Конспект урока по теме "Русские народные былины" для специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Оценка 5

Конспект урока по теме "Русские народные былины" для специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Оценка 5
Разработки уроков
docx
преподавание
22.08.2023
Конспект урока по теме "Русские народные былины" для специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Материал содержит конспект проблемной лекции по МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению
МДК Детская литература с практикумом по выразительному чтению. БЫЛИНЫ.docx

 

МДК 01.03.  ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

для специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

 

Составила Р.Р.Нурбахтина

 

Тема 3.2. Устное народное творчество для детей и в детском чтении.

Урок: Русские народные былины.

Форма урока: проблемная лекция.

Цель: организовать учебную деятельность по изучению особенностей былин и определению их значения для детского чтения

Учебные: сформировать представление  о русских народных былинах: определение жанра, отличие былины от сказки, основные циклы былин;

Развивающие: содействовать развитию умения характеризовать былинных героев, язык былины;

выделять главную информацию, классифицировать факты, делать выводы;

Воспитательные: содействовать воспитанию культуры умственного труда.

 

Учебно-материальное обеспечение

       1. Путилова Е.О. Детская литература: Учебник для студентов среднего профессионального образования.– М.: Издательский центр “Академия”;  2019. – С.384

2. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум : Д386 учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В.Астафьева, А.В.Денисова, И.Л.Днепрова и др.;под ред. Т.В.Рыжковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр Академия, 2018. — 320 с.

3. Хрестоматия по детской литературе: Учебное пособие/Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. – М.: “Академия”, 1997. – 544 с.

 

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

- Известный историк русской литературы Юрий Круглов (https://www.koob.ru/kruglov_u_g/?ysclid=llm70sdn96155244934)   вспоминал о своем первом знакомстве с этим жанром:

«…Попала мне в руки красочно оформленная книга. Книга открывалась замечательной картинкой: на красивом, сильном коне стремительно скачет по полю, заросшему высокой травой, могучий русский богатырь; он кого-то увидел: наверное, лихого наездника, спешащего на разбой — сжечь, разграбить селение, увести в полон его жителей; и богатырь настороже: уже достает из ножен булатный меч. А дальше шли стихи:

Закатилось красное солнышко

За горушки высокие, за моря за широкие,

Рассаждалися звезды чистые по светлу небу…

И я уже не мог оторваться от книги. Мир необыкновенный, чарующий, богатыри-герои, захватывающие дух поединки — все это поражало воображение, вело за собой все дальше…».

-Что это была за книга? (ответы студентов)

-Что вы знаете о былине? (ответы студентов)

-Какое определение вы бы дали жанру былины? (ответы студентов)

 

Определение былины может быть сформулировано следующим образом: это песня, восхваляющая русских князей, богатырей, славу русского оружия. Сюжет произведения носит откровенно патриотичный характер, силы зла в конечном итоге оказываются поверженными, добро торжествует. Исследователи полагали, что в этих песнях находят отражение вполне конкретные исторические события, имевшие место в реальном прошлом, но переплетенные между собой в народном сознании.

 

Постановка проблемы.

 

-В УМК по литературному чтению включено изучение былин. В частности, в 4 кл. мы будем с детьми знакомиться с былиной «Иль­ины три поездочки». Как вы думаете, каково значение былин для детского чтения?

 

III. Подготовка к сознательному и активному усвоению знаний

IV. Усвоение новых знаний

   

     Что такое былина.       Былины (старины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

     С таким жанрово-тематическим свойством прямо связана песенно-стихотворная форма былин. Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

 
Классификация.
    Традиционно былины разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский.

    События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др.

      К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

 
Особенности жанра

Выделим  ряд особенностей этого жанра русского фольклора:

=Наличие сюжета.

=Главный герой или герои вступают в поединок с силами зла. Чаще всего повествует о князьях, богатырях, прочих защитниках земли русской, готовых прийти на помощь в трудную минуту.

=Написана тоническим стихом, число ударений от 2 до 4. А количество слогов в строках могло быть различным.

=Все события излагаются последовательно, уделяется особое внимание описанию места действия, деталям.

=У текстов нет конкретного авторства, каждый из них писался несколькими людьми и передавался из уст в уста, от одного поколения к другому. Каждый рассказчик мог добавить в содержание что-то свое, а какие-то детали, напротив, позабыть. Вот почему известно примерно 40 сюжетов русских народных былин, а самих текстов – более тысячи.

=Исполнять такие песни было доверено специально подготовленным сказителям.

Эти характерные черты помогут отличить былину от песен, сказаний и других жанров устного народного творчества.

 

Главные герои

В определении былины очень важен еще один признак – главные герои. Чаще всего это богатыри, обладающие невиданной силой, мужественные и справедливые. Они готовы бросить вызов столь же могучему противнику и стоять на защите бедных и слабых до самой смерти. К числу самых популярных персонажей известных русских былин следует отнести Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алешу Поповича. В каждом образе русский народ стремился представить черты идеального защитника и помощника. Многие герои имели богатырских коней себе под стать, таких же бесстрашных и могучих.

Не менее колоритны и отрицательные персонажи русских народных былин. Так, Соловей-разбойник – это обладатель невиданной силы, его оружие – громкий свист, от звука которого обычные воины падали замертво. И лишь богатырь Илья Муромец сумел одолеть его в честном бою. Огнедышащий многоголовый Змей Горыныч стал противником Добрыни Никитича и погиб от его руки. Алеше Поповичу пришлось сразиться с Тугарином Змеевичем, злым богатырем, в образе которого нашел отражение страх русских крестьян перед набегами кочевников.

 
Собирательство.
    На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.). Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов).

     К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого 
————————————————————————————-
[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.
[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.
[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

 

V. Выводы.

- Итак, давайте сформулируем 3 аргумента, которые будут ответом на поставленный проблемный вопрос (Как вы думаете, каково значение былин для детского чтения?)

- главные герои былин – богатыри,  они являются для детей образцом    мужества, справедливости, патриотизма и силы;

- на уроках изучения былин можно работать над формированием гражданских чувств, привитием любви к Родине, народу, семье;

- знакомство с необычным жанром, особенно с помощью сравнения со сказками, активизирует читательскую деятельность..

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МДК 01.03. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МДК 01.03. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Что такое былина. Былины (старины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь

Что такое былина. Былины (старины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь

Не менее колоритны и отрицательные персонажи русских народных былин

Не менее колоритны и отрицательные персонажи русских народных былин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2023