5 КЛАСС
III ЧЕТВЕРТЬ
Урок 8 (26). Образы природы в творчестве музыкантов
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— формирование аналитического подхода к произведениям разных видов искусства, воплощающих пейзажи;
— умение использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений к заданной теме.
Личностные:
— укрепление навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.
Предметные:
— выразительное исполнение песенного материала урока, умение охарактеризовать и проанализировать выученные песни.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по жанру пейзажа в музыке и изобразительном искусстве.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: В. Борисов-Мусатов. «Весна»; П. Уткин. «Крымский этюд «Лунный»; Н. Рерих. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная».
Поэзия: А. Майков. «Весна» («Голубенький, чистый подснежник-цветок…»).
Музыка: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года» (№ 36 аудиоприложения); И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная» (№ 37 аудиоприложения).
Песенный материал: В. Серебренников, стихи В. Степанова. «Семь моих цветных карандашей»; П. Чайковский, стихи Г. Иващенко. «Неаполитанская песенка».
Виды деятельности учащихся: Внимательное прослушивание предложенных музыкальных произведений. Вдумчивый просмотр произведений живописи. Сравнительный анализ музыкальных произведений и соответствующих им картин. Пение песен.
Формы педагогического контроля: Контроль выполнения рубрики «Вопросы и задания» с помощью Интернета; проверка выполнения задания по теме урока в «Дневнике музыкальных наблюдений». Контроль возможностей учеников самостоятельно осуществлять деятельность учения, оценивать процесс и результаты своей деятельности.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
На одном из уроков 3 четверти мы с вами говорили уже, что каждое искусство, стремясь создать свой собственный мир, способно сказать больше того, что ему обычно приписывают. В музыке давно существуют симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Рассматриваем ли мы портрет, любуемся пейзажем или натюрмортом – во всех этих образах есть своя музыкальность, и всё это по-своему может быть передано в звуках.
?
· Назовите общие черты между портретами «Протодьякона» И. Репина и Варлаама М. Мусоргского.
· О чём в пьесе Мусоргского «Гном» из цикла «Картинки с выставки» больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
Изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания. И если между искусствами и существует граница, то она, к счастью отсутствует в мире природы, где всё живёт и дышит в благотворном единстве.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца. К. Дебюсси
Изображение природы в искусстве никогда не было её простым копированием. Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают в нас чувства, переживания, создают определённое настроение. Природа в искусстве одухотворена. Она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой её видит человек.
2. Сообщение темы урока. Целеполагание
Тема нашего урока – «Пейзаж в музыке: Образы природы в творчестве музыкантов».
Сегодня вам предстоит вдумчиво рассмотреть, проанализировать произведения разных видов искусства, воплощающих пейзажи. Вы также охарактеризуете и проанализируете, а затем разучите и выразительно исполните новые песни.
3. Работа по теме урока
1) Природа в искусстве
? Рассмотрите картины. Какой изображена природа на них? Какое настроение передают эти изображения? Будет ли одинаковой музыка, подобранная к этим картинам? Объясните, почему?
В. Борисов-Мусатов. Весна
Мы видим, что в этом зрелищном произведении искусства живописца природа играет большую роль. На картине изображена садовая природа, в которой находится человек (девушка). Художник с помощью природы передаёт настроение композиции зрителю. Грустная тишина, только девушка ступает по траве печальная. Она выглядит очень загадочно, потому что мы не можем увидеть её лица. Одухотворённость и красота девушки, ковёр из травы с прекрасным садовым фоном, а также тепло цветущих и роскошных вишен составляют особенный мир, который для зрителя очень лёгкий и прекрасный. Светлые и чистые краски, ритмичность сюжету создаёт для зрителя очень тихое и необычное настроение, но чувствуется всё-равно грустная и погружённая в мысли праздничность. В этой картине пейзаж использован не только как фон, - он есть основной элемент композиции, мечта творца о красоте жизни.
Картину крымского ночного пейзажа изобразил наш земляк - Пётр Саввич Уткин, родившийся в Тамбове. Мотив пейзажа передаёт лирический образ южной ночи: вид парка с лестницей, украшенной скульптурами. Этот этюд подкупает искренностью поэтического видения, углублённой созерцательностью. В нём особенно наглядно выступает богатство живописной и эмоциональной нюансировки.
Проникновенной эпитафией мастеру звучат слова Петрова-Водкина - российского и советского живописца, теоретика искусства и одного из реорганизаторов системы художественного образования в стране, который писал: «…в своих работах он (Примеч. - Пётр Саввич) оставил (…) изящное, в лучшем смысле этого слова, деликатное чувство любви и всеприемлемости мира».
Геро
Камора.
Крымский этюд «Лунный»
Свет лунный —
зеленовато-голубым тоном
цвет каждого
предмета.
...Им освещённое — в него
погружённое —
особый
свето-цвет от предметов.
Осязаема эта
их аура,
звучащая
южной
ночью, пряными ароматами.
Лестница в гору,
статуи
на парапете...
Прозрачна ночи синева над горой.
Силуэты кустов,
деревьев,
вилла в тени
густой
на
полпути к небу. (1997 г.)
П. Уткин. Крымский этюд «Лунный». 1913 г.
Образы природы издавна привлекали музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в шуме дождя и ветра, в шуме грозы, в пении птиц, в журчании ручьёв и плеске волн. Подражание звукам природы можно найти уже в музыке ХV века - например, в хоровых пьесах Клемана Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».
Постепенно помимо простого подражания звукам природы музыка научилась вызывать у слушателя зрительные ассоциации. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами (блик – световое пятно или отблеск света на тёмном фоне) — стала зримой.
Есть даже такое выражение – «музыкальная живопись». Это выражение композитора и музыкального критика А. Серова - «музыкальная живопись» - говорит о возросшей выразительности музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу — пространственно-изобразительную.
2) Музыкальные картины
А) «Времена года» П. Чайковского
Цикл Петра Ильича Чайковского «Времена года» относится к числу самых ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы.
По программе, предложенной нотным издателем, великий русский композитор написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона — зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному — к русскому человеку, русской природе, русским обычаям.
Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года. Причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, - строчки из стихотворения русских поэтов.
Вот, например, пьесе «Апрель» дан подзаголовок «Подснежник», а эпиграфом к этой пьесе являются строки из стихотворения русского поэта Аполлона Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином…
Примеч.: Грёзы – мечты.
Ранее вы уже встречались (на одном из уроков 1 четверти) с циклом Чайковского «Времена года» на примере «Осенней песни». По настроению эти миниатюры – «Октябрь. Осенняя песня» и «Апрель. Подснежник» - контрастны друг другу. Если октябрь представляла музыка печальная и проникновенная, то апрель характеризует пьеса светлая, жизнерадостная, стремительная.
Образ ранней весны, первого весеннего цветка связан с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу.
Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом стремления к жизни.
Б) П. Чайковский. «Апрель. Подснежник»
а) Слушание. Музыкальный анализ
Прослушайте пьесу «Апрель. Подснежник». При прослушивании обратите внимание на то, что мелодия звучит то в верхнем, то в нижнем регистре, как разговор женского и мужского голосов.
? Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой?
- Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки.
- Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, а может, и звон капели.
- Совершенно верно. Безыскусные строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега. В вальсовом движении мелодии журчит ручей, звенит капель. Всё это включает в себя образ ранней весны и символизирует пробуждение сил человека, его стремление к новым чувствам, свету и солнцу.
Музыка Чайковского, при всей своей изобразительности, направлена на передачу настроения, вызванного пробуждением природы. В музыке Чайковского русская природа нашла удивительно сердечное выражение. Композитору удалось «спеть» в искусстве лирическую песнь русской души.
б) Работа с нотным примером
В пьесе «Подснежник», нотный пример 38, ученики отмечают восходящее движение в начале мелодии, волнообразные мотивы в её продолжении. Повторяющиеся аккорды аккомпанемента подобны торопливому биению сердца. Следует обратить внимание учеников на то, что стихотворение-эпиграф может быть подтекстовано под мелодию, оно совпадает с ней по ритму.
В) Пейзажный образ в музыке И. Стравинского
Если музыка Чайковского выражает общее настроение весенней радости, то в творчестве других композиторов можно встретить более точный пейзажный образ.
Например, во Вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная» показано настоящее действие весеннего произрастания». Во Вступлении к балету будто зримо присутствует форма цветка, его видение. Удивительно замечательное явление природы — распускание бутонов, стебельков запечатлено в этой музыке.
Очень интересно нарисовал этот процесс Игорь Стравинский в своей музыке. Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх.
Подобно тому как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также всё больше и больше «обрастает» подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.
С творчеством И. Стравинского вы встречались на уроке, посвящённом «Русским сезонам»: слушали фрагменты из «Петрушки» - второго балета композитора. Следующий - третий балет Стравинского посвящён теме весеннего обновления в языческую пору существования Руси.
Подробнее о балете «Весна священная» см. Приложение.
а) Слушание фрагмента «Поцелуй земли» из балета «Весна священная» И. Стравинского и музыкальный анализ
Что вы заметили?
- Музыка, и правда, очень похоже рисует распускающееся растение. Звучит как-то очень свежо, светло.
б) Работа над нотным примером
Исследуя нотный пример 39 фрагмента из балета «Весна священная», ученики обнаруживают, что мелодия фагота всё время «вьётся», кружится по одним и тем же звукам. Можно себе представить народный инструмент дудочку, свирель с ограниченными возможностями и маленьким диапазоном, пастушка — любителя поиграть нехитрые напевы на природе. Тембр народного инструмента передаёт фагот в несвойственном для него высоком регистре.
Н. Рерих. Поцелуй земли. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная»
Эскизы к балету Стравинского Н. Рерих писал несколько раз. «В балете «Весна священная», задуманном нами со Стравинским, я хотел дать картины радости Земли и торжества Неба в славянском понимании. Укажу лишь, что первая картина «Поцелуй Земле» переносит нас к подножью священного холма, на зелёные поляны, куда собираются славянские роды на весенние игры», - из письма Н. Рериха к Сергею Дягилеву – русскому театральному и художественному деятелю, организатору «Русских сезонов» в Париже.
4. Разучивание и пение
Сегодня вы познакомитесь с двумя новыми песнями: «Семь моих цветных карандашей» современного композитора Валерия Павловича Серебренникова и «Неаполитанской песенкой» П. Чайковского.
Прослушайте их, проанализируйте и охарактеризуйте музыку, текст. Поделитесь своими впечатлениями. А затем разучите эти две контрастные по своему характеру и настроению песни и постарайтесь выразительно исполнить.
1) В. Серебренников, стихи В. Степанова. «Семь моих цветных карандашей»
А) Слушание - https://youtu.be/0PBIP7AsxhE
Б) Разучивание - https://youtu.be/w_BK2uwKHiA
Текст песни:
Этот ветер выдумали листья:
Захотелось им прошелестеть.
Эти
лужи выдумали тучи,
Чтоб с земли на небо посмотреть.
Это
солнце выдумали птицы:
Им запеть хотелось поскорей.
Выдумали
радугу на небе
Семь моих цветных карандашей.
2) П. Чайковский, стихи Г. Иващенко. «Неаполитанская песенка»
А) Слушание - https://youtu.be/af9LgBGo5vI
Б) Разучивание - https://youtu.be/tKnU4znGKI0
Текст песни:
Дует
лёгкий ветер с моря, и волна с волною спорит.
Все бегут они на Запад, уплывает вдаль Неаполь.
Дует лёгкий ветер с моря, и волна с волною спорит...
Все бегут они на Запад, уплывает город наш.
Тра-ля-ля, ля, в этот тихий летний вечер
Мы плывём заре навстречу, покидая город наш…
Тра-ля-ля, ля, в этот тихий летний вечер
Мы плывём заре навстречу, покидая город наш…
А
в ясном небе только звёздочки мерцают
Изумрудными огнями, их волшебное сиянье
И цветов благоуханье напевают нам одно:
«Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля».
А в ясном небе только звёздочки мерцают
Изумрудными
огнями, их волшебное сиянье
И цветов благоуханье напевают нам одно:
«Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля».
5. Итог урока
Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение. Иногда оно бывает таким ярким, что буквально поражает своей изобразительной точностью.
«Пейзаж не имеет цели, — говорил русский художник-пейзажист, передвижник Алексей Кондратьевич Саврасов, — если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
Сегодня мы с вами убедились в том, что природа и в музыке, и в живописи не бездушна, а отражает настроение, она не простое копирование, а душа того или иного произведения.
6. Рефлексия. Вопросы и задания
Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы? Построй свой ответ на материале урока.
Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка у тебя?
Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
Нарисуй иллюстрацию к одному из прослушанных произведений.
Приложение
Краткое содержание балета «Весна священная»
1-я картина. Природа и люди, живущие на земле, находятся в тесном единении. Наступление весны и пробуждение природы от долгого зимнего сна приводит юношей и девушек к священному камню, который должен подать им вещий знак. Девушки начинают двигаться кругами около Старца, который ведёт их к заветному кургану. Там начинаются весенние гадания девушек и игры юношей. Они заклинают Землю расстаться с зимой и стараются умилостивить богов и природу единым ритмом жестов и движений ритуального действа. Оно переходит в завораживающую всех пляску. Наступает время выбора девушки и умыкания её. Вешние хороводы сменяются Игрой двух городов: группы юношей ведут борьбу, похваляясь своей силой. Старец пытается их унять, его слушают. Приближается шествие Старейшего-Мудрейшего. Юноши падают ниц. Все замирают перед его появлением. Мудрейший припадает к Земле, благословляя её. Это знак Поцелуя Земли и общего раскрепощения — все бегут, объединяясь в разные группы, ощущая себя как часть природы. Начинается Выплясывание земли.
2-я картина. Наступает ночь. Девушки сидят около костра, окружая Старца. Все ждут начала обряда жертвоприношения Земле. Пробудившись ото сна, она должна оживить природу и отдать свои дары людям. Девушки затевают хоровод — Тайные игры, во время которых выбирают самую красивую, ту, что должна быть принесена в жертву Земле. Следует Величание избранной, а затем Взывание к праотцам, переходящее в общую Священную пляску. Танцуя всё стремительнее и быстрее, избранница падает замертво — Земля приняла жертву. Все вместе благодарят мать Землю в Великой священной пляске. (С. 142, 143.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.