Конспект
урока математики по
адаптированной основной общеобразовательной
программы (1 вариант)
в 4 а классе
ГОКУ СКШ №1
г. Усолье-Сибирское
Иркутской области
учителя начальных классов
Павловой Ирины Миннуловны
Тема урока: Деление на 10 равных частей.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Цель урока: Формировать умение выполнять деление на 10 равных частей.
Задачи урока:
Образовательные:
- закреплять знания о действиях умножения и деления в пределах числа 10;
- закреплять умения решать задачи на деление на 10 равных частей;
- развитие связной речи;
- учить соблюдать правила поведения на природе.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мышления, памяти, зрительного внимания, пространственного восприятия;
- развитие общей и мелкой моторики, тренировка межполушарного взаимодействия;
- снятие зрительного напряжения;
- активизирование мыслительной деятельности при помощи использования ИКТ (развитие операций анализа и синтеза, установление логических связей).
Воспитывающие:
- развитие познавательного интереса учащихся в области математики и окружающего мира;
- развитие бережного отношения к природе;
- развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности.
Формировать БУД:
- Личностные:- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, сохранять мотивацию
к учёбе;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Регулятивные: - умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;
- оценивать правильность выполнения, высказывать свои предположения;
- Коммуникативные: - умение правильно строить предложения в устной форме, слушать и понимать речь других;
- Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Технологии:
Здоровье сберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
коррекционно - развивающие (развитие мышления, памяти, зрительного внимания, ориентировки в пространстве);
уровневая дифференциация и индивидуализация обучения (использование индивидуальных заданий на уровне возможностей и способностей учащихся);
информационно – коммуникационные (компьютерные) (презентация); интегрированное обучение (межпредметные связи);
игровые (обучающие).
Оборудование:
Наглядность: - картинки с изображением предметов;
- карточки с числами;
- индивидуальные карты с задачей.
Ресурсы: - основные – учебник «Математика», 4 класс, авторы: Т.В. Алышева, И.М. Яковлева для специальных (коррекционных) Общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2018г
- дополнительные: презентация «Деление на 10 равных частей».
План урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока, активация мыслительной деятельности учащихся.
3. Работа по теме урока.
4. Физкультминутка.
5. Работа по теме урока.
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
7. Рефлексия урока.
Содержание урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
I. Организационный момент. (Класс проветрен) (Здоровье сберегающие технологии) Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Создается эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята. Поприветствуем гостей.
Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал, Все за парты тихо сели – На меня все посмотрели!
|
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе, отвечают на вопросы. |
Личностные БУД: самоконтроль Регулятивные БУД: целеполагание. Коммуникативные БУД: планирование учебного сотрудничества совместно с учителем. |
II. Работа в тетрадях. (2мин). Цель этапа:- повторить разрядные единицы чисел, развивать навыки каллиграфического письма цифр.
|
Открыли тетради, записали число. Классная работа. -Какое сегодня число? (25) Какое это число? (двузначное). Назовите сколько дес. ед? Посмотрите как правильно пишется цифра 10 и пропишите строчку в тетради. Подчеркните карандашом саму красивую букву, которую вы написали. |
Записать дату: 25 апреля. Классная работа. Упражнение чистописание. Письмо числа 10 (строчку)
|
Познавательные БУД: умения анализировать, сравнивать, давать развернутый ответ. |
III. Устный счёт. (4мин). (Элемент проблемного обучения)
Цель этапа: создание условий для активизации опорных знаний.
|
1. Для начала повторим таблицу умножения. (Слайд 1-2) -Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеником во всём мире. А кто это, вы узнаете, разгадав загадку. А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке убывания и соотнесите их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку. (Примеры записаны на доске) Е 10 · 4 = 40 В 10 · 5 = 50 Р 10 · 7 = 70 А 10 · 6 = 60 У 10 · 8 = 80 Й 10 · 3 = 30 М 10 · 9 = 90
90, 80, 70, 60, 50, 40,30 /муравей/ - Да, ребята, это муравьи – неутомимые труженики. Сегодня один из них будет сопровождать нас на уроке. 2. Геометрический материал. (Слайд 3) -Как называется домик для муравьёв? (муравейник) -Назовите, из каких геометрически фигур можно нарисовать муравейник? (квадрат, прямоугольник, круг, ломаная линия). -Какая фигура лишняя? (квадрат, прямоугольник, круг) Почему? Молодцы! |
Читают, анализируют, составляют слово, формируют ответ. Учащиеся поочерёдно решают примеры, выстраивают числа в порядке убывание, составляют слово.
Читают, анализируют, формируют ответ. Называют геометрические фигуры, определяют лишнюю фигуру, объясняют, почему квадрат, прямоугольник, круг лишние. |
Личностные БУД: развивать мотивы учебной деятельности формировать личностный смысл учения. Регулятивные БУД: целеполагание. Коммуникативные БУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умения коллективно работать. Познавательные БУД: восстанавливать числа в порядке убывания, соотносить число с заданной буквой, различать и сравнивать геометрические фигуры. |
IV. Сообщение темы урока. (1мин). (Информационно – коммуникационные технологии)
Цель этапа: прогнозирование темы и цели урока. |
- На предыдущем уроке мы учились умножать числа на 10, а сегодня мы будем делить числа на 10 равных частей. (Слайд 4) - Если заглянуть в муравейник, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих муравьёв. Но это не так. Все в их жизни подчинено определенным законом, все находится в строгом порядке. Каждый муравей занимается своим делом, выполняя его на отлично. -Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир муравьёв. Но муравьи не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить ряд заданий. Будем работать как муравьи. -Основными заданиями для класса будут упражнение в делении чисел на 10 равных частей. Справившись с ними, мы узнает много интересного. Итак, в путь за муравьём. |
Формулируют цель урока. |
Познавательные БУД: умение осознанно и произвольно строить свои ответы.
Личностные БУД: Осознают себя в роли обучающегося, формулируют мотивы достижения поставленной цели.
Регулятивные БУД: прогнозирование. |
V. Работа по теме урока. (30мин) (Элемент проблемного обучения) 1.Работа по основной теме урока. Цель этапа: формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения, осознание темы урока.
|
Выдвигает проблему по формулировке цели урока. (Слайд 5) Задание: Разделить пчёл между 10 –ю муравейниками. - Смотрите, в лесу было 10 муравейников. - Пришло 40 муравьёв. (Выкладывается 40 муравьёв) Надо разделить 40 муравьёв между 10 муравейниками. - Как будем делить? (Берём 10 муравьёв и раскладываем по 1 в каждый муравейник, затем ещё 10 муравьёв и раскладываем по 1 и т.д. пока все муравьи не закончатся). - Сколько муравьёв было? (40). - На сколько частей делили? Сколько было муравейников? (10). - Как делили? По сколько посадили в каждый муравейник? (По одному). - Сколько муравьёв в каждом муравейнике? (4). - Поровну мы разделили? (Да). Записать на доске: 40 : 10 = 4. Поверка умножением: 10 * 4 = 40. Вывод: - Что нужно сделать, чтобы разделить некоторое количество предметов поровну, на равные части? (Нужно брать столько предметов, на сколько частей мы делим, и раскладывать их по одному, так при делении на 10 равны частей, берём 10 предметов и раскладываем по одному). Так же мы разделим 50 муравьёв на 10 равных частей 50:10=5 Проверим умножением. 10*5=50 60:10=6 70:10=7 80:10=8 90:10=9 100:10=10 Молодцы! Мы с вами закончили составлять таблицу деления на 10. (на стенд вывешивается 2 табличка) Запишите в тетрадь. |
Выполняют задания.
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
Рассуждают, делают выводы. |
Личностные БУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
Регулятивные БУД: прогнозирование. Познавательные БУД: деление на 10 равные части заданные числа.
Познавательные БУД: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные БУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
|
2. Работа по учебнику. (Элемент проблемного обучения)
Цель этапа: развивать умения и навыки в составлении обратного примера делению – умножение. |
Решение примеров на деление с объяснением. стр. 122 №2 (Слайд 6-7) - Муравьиная дорога начинается от муравейника. В лесу обычно находится много муравейников. Вот и мы у себя в тетрадях «построим» ряд муравейников. - Давайте повторим. -Действию умножению, какое обратное действие? (деление) Правило: Действию делению обратное действие - умножение. (выполняется задание с учебника у доски с объяснением) -Открыли учебники на стр. 122 №2 Задание: Составить обратный пример делению – умножение. Пр. 10*1=10 10:10=1 (решение примеров у доски и в тетради с объяснением по «цепочки») - Молодцы, мы справились с заданием, построили свою пасеку. |
Решают примеры, рассуждают, делают выводы, дают ответы на поставленные вопросы. |
Личностные БУД: осознают себя, в роли обучающегося, формулируют мотивы достижения поставленной цели. Познавательные БУД: планирование своих действий.
|
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Здоровье сберегающие технологии) Цель этапа: снятие физического и умственного напряжения. |
Организация физминутки с помощью компьютера. Круг. Обводим глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счёт 1-5. |
Выполняют упражнения. |
Личностные БУД: самоопределение, выражение своих эмоций. |
3. Решение задачи. (Элемент проблемного обучения) Цель этапа: закреплять умения решать задачи на деление на 10 равные части; развитие связной речи.
|
Разбор и решение задачи (по карточке). Рабочий день муравья начинается с первыми лучами солнца в 5 часов и заканчивается в 20 часов. Сколько часов длится рабочий день муравья? (15ч.) -Как узнали? (20 ч.-5 ч.=15 ч.) - А сейчас давайте узнаем, как трудятся муравьи. Решим задачу (по карточке). (Слайд 8) - Послушайте меня, я прочитаю задачу, а вы скажите о ком она? (о муравьях) - Прочитайте задачу? О ком говорится в задаче? (о муравьях, о муравейниках и веточек). (Слайд 9) В лесу работало 10 муравьёв. Вместе они собрали 60 веточек. Сколько муравей-ников построили муравьи?
- Что означает число 10? (количество муравьёв) -Что означает число 60 в.? (Сколько веточек собрали) - Для удобства решения составим краткую запись? (на доске) Какие ключевые слова мы возьмём для краткой записи? Работало – 10 муравьёв Собрали - 60 веточек Сколько муравейников построили? -Можно сразу ответить на вопрос задачи? (Да.) Каким действием мы решим задачу? (делением) -Запишите решение и ответ самостоятельно. (Проверка у доски) 60 в. : 10 = 6 (муравейников) Ответ: 6 муравейников построили. (Повтор обозначения чисел в задаче.) –Что обозначает число 60? 10? 6? Молодцы, муравей доволен вашей работой! -Вы поработали хорошо теперь время передохнуть. |
Фронтальные ответы детей на поставленные вопросы.
Работа в тетради (запись задачи).
|
Коммуникативные БУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других. Познавательные БУД: анализировать.
Регулятивные БУД: формирование умения составления плана деятельности с помощью учителя; формирование умения высказывания своего предположения на основе данного материала. |
Физкультминутка. (Здоровье сберегающие технологии) Цель этапа: активно изменить деятельность детей, ослабить наступившее утомление, настроить на продолжение урока.
|
Организация физминутки с помощью компьютера. (Слайд 10) Муравейник на поляне ночью крепко спит. А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают: Лапками перебирают, и головками качают. Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5! Очень дружные они! Ты, дружок, их береги.
|
Выполняют упражнения. |
Личностные БУД: самоопределение, выражение своих эмоций. Познавательные БУД: планирование своих действий. |
4.Первичное закрепление.
(Дифференцированное и индивидуальное обучение)
Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных преставлений и их коррекция. |
Организует фронтальную и индивидуальную работу. Решение примеров (самостоятельная работа). (Слайд 11) -Несколько муравейников у муравьёв сломались. Давайте поможем их отремонтировать. - На карточках у вас записаны примеры с пропущенными числами. Надо вставить пропущенное число так чтоб пример решался правильно.
Повтор компонентов при делении.
(Устный разбор на примере __:10=1. Как мы узнаем делимое? Составим обратны пример на умножение. 10*1=10. Делимое 10)
Самостоятельная работа. __: 10 =2 __: 10 =5 __: 10=8 __: 10 =3 __: 10 =6 __: 10=9 __: 10 =4 __: 10 =7 __: 10=10
(1 гр. – 3 столбика 2 гр. – 2 столбика примеров) Проверка устно. Посмотрите внимательно и скажите. -Что у нас получилось? (Таблица деления на 10) (Слайд 12) Мы отремонтировали домики муравьёв, а сейчас каждый построит муравейник у себя в тетради. |
Проводят анализ
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельная работа
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и работают самостоятельно каждый - дифференцированная работа по группам. |
Познавательные БУД: Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Логические – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов учащихся. Коммуникативные БУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Личностные БУД: осознают себя, в роли обучающегося, формулируют мотивы достижения поставленной цели. |
3.Графически диктант. (3 мин) (Игровые технологии)
Цель этапа: развивать умения и навыки работы по инструкции учителя. |
Построение муравейника. (Слайд 13) Возьмите простой карандаш приготовьтесь к построению. Отступите от края 3 кл. вниз отступите 5 кл. и поставьте точку. Отсчитайте 5 кл. вправо и поставьте точку. Соедините точки ломаной не замкнутой линией. Начертите окошко - круг в домике самостоятельно. Из какой геометрической фигуры мы построили муравейник? (ломаная не замкнутая линия) |
Построение чертежа по заданным точкам. |
Регулятивные БУД: анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя. Познавательные БУД: осуществляют отбор информации. |
V. Подведение итогов урока. Оценивание. (2 мин) (Информационно – коммуникационные технологии)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Подводит итог урока, побуждает детей к высказыванию своего мнения.
-Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего, не прося в замен. Ведь муравьи – это чистильщики леса. Чем больше муравьёв выйдет на работу, тем чище будет лес. Тем краше будет наша Земля. И если вы, увидев в лесу муравейник, не ломайте его. Помните об этом! Муравьи – это маленькие труженики! |
Высказывают свое мнение.
|
Личностные БУД: формирование способности к самоанализу на основе критерия успешности; самоконтроль.
Познавательные БУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного. |
VI. Дом. зад. (1мин) (Информационно – коммуникационные технологии) |
Объяснение домашнего задания. (Слайд 14) Стр. 123 № 5,6 Выучить таблицу деления на 10. |
Запись домашнего задания в дневник. |
|
VII. Рефлексия. (Информационно – коммуникационные технологии) Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов. |
Побуждает к устным высказываниям. (Слайд 15) -Какое задание, по-вашему, мнению было самое интересное? -Какое самое сложное? -Какая работа понравилась больше: все вместе, самостоятельно? |
Дают развёрнутый, обоснованные ответ на поставленный вопрос. |
Личностные БУД: самооценка на основе критерия успешности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.