План-конспект урока литературы в 5 классе
по теме «Жизнь детей из богатой и бедной семей.
Их общение. Доброта и сострадание героев повести»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель: формирование читательской культуры школьников.
Задачи:
Образовательная:
· проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом);
· формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки);
· углубить знания о теме и идее художественного произведения
Развивающая:
· развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;
· развивать устную речь учащихся;
· развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения.
Воспитательная:
· воспитать у детей чувство сострадания, милосердия, гуманное отношение к людям
Тип урока – обобщающий урок (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)
Методы: метод творческого чтения (комментированное чтение), проблемно - поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: выразительное чтение, словарная работа, беседа, работа с иллюстрацией.
Оборудование: учебник.
Литература:
· Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-303 с.
Ход урока
I. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы.
Сегодня мы продолжим изучение повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе».
Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Современники называли его «нравственным гением».
4. Работа по теме урока
-Обратимся к тексту. Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство:)
-Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город.
-Вы хотели бы жить в таком городе? Почему?
-Как автор сумел подчеркнуть мрачность и трагичность повести? (Через пейзажную зарисовку.)
-Подведем итог. Когда бывает пейзаж печален? (Когда печален человек.)
-А человек печален, когда судьба его драматична.
2) Драма Тыбурция и его детей.
Что означала в этом городе фраза "живет в замке"? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)
-Какова была участь неугодных? Зачитайте.
Люди отвергнуты себе подобными: Город их не принял: А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы - люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)
-Кого из проблематических натур автор считает замечательной личностью? (Тыбурция.)
-Найдите описание его внешности, зачитайте.
-Драматична ли судьба Тыбурция?
О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит рассказ о Тыбурции- подготовленный ученик.)
Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.
Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.
-Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)
Чем они в основном занимались? (Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)
Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция воровать, и сын вынужден воровать; а дочь чахнет в сыром подземелье.)
3) Драма Васи и его отца.
Выборочное чтение – портрет судьи
-Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах "глубокая неустанная печаль"?
-Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе? (Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.)
-Каково мнение о нем в городе? (Честный, даже графа засудил, а старухе Иванихе велел стул принести)
-А что с этим судьей происходит дома? (Он отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству и сам нарушает законы, значит, становится преступником.)
Какие законы он нарушает? (Нравственные.)
-Обратимся к тексту. Прочитайте, как судья становится преступником.
-На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)
-Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. (Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости.Сначала отец не замечал сына из-за большой любви к жене, а когда она умерла, - из-за большого горя)
-В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)
Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?
(После знакомства с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком, заботиться о Марусе.)
- Какой увидел Вася Марусю? – Выборочное чтение (стр.26 3-й абзац).
(Маленькая девочка, лет 4-х, глаза грустные, волосы белокурые, лицо бледное.)
- Какие средства худ. выразительности использует автор?
(Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;
Сравнение - …как былинка, … как головка полевого колокольчика)
- О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Показывают любовь, сострадание, жалость)
- Чем Валёк и Маруся не похожи на обычных детей, которых знал Вася до знакомства с ними?
(Валек внушал Васе доверие и уважение «своими манерами взрослого человека», Маруся не любила играть в веселые игры, смеялась очень редко.
Ребята, с которыми Вася дружил до знакомства, бросили его в трудную минуту предали.)
- Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь»?
(Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети)
- Когда раскрылась мальчику эта загадка? (Когда Вася впервые увидел подземелье)
2. Работа с текстом.
- Обратим внимание на описание подземелья. Стр. 30
- Выделите в тексте повести слова , характеризующие подземелье.
Очутились в темноте, под землей…,повел меня по узкому сырому коридору…,две струи света резко лились сверху, выделяясь на темном фоне подземелья…, стены сложены из камня…,на фоне серого камня…, стены подземелья тонули совсем в темноте…
- Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?
Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень (серый, жесткий, холодный…)
- Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?
(Называют «голод», «холод», «боль», «страх», «ужас», «безжалостность», «черствость», «равнодушие», «жестокость», «бесчувствие», «несправедливость».) - записать на синем листе
- Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.
- Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию.
5. Итог урока
А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу урока. В заключение прозвучат слова Экзюпери: « Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Как вы понимаете это?
-А теперь закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке - это…»
6. Домашнее задание
Перес. 4-7 гл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.