вчера?]

[Какой сейчас год?] Сейчас….

[Какой год наступит потом?] Наступит….

[Назови рабочие дни недели.]

[В какие дни недели люди отдыхают?]

какого месяца начинается год?]

2) Различение предложений.

АМО «Корректировщик»

Целевая установка: будешь слушать и составлять рассказ.

Перед учеником лежит деформированный текст. Педагог читает первый абзац, ученик слушает, находит и выкладывает перед собой и т.д. Потом ученик читает весь текст сам.

Самое страшное

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Он к девочкам побежал. Но и девочки от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался.

Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да плачет.

Наступило самое страшное: Вова остался один.

3) Различение вопросов к тексту.

Целевая установка: будешь отвечать на вопросы.

Каким мальчиком рос Вова?

Какие поступки совершал Вова?

Чем гордился мальчик?

Что с ним произошло?

Почему Вова остался один?

Почему все от него отвернулись?

Почему рассказ так называется?

4) Послушай и повтори. Различение речевых единиц за экраном.

Целевая установка: будешь слушать и повторять.

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Наступило самое страшное: Вова остался один.

5) Дополни предложения.

Целевая установка: будешь слушать и дополнять предложения. Учитель предъявляет речевые единицы за экраном.

Мальчики не захотели с ним…

Но и девочки от него…

Наступило самое страшное: Вова… …

6) Работа на голое ухо.

Целевая установка: будешь слушать без аппарата и повторять.

Товарищи, все боялись, бабушке грубил, остался один, самое страшное

5. Итог занятия. Рефлексия.

Как ты говорила?

Что ты делала на уроке?

Какое у тебя сейчас настроение?


 

Посмотрите также