Тема: «Построение равностороннего треугольника»
Класс: 5А
Цель: научить строить при помощи циркуля равносторонний треугольник.
Задачи:
1. Образовательные:
· Обучение построению равностороннего треугольника;
· Повторение видов треугольников;
· Ознакомление учащихся с понятием «фронтовой треугольник».
2. Развивающие:
· Развитие воображения, восприятия, геометрического мышления, внимания;
· Повышение познавательной и творческой деятельности.
3. Воспитывающие:
· Воспитание дисциплинированности, аккуратности;
· Воспитание патриотизма и гордости за свою Родину, свой народ.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы, наборы треугольников, шаблон прямого угла.
Ход урока
I Орг. момент.
II Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
СЛАЙД 1
- Что лишнее на доске? (незамкнутая ломаная линия)
СЛАЙД 2
- А как назовем оставшиеся линии? (замкнутые)
СЛАЙД 3
- Что образуют замкнутые ломаные линии? (многоугольники)
- У какого многоугольника самое маленькое количество углов? (у треугольника) СЛАЙД 3.1
Какую геометрическую фигуру мы изучаем сейчас на уроках геометрии? (Треугольник)
СЛАЙД 4
-Из каких элементов состоит треугольник? Покажите на чертеже. (Углы, стороны, вершины)
По сколько углов, вершин и сторон имеет каждый треугольник? (по 3)
-Все ли треугольники одинаковые?
-По каким своим элементам различаются треугольники? (по сторонам и углам)
А сейчас мы поиграем в игру «Третий лишний»
СЛАЙД 5-8
Учащиеся называют лишний треугольник и доказывают, почему он лишний. Определяют вид оставшихся треугольников, дают определение.
Работа в группах:
Карточки с разными по видам треугольниками предлагаю разложить ребятам
1 группе - по видам углов
2 группе – по длине сторон
III Объяснение нового материала.
Вспомните, чему вы учились на прошлых уроках геометрии? (Строить треугольники)
Какие треугольники мы учились строить? (разносторонний и равнобедренный)
Какой треугольник мы еще не строили? (равносторонний)
Ребята, догадались какая тема урока сегодня?
Построение равностороннего треугольника. (на доску)
СЛАЙД 9
- Чему будем учиться на уроке? (строить равносторонний треугольник)
Открыли тетради, записали число, классная работа.
Открыли учебники с. 190, сейчас мы решим задачу 923.
Читаю задачу.
О какой геометрической фигуре говорится в задаче? (О треугольнике)
Что мы знаем об этом треугольнике? (Что он равносторонний и длина стороны равна 4 см)
Что это значит? (Что все стороны равны по 4 см)
Оформляем задачу.
Дано: Построение.
АОК,
АО = АК = ОК = 4 см
Построить:
АОК.
СЛАЙД 10
При помощи каких чертежных инструментов выполняется построение? СЛАЙД 10.1
(Линейка, карандаш и циркуль)
Как нужно обращаться с циркулем? (ТБ работы с циркулем)
СЛАЙД 10.2
СТРОИТЬ НУЖНО ТАК:
1. Построим отрезок АО=4см.
Поставьте точку, обозначьте ее буквой А, берем линейку, совмещаем ноль на линейке с точкой А. Находим на линейке цифру 4, ставим точку, обозначаем ее буквой О. Соединяем 2 точки. Получаем отрезок АО.
Прикладываем линейку, проверяю точность построения отрезка.
2. Положили чертежные принадлежности на стол и внимательно смотрим и слушаем как выполняется построение треугольника.
- Ставим точку А.
- Из точки А проводим прямую.
- Берем циркуль, измеряем отрезок АО.
- Переносим иголку циркуля в точку А, чертим дугу.
- В месте пересечения дуги и луча ставим точку, обозначаем ее буквой О, получаем отрезок АО.
- Не сбиваем ножки циркуля, аккуратно ставим иголку в точку А.
- Чертим вторую дугу над отрезком АО.
- Переносим иглу в точку О. Чертим еще одну дугу так, чтобы она пересекла вторую дугу. В месте пересечения ставим точку К.
- Соединяем точки А и К, точки О и К.
- Какая геометрическая фигура получилась? (Треугольник)
СЛАЙД 11.
Повторяю этапы построения.
IV Закрепление (практическая работа)
Приступили к построению треугольника.
- Измерьте стороны
Основание – АО=4см
Боковая к окну – АК=4см
боковая к двери – ОК=4см
Что вы можете сказать о сторонах этого треугольника? (Они равны)
- Делаем вывод - Какой треугольник по длине сторон получили? (равносторонний).
При помощи шаблона определили виды углов.
└А-острый
└К-острый
└О-острый
Делаем вывод о треугольнике по величине углов. (Остроугольный)
Домашнее задание: с. 190 N 924.
V Итог.
-Чему учились сегодня на уроке? (Строить равносторонний треугольник)
- При помощи каких чертежных инструментов вы строили? (Циркуль)
- Где вам пригодятся умения работать с циркулем? (На уроках трудового обучения)
VI Оценки
Дополнительное задание.
1. Карточки 1 – определи вид треугольника
или
2. Карточка 2 – раскрась определенным цветом каждый вид треугольника.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раскрась все
остроугольные треугольники красным карандашом;
прямоугольные – синим;
тупоугольные – зелёным.
Раскрась все
равносторонние треугольники красным карандашом;
равнобедренные – синим;
разносторонние – зелёным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.