Учитель: Кузнецова Н.В.
Предмет: Алгебра и начала математического анализа.
Класс: 10
УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы А.Г. Мордкович, 2019г.
Уровень обучения: базовый уровень
Тема: Исследование функции на монотонность
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме: 1
Цель: выявить связь между характером монотонности функции и знаком её производной
Задачи:
Обучающие:
дать представление о связи свойств функции с её производной, учить чтению и анализу графиков функций;
развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать выводы по результатам собственной деятельности.
Развивающие:
развивать такие качества личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность.
Воспитательные:
воспитывать средствами математики культуру личности: умения выслушать и принимать во внимание взгляды других людей, умение справляться с неопределённостью и сложностью.
Планируемые результаты:
знать связь между характером монотонности функции и знаком её производной;
уметь исследовать интервалы монотонности функции.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация, учебник.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: слайды презентации, карточки с заданиями.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы. Формулировка темы урока, цели. Объяснение нового материала.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка д/задания - № 29.14 (а) – один ученик у доски
2. Класс: Игра – соревнование «Найди себе пару» (Слайд 2)
Задание: Выписать пары (номера) «функция» - «производная».
На столах учащихся раздаточный материал в виде таблицы.
Взаимопроверка по слайду
x5 1 |
x 2 |
2x 3 |
1 4 |
2 5 |
x -3 6 |
7 |
sin x 8 |
5x4 9 |
-3x -4 10 |
x2 11 |
-3 12 |
-sin x 13 |
-2/x3 14 |
ax 15 |
a 16 |
cos x 17 |
1/(2) 18 |
0 19 |
12x -5 20 |
Ответы: 1-9, 2-4, 3-5, 4-19, 5-19, 6-10, 7-18, 8-17, 10-20, 11-2, 12-19, 15-16, 16-19 17-13. (слайд 3)
Проверка домашнего задания:
№ 29.14 (а). Составить уравнение касательной к графику функции y=f(x) в точке с абсциссой x = a, если: F(x) = 2, а = 2.
Ответ: y = 3x - 4
Дополнительные вопросы: 1. Назови угловой коэффициент касательной (3)
2. График касательной к функции в точке а = 2 возрастает или убывает? Почему?
3. Возрастает или убывает график функции F(x) = 2.
4. В чём заключается геометрический смысл производной?
III. Постановка проблемы. Формулировка темы урока, цели. Объяснение нового материала.
Вспомним что такое монотонность функции. Обратимся к геометрическому смыслу производной.
1. –укажите количество промежутков монотонности функции (слайд 4)
- как ведёт себя касательная в каждой точке промежутка,
- какой знак будет иметь угловой коэффициент касательной,
- как найти угловой коэффициент касательной?
2. На рисунке изображен график функции у = f(x). (Слайд 5)
а) Какой знак имеет производная этой функции в следующих точках: –5; –3; –2; 0; 1; 3?
б) Назовите ещё несколько точек, в которых производная больше нуля; меньше нуля.
в) Какой знак имеет производная функции у = f(x) на промежутке (–6; –2); (–2; 1); (1; 4)?
г) Сделайте предположение о связи между характером монотонности функции и знаком её производной.
· Чем мы с вами будем заниматься дальше на уроке? (Исследовать функцию на монотонность)
· Сформулируйте тему урока. (Исследование функции на монотонность)
· Какую цель поставим для себя в результате данного исследования? (выявить связь между характером монотонности функции и знаком её производной)
Слайд 6. Тема урока «Исследование функции на монотонность»
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Работа с учебником: (слайд 7)
Страница учебника 204 – 207 ( эл. учебник:178 – 181)
Прочитать, выписать ответы на вопросы:
· Какая связь между характером монотонности функции и знаком её производной;
· теорема о возрастании функции;
· теорема об убывании функции;
· теорема о постоянстве функции;
· разобрать пример 2 (а)
V. Первичная проверка понимания. (слайды 8 – 9)
Теорема 1. Если во всех точках открытого промежутка X выполняется неравенство f′(x)≥0 (причем равенство f′(x)=0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке) , то функция y=f(x)) возрастает на промежутке X.
Теорема 2. Если во всех точках открытого промежутка X выполняется неравенство f′(x)≤0 (причем равенство f′(x)=0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция y=f(x) убывает на промежутке X.
Итак: если существует производная функции в интервале (a,b) и в данном интервале
1) f'(x)>0, то функция в нём возрастает;
2) f'(x)<0, то функция в нём убывает
3) f'(x)=0, то функция постоянна
VI. Первичное закрепление.
· Как исследовать функцию на монотонность?
· Сформулируйте алгоритм
· Определите промежутки монотонности функции
y = 2 – 3- 36х + 40
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Дома: п 30 (1) № 30.12 (а), № 30.14 (а)
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Если функция у = f(x) возрастает на некотором промежутке, то что можно сказать о знаке её производной на этом промежутке?
– Если производная некоторой функции у = f(x) принимает на промежутке только отрицательные значения, то что можно сказать о характере монотонности этой функции на этом промежутке?
– Сформулируйте теоремы, устанавливающие связь между характером монотонности функции и знаком её производной.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично |
3.помогал другим |
3.не понял |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.