Конспект урока музыки на тему «Музыкальные тембры: Соло» (6 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока музыки на тему «Музыкальные тембры: Соло» (6 класс)

Оценка 4.7
Документация +1
docx
Междисциплинарный 3
6 кл
06.04.2021
Конспект урока музыки на тему «Музыкальные тембры: Соло» (6 класс)
Аналитическое занятие по симфоническому фрагменту «Три чуда» Н. Римского-Корсакова с точки зрения инструментовки. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 4 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — осознание и умение сформулировать связи и переклички между литературным и музыкальным образом на примере «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина и одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова; — осознание и умение определить связи между сказочными образами картин М. Врубеля и симфоническим эпизодом оперы Н. Римского-Корсакова. Личностные: — формирование и укрепление чувства восхищения и уважения к произведениям русского искусства на примере картин М. Врубеля, оперы Н. Римского-Корсакова и сказки А. Пушкина; — укрепление патриотических чувств, любви к русской культуре. Предметные: — расширение круга известных ученикам инструментов на примере ксилофона, флейты-пикколо, арфы.
Урок 29.docx

6 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (29). Тембры: Соло

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— осознание и умение сформулировать связи и переклички между литературным и музыкальным образом на примере «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина и одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова;

— осознание и умение определить связи между сказочными образами картин М. Врубеля и симфоническим эпизодом оперы Н. Римского-Корсакова.

Личностные:

— формирование и укрепление чувства восхищения и уважения к произведениям русского искусства на примере картин М. Врубеля, оперы Н. Римского-Корсакова и сказки А. Пушкина;

— укрепление патриотических чувств, любви к русской культуре.

Предметные:

—  расширение круга известных ученикам инструментов на примере ксилофона, флейты-пикколо, арфы.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по симфоническому фрагменту «Три чуда» Н. Римского-Корсакова с точки зрения инструментовки.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: М. Врубель. «Город Леденец», «Царевна-Лебедь».

Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» (№ 33 аудиоприложения).

Поэзия: фрагменты из «Сказки о царе Салтане…» А. Пушкина.

Песенный материал: Немецкая народная песня «Музыканты».

Дополнительный материал: Музыкальные инструменты (фото).

Виды деятельности учащихся:  Разучивание и пение песни (сольно, группами, хором, в виде канона). Обсуждение стихотворного содержания песни: почему музыкантам «всё нипочём»? Анализ нотных примеров, воплощающих чудеса, — Белка, Царевна-Лебедь. Сравнительный анализ картин, музыкальных фрагментов и эпизодов сказки. Анализ нотных примеров чудес.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания и умения объяснить музыкальные слова «соло», «арфа», «ксилофон», «флейта-пикколо». Контроль внимательного просмотра и обсуждения иллюстраций. Контроль определения музыкально-выразительных средств в каждом из двух чудес. Контроль умения учащихся осуществить сравнительный анализ музыкальных, живописных и литературных образов. Проверка качества исполнения песни и умения объяснить её содержание. Контроль выполнения заданий и ответа на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

?

► Рассмотрите изображения музыкальных инструментов. Назовите эти инструменты.

https://rbsmi.ru/upload/iblock/746/7460964fafa0b6c6d0009075b019d8c5.jpg   https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BA-contrabass-43417708.jpg   https://free-images.com/or/c4ae/flute_music_musical_instrument.jpg

                                        1                                2                                                          3

► Какие особенности отличают звучание скрипки?

► С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?

► Какой инструмент солирует в «Шутке» И.С. Баха?

- №3 - флейта.

► В каком оркестре можно услышать эти инструменты?

- Это инструменты симфонического оркестра: скрипка и виолончель относятся к группе струнных смычковых инструментов, а флейта – к деревянным духовым.

► В программе курса «Искусство. Музыка» вы много раз уже слышали звучание именно симфонического оркестра. Вспомните, назовите знакомые вам произведения для симфонического оркестра.

- Симфонии Моцарта, Бетховена; балеты Чайковского, Стравинского и Прокофьева.

2.      Постановка темы урока. Целеполагание

Состав симфонического оркестра многочисленный, но во время исполнения концертной программы каждый оркестрант не играет постоянно - в произведениях для оркестра периодически солируют разные инструменты.

На прошлом уроке мы говорили лишь о нескольких музыкальных инструментах – скрипке, виолончели, флейте. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде»: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Кроме того, широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые произведения.

На сегодняшнем уроке мы  разберём музыкальное понятие «соло» на примере инструментовки симфонического фрагмента «Три чуда» Н. Римского-Корсакова; ближе познакомимся со звучанием инструментов: ксилофон, флейта-пикколо, арфа, - вы услышите звучание симфонического оркестра из уже знакомой вам оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Проведём также сравнительный анализ музыкальных, живописных и литературных образов из «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина и одноимённой оперы русского композитора-сказочника Н. Римского-Корсакова.

 Тема урока – «Соло (Тембры солирующих в симфоническом оркестре инструментов)».

3.      Ведение в тему

Соло в переводе с итальянского означает «один».

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем: «Соло — это ведущая партия в многоголосном произведении (например, в инструментальном концерте); отрывок для одного голоса или инструмента с сопровождением или без него» (стр. 806).

Примеры произведений для солирующего инструмента:

·         «Картинки с выставки» Мусоргского или мазурки Шопена — это произведения для фортепиано соло;

·         Серенада Шуберта или романсы Рахманинова — для солирующего голоса с фортепианным аккомпанементом.

 

4.      Работа по теме

1) Выразительность и изобразительность музыкальных тембров в опере Римского-Корсакова по тексту А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Выразительность музыкальных тембров особенно проявляет себя в произведениях, связанных с яркой изобразительностью.

Обратимся снова к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка  царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона. Вспомните, прочитайте ещё раз строки из сказки А. Пушкина:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом:

Белка в нем живёт ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра – чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Там ещё другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор –

С ними дядька Черномор.

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

- Назовите, какие чудеса описал А. Пушкин в своей сказке?

- Первое из трёх чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку. Второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря. И третье, самое чудесное из чудес, - прекрасная Царевна-Лебедь.

Именно эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане…» и составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова. Его симфоническая картина «Три чуда» является вступлением к последней картине оперы. Она рисует чудесный город Леденец и диковинки царства Гвидона — Белку, богатырей и Царевну-Лебедь. Картина начинается призывным сигналом трубы; далее оркестр изображает праздничный перезвон колоколов и фанфары городских глашатаев. Блестящее звучание труб, тембры арфы и колокольчиков создают красочный образ волшебного города.

https://pro.culture.ru/uploads/full/f35715aed4818844bb78baaba4e5df49_w2048_h2048.jpg

М. Врубель. Город Леденец

2) Первое чудо (Белка)

А) Музыкальные тембры первого чуда

Первое из трёх чудес — Белка. Следуя указанию, содержащемуся в пушкинских стихах, композитор пользуется здесь народной песней «Во саду ли, в огороде». Она звучит несколько раз, и каждый раз в новой оркестровке.

Музыкальное изображение Белки поручено трём инструментам: ксилофону и флейте-пикколо. Изложение мелодии флейтой-пикколо композитор как бы иллюстрирует фразу Пушкина «И с присвисточкой поёт».

J. Michael PC-400 Флейта-пикколо

Флейта-пикколо — самый высокий по тембру инструмент оркестра, имеющий звенящий, а при громком звучании даже пронзительный свистящий звук. По размерам она вдвое меньше, чем обычная оркестровая флейта, часто изготавливается из дерева.

Флейте-пикколо аккомпанируют другие деревянные духовые и струнные пиццикато, т.е. не смычком, а щипком. Этот приём подражает звучанию русских народных инструментов — домр, балалаек. Также к флейте присоединяется ксилофон, придающий мелодии ещё более сказочный оттенок.

Ксилофон — ударный инструмент. Ксилофон состоит из параллельных деревянных брусков различной длины. Чем короче брусок, тем выше звук, извлекаемый при ударе. Бруски расположены в два ряда по образцу клавиш фортепиано. Ксилофон имеет характерное щёлкающее звучание.

https://c1.iggcdn.com/indiegogo-media-prod-cld/image/upload/c_fill%2Cf_auto%2Ch_768%2Cw_1024/v1406753529/xjhkvucyj2ieesqhlhcp.png Ксилофон

Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой – одним из самых «сказочных» инструментов, - рисующей образ хрустального дома, в котором живёт Белка.

https://i.ytimg.com/vi/ocSzTA6Nm3U/maxresdefault.jpg Челеста

Прослушайте музыкальный фрагмент. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания.

Б) Слушание фрагмента «Три чуда (Белка)» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

В нотном примере 37 ученики отмечают звучание народной песни «Во саду ли, в огороде»; преобладание верхнего регистра, характеризующего Белку. Для создания сказочного шутливого колорита большую роль играют также форшлаги, тихая динамика (p). Благодаря звучанию ксилофона и  флейты-пикколо образ получается ещё более «хрустальным», хрупким, волшебным.

3) Третье чудо – Царевна-Лебедь

А) Инструменты в изображении Царевны-Лебеди

Следующим чудом являются выходящие из морских волн тридцать три богатыря. Но мы перейдём сегодня к «третьему чуду», сменяющему музыку богатырей на портрет Лебеди и картины  её чудесного превращения в царевну.

«Третье чудо» является нам в сопровождении арфы – нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной. Нежная фигурация арфы сопровождает певучее соло гобоя, затейливый наигрыш скрипки. Звучит широкая песенная мелодия царевны, которая в конце дополняется праздничными сигналами труб.

Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою – инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.

http://sovch.chuvashia.com/wp-content/uploads/2014/01/%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B0.jpg  https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00a4/0001d563-b97f3751/hello_html_m789a215.jpg 

          Арфа                                            Гобой

? Подумайте, скажите, в какие группы симфонического оркестра входят эти инструменты?

Момент превращения Лебедь-птицы в Царевну вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. В общем потоке звучания оркестра выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

https://i.pinimg.com/736x/20/62/ff/2062ffa23f72a98d22aa5f92eb060bcd.jpg М. Врубель. Царевна-Лебедь

Б) Слушание музыкального фрагмента «Три чуда (Царевна-Лебедь)». Музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

Нотный пример 39 характеризует Царевну-Лебедь. Для создания прекрасного нежного колорита композитор использует арфу.

5. Разучивание и пение: Немецкая народная песня «Музыканты»

► Послушайте немецкую песню, которую вы сегодня будете разучивать: прослушайте мелодию песни - https://youtu.be/BrJRT5jSDfA.

► Теперь при повторном прослушивании попробуйте напеть её.

План работы над песней:

1)      исполнение мелодии (следим за звукообразованием, единой линией мелодии, распевами);

2)      мягкие окончания фраз (приходим через музыкальную характеристику);

3)      знакомство с текстом 2 куплета;

4)      работа над дыханием и закрепление 2 куплета;

5)      пение каноном.

6)      исполнение песни.

► Эта песня исполняется каноном. Вспомните, что такое канон? Как он исполняется?

- Канон – это полифоническая форма музыки, песни или многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочерёдно.

- Попробуем сейчас исполнить эту песню каноном.

Ученики разучивают песню одноголосно, а потом пробуют спеть в виде канона:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c9b/0019c2a2-61f800b0/hello_html_m1c409d8e.jpg

Задание (дающее метапредметные результаты). Подумайте, скажите, а если бы вы исполняли  эту песню не вокально, а инструментально, то какие бы инструменты для исполнения вы выбрали? Объясните свой выбор.

 - Скорее всего, здесь подошли бы такие инструменты как скрипка или флейта, т.к. это инструменты с высокими тембрами. 

6. Итог

Соло различных инструментов входит в многозвучные оркестровые произведения. И в таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам. «Пушкинские чудеса» у Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров.

Картина «Три чуда» выражает светлый, радостный, сказочный характер всей оперы «Сказка о царе Салтане».

Дополнительный материал по опере «Сказка о царе Салтане» см. в Приложении.

7. Рефлексия. Вопросы и задания

1)      В чём заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?

2)      Как инструменты симфонического оркестра могут изображать музыкальный образ? Опиши на примере одного из «чудес» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.

 

 

Приложение

Об опере «Сказка о царе Салтане»

Из книги: Соловцов А. Римский-Корсаков: научно-популярный очерк. М., 1960. 312 с.

«“Салтан” мне представляется каким-то рисунком по клеточкам…» — эту фразу Римский-Корсаков обронил в одном из писем к Н.И. Забеле. Действительно, в «Сказке о царе Салтане» есть общее с затейливым русским орнаментом, с народно-узорчатой вышивкой по канве («по клеточкам»).

Народно-сказочный колорит Римский-Корсаков и либреттист Бельский сохраняют очень бережно и не допускают сколько-нибудь существенных отступлений от пушкинского «Салтана».

Царь Салтан, выбравший в жёны младшую из сестёр потому, что та обещала «родить богатыря», козни «сватьи бабы Бабарихи» и сестёр, возненавидивших новую царицу (в опере Милитриса); плавание царицы с Гвидоном в бочке; остров Буян, где Гвидон спасает Лебедь-птицу и в награду получает царство (город Леденец) и жену — превратившуюся в царевну Лебедь-птицу, полёт Гвидона на родину в виде шмеля; и в завершение  —  приезд Салтана к Гвидону и встреча его с Милитрисой. Вот основные эпизоды оперы, совпадающие с фабулой пушкинской сказки.

В опере сохранён и самый характер народного повествования. В русской народной поэзии часто встречаются повторения одних и тех же описаний и художественных образов. Такого рода повторения применяет вслед за Пушкиным и Римский-Корсаков.

Каждая картина открывается трубной фанфарой. Значение этой, неизменно повторяющейся, фанфары, по словам Римского-Корсакова, «призыв или зазыв к слушанию и смотрению начинающегося за ней действия». Здесь можно говорить и об элементах народного представления, проникших в оперу Римского-Корсакова.

Как и в других корсаковских операх, в «Салтане» — два мира, обрисованных различными музыкальными средствами. Римский-Корсаков очень верно и чётко определяет различие между этими двумя сферами: «Салтан» сочинялся в смешанной манере, которую я назову инструментально-вокальной. Вся фантастическая часть скорее подходила под первую, реальная же под вторую». Реальная, бытовая сфера — это Салтан и его царство, Милитриса, Гвидон. Сфера фантастики — Царевна-Лебедь и чудеса острова Буяна. (С. 257–259.)


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 2 (29)

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 2 (29)

Дневника музыкальных размышлений»

Дневника музыкальных размышлений»

На сегодняшнем уроке мы разберём музыкальное понятие «соло» на примере инструментовки симфонического фрагмента «Три чуда»

На сегодняшнем уроке мы разберём музыкальное понятие «соло» на примере инструментовки симфонического фрагмента «Три чуда»

Белка песенки поёт Да орешки все грызёт;

Белка песенки поёт Да орешки все грызёт;

Блестящее звучание труб, тембры арфы и колокольчиков создают красочный образ волшебного города

Блестящее звучание труб, тембры арфы и колокольчиков создают красочный образ волшебного города

Ксилофон Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде»

Ксилофон Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде»

Арфа

Арфа

Б) Слушание музыкального фрагмента «Три чуда (Царевна-Лебедь)»

Б) Слушание музыкального фрагмента «Три чуда (Царевна-Лебедь)»

Задание (дающее метапредметные результаты)

Задание (дающее метапредметные результаты)

Приложение Об опере «Сказка о царе

Приложение Об опере «Сказка о царе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2021