Конспект урока "Исследование функции на монотонность"
Оценка 4.9

Конспект урока "Исследование функции на монотонность"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
10 кл
07.02.2024
Конспект урока "Исследование функции на монотонность"
Данный материал предназначен для учителей математики (10 класс)
исследование функции на монотонность.docx

 

Учитель: Кузнецова Н.В.

Предмет: Алгебра и начала математического анализа.

Класс: 10

УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы А.Г. Мордкович,  2019г.

Уровень обучения: базовый уровень

Тема: Исследование функции на монотонность

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2

Место урока в системе уроков по теме: 1

Цель: выявить связь между характером монотонности функции и знаком её производной

Задачи:

Обучающие:

дать представление о связи свойств функции с её производной, учить чтению и анализу графиков функций;

развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать выводы по результатам собственной деятельности.

            Развивающие:

развивать такие качества личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность.

           Воспитательные:

воспитывать средствами математики культуру личности: умения выслушать и принимать во внимание взгляды других людей, умение справляться с неопределённостью и сложностью.

Планируемые результаты:

знать связь между характером монотонности функции и знаком её производной;

уметь  исследовать интервалы монотонности функции.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор,  презентация, учебник. 

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: слайды презентации, карточки с заданиями.

Содержание урока:

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний.

3.     Постановка проблемы. Формулировка темы урока, цели. Объяснение нового материала.

4.     Первичное усвоение новых знаний.

5.     Первичная проверка понимания.

6.     Первичное закрепление.

7.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока

I. Организационный момент.

    II.   Актуализация знаний.

 1. Проверка д/задания - № 29.14 (а) – один ученик у доски

 2. Класс: Игра – соревнование «Найди себе пару» (Слайд 2)

Задание:  Выписать пары (номера)  «функция» - «производная».

На столах учащихся раздаточный материал в виде таблицы.

    Взаимопроверка по слайду

 

          x5          

                                 1

x

                 2          

2x

                   3

1

                 4

2

                  5

x -3              

                               6                

                                                                 

               7

sin x

                   8

5x4

                             9                                

-3x -4

                           10               

x2

                          11

-3

                   12                      

-sin x                                  

                  13

-2/x3                  

                 14                                         

ax                                  

                15

a

                 16                        

cos x

                 17                                                                                   

1/(2)

                18                            

0

                 19                           

12x -5

                          20                              

 

Ответы:    1-9,   2-4,   3-5,  4-19,  5-19,  6-10,  7-18,   8-17,  10-20,  11-2,  12-19,    15-16,   16-19   17-13.   (слайд 3)

Проверка домашнего задания:

№ 29.14 (а). Составить уравнение касательной к графику функции y=f(x) в точке с абсциссой x = a, если: F(x) = 2, а = 2.

                                                                                                         Ответ: y = 3x - 4

Дополнительные вопросы: 1. Назови угловой коэффициент касательной (3)

 2. График касательной к функции в точке а = 2 возрастает или убывает? Почему?

3. Возрастает или убывает график функции F(x) = 2.

4. В чём заключается геометрический смысл производной?

III. Постановка проблемы. Формулировка темы урока, цели. Объяснение нового материала.

Вспомним что такое монотонность функции. Обратимся к геометрическому смыслу производной.

 

1.      –укажите количество промежутков монотонности функции (слайд 4)

-  как ведёт себя касательная в каждой точке промежутка,

- какой знак будет иметь угловой коэффициент касательной,

- как найти угловой коэффициент касательной?

 

2. На рисунке изображен график функции  у = f(x). (Слайд 5)

а) Какой знак имеет производная этой функции в следующих точках: –5; –3; –2; 0; 1; 3?

б) Назовите ещё несколько точек, в которых производная больше нуля; меньше нуля.

в) Какой знак имеет производная функции  у = f(x) на промежутке (–6; –2); (–2; 1); (1; 4)?

г) Сделайте предположение о связи между характером монотонности функции и знаком её производной.

·        Чем мы с вами будем заниматься дальше на уроке? (Исследовать функцию на монотонность)

·        Сформулируйте тему урока. (Исследование функции на монотонность)

·        Какую цель поставим для себя в результате данного исследования? (выявить связь между характером монотонности функции и знаком её производной)

Слайд 6. Тема урока «Исследование функции на монотонность»

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником: (слайд 7)

Страница учебника 204 – 207 ( эл. учебник:178 – 181)

Прочитать, выписать ответы на вопросы:

·        Какая связь между характером монотонности функции и знаком её производной;

·        теорема о возрастании функции;

·        теорема об убывании функции;

·        теорема о постоянстве функции;

·        разобрать пример 2 (а)

 

V. Первичная проверка понимания. (слайды 8 – 9)

Теорема 1. Если во всех точках открытого промежутка X выполняется неравенство f′(x)≥0 (причем равенство f′(x)=0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке) , то функция y=f(x)) возрастает на промежутке X.

augoša funk..bmp

Теорема 2. Если во всех точках открытого промежутка X выполняется неравенство f′(x)≤0 (причем равенство f′(x)=0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция y=f(x) убывает на промежутке X.

dilst_funk.bmp

Итак: если существует производная функции в интервале (a,b) и в данном интервале

1) f'(x)>0, то функция в нём возрастает;

2) f'(x)<0, то функция в нём убывает

3) f'(x)=0, то функция постоянна

VI. Первичное закрепление.

·        Как исследовать функцию на монотонность?

·        Сформулируйте алгоритм

·        Определите промежутки монотонности функции

y = 2 – 3- 36х + 40

 

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дома: п 30 (1)  № 30.12 (а), № 30.14 (а)

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Если функция  у = f(x) возрастает на некотором промежутке, то что можно сказать о знаке её производной на этом промежутке?

– Если производная некоторой функции  у = f(x) принимает на промежутке только отрицательные значения, то что можно сказать о характере монотонности этой функции на этом промежутке?

– Сформулируйте теоремы, устанавливающие связь между характером монотонности функции и знаком её производной.

 

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

 


 

Учитель: Кузнецова Н.В. Предмет:

Учитель: Кузнецова Н.В. Предмет:

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация, учебник

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация, учебник

Ответы: 1-9, 2-4, 3-5, 4-19, 5-19, 6-10, 7-18, 8-17, 10-20, 11-2, 12-19, 15-16, 16-19 17-13

Ответы: 1-9, 2-4, 3-5, 4-19, 5-19, 6-10, 7-18, 8-17, 10-20, 11-2, 12-19, 15-16, 16-19 17-13

Какой знак имеет производная этой функции в следующих точках: –5; –3; –2; 0; 1; 3? б)

Какой знак имеет производная этой функции в следующих точках: –5; –3; –2; 0; 1; 3? б)

X . Теорема 2 . Если во всех точках открытого промежутка

X . Теорема 2 . Если во всех точках открытого промежутка

Как исследовать функцию на монотонность? ·

Как исследовать функцию на монотонность? ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2024