Урок ИЗО в 6 классе.
Тема: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека». Образ Защитника Отечества.
Цели: различать и характеризовать виды портрета;
· понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
· использовать графические материалы в работе над портретом;
· использовать образные возможности освещения в портрете;
· пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
УУД: Регулятивные: определять и формулировать тему и цели урока, проблему в учебной деятельности, контроль знаний
Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои цели и интересы, смысл деятельности, самооценка собственной деятельности, самоопределение.
Познавательные: уметь формулировать проблему урока, самостоятельно осваивать новую тему – образ Защитника Отечества в графике, находить информацию, необходимую для решения учебной задачи, самостоятельно формулировать высказывание об особенностях графического изображения человека, контроль и оценка процесса результатов деятельности.
Коммуникативные: умение работать в группе, излагать свое мнение в диалоге, строить понятные для партнера высказывания, выражать свои мысли и мнение с достаточной полнотой и четкостью.
Структура и ход урока:
этап урока№ |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы организации совзаимодействия |
|
1. |
Организационный момент. |
|||
|
Приветственное слово учителя. Проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся.
|
Приветствуют учителя. |
Фронтальная работа |
|
2 |
Определение темы и целей урока
|
|||
|
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Николая Заболоцкого, а вы попробуйте угадать, о каком жанре изобразительного искусства говорит поэт Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С картины Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Дети называют тему урока. - Правильно, портрет (от фр. изображение). - Какой жанр изобразительного искусства называется портрет? - Портрет-это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению определенного человека либо группе людей. - Сейчас вы поработаете в группах. На ваших столах лежат репродукции картин. Вам надо разделить их на 3 группы. Сами догадайтесь, какие. - Мы разделили репродукции на виды ИЗО. - А теперь скажите, какой вид изобразительного искусства используется художниками всегда. - Это графика. - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Портрет в графике. - А какие наши цели? Как вы думаете, кого мы будем изображать? - Изобразить портрет в графике - .портрет Защитника Отечества. |
Слушают учителя.
Определяют тему Учащиеся рассматривают репродукции и распределяют их по трем группам: 1. портрет в живописи 2. портрет в графике 3. портрет в скульптуре.
Определяют цели урока. Определяют тему урока.
|
Фронтальная работа
Групповая работа
Фронтальная работа |
|
3 |
Систематизация и закрепление пройденного материала. |
|||
|
- Прежде чем приступить к теме нашего урока, давайте повторим то, что мы уже знаем о портрете. Каждой группе я дам вопросы. Вы подумаете и ответите на них. Затем проверим.
Учащиеся обсуждают вопросы, отвечают на них. На слайде заполняется кроссворд. - Для нашей работы по теме урока нужно повторить пропорции головы человека.
Отвечают на вопросы, отгадываю кроссворд. Повторяют понятия: - поясной, парадный, групповой, камерный портрет; - бюст, пропорция; - автопортрет Объясняют пропорции головы человека по схеме. |
Групповая работа
фронтальная работа |
||
4 |
Открытие нового знания |
|||
|
Перед вами зрительный ряд. Рассмотрите произведения художников. Я обратилась к этим картинам, чтобы показать, что художник умеет передать неповторимость и яркость образов. Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков – он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера. Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика. Графический портрет стал отдельным видом искусства.Рассмотрите репродукции. Какими материалами работают в графике? - Сангина, пастель, карандаш и уголь, а так же восковые мелки и тушь. Что является основными средствами выражения в графике? - Линия и пятно, в том числе штриховое. Какое состояние души передают данные портреты? - Мужественность, силу воли, героизм. |
фронтальная работа
умение выделить главное, сформулировать свое мнение Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои ответы. |
||
5 |
Физминутка
|
|||
|
Потрудились – отдохнём! Станем – глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад |
|||
6 |
Творческая деятельность
|
|||
|
- Сейчас мы с вами попробуем создать портреты Защитников Отечества. Сегодняшний урок мы посвящаем нашим защитникам – тем, кто выполнил свой долг перед Отечеством – прошел службу в Вооруженных Силах, тем, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны. это может быть портрет вашего родственника или портрет воина. Сами выберите образ. Ваша задача – передать мужество, создать образ Защитника Отечества. Смотрят видеоряд портретов земляков, принимавших участие в Вов, фотопортреты родственников, служащих в Вооруженных Силах, картины художников Эмоциональный настрой. Я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д.. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций). Работают индивидуально: выполняют графический портрет Защитника Отечества. Индивидуальная работа. |
|||
7 |
Выставка работ |
|||
|
- Что удалось передать в портретах? - Какой портрет вам больше всего понравился? - Кто из вас может прокомментировать свою работу. Кто здесь изображен? Выставляют свои работы. Фронтальная работа. |
|||
8 |
Рефлексия. Итог урока.
|
|||
|
Ребята продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы узнали… 2.Научились … 3.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 4.Трудным для меня стало… – Сегодня на уроке мы познакомились с графическим портретом. Эпиграфом к уроку были строки из стихотворения Н.Заболоцкого. Ведь “живопись” – праву может считаться “зеркалом” человеческой души. Одновременно, созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами. |
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. |
Фронтальная работа. |
|
9 |
Домашнее задание. - Подобрать иллюстрации с изображением различных образов человека, эмоциональных состояний |
Записывают домашнее задание |
Фронтальная работа. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.