Конспект урока «Загрязнение окружающей среды. Классификация загрязнителей»
Цель: ознакомить учащихся с проблемой загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы;
рассмотреть главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.
Задачи урока:
Образовательные: Способствовать формированию понятий: антропогенное загрязнение.
Коррекционно-развивающие: развивать память, мышление, речь, внимание, умения слушать; формировать навыки конспектирования;
Воспитательные: воспитывать терпение, чистоплотность, любовь к природе, коммуникативные навыки.
6. Формируемые БУД:
a) Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
b) Регулятивные: управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
c) Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, уметь задавать вопросы, речевая деятельность, навыки сотрудничества.
7. Основные термины, понятия – антропогенное загрязнение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Приветствие. Контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.
Тема нашего урока – Загрязнение окружающей среды. Классификация загрязнителей»
Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем. К концу нашего урока вы должны будете заполнить таблицу.
Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» - говорит народная пословица.
Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека.
Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.
По определению одного из ведущих экологов России Н. Ф. Реймерса, «загрязнение окружающей среды» - это «привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологических факторов, или превышение естественного уровня содержания данных факторов в среде, приводящих к негативным последствиям». Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, что естественно для природы, выводит ее из состояния равновесия.
Виды загрязнений многообразны. Это и выбросы вредных веществ в атмосферу, попадание в водную среду производственных и коммунально-бытовых отходов, нефтепродуктов, минеральных солей, тяжелых металлов; засорение ландшафтов мусором и твердыми отходами; широкое применение пестицидов; повышение уровня радиации, накопление тепла в атмосфере и гидросфере; усиление шумовых и электромагнитных воздействий.
Существует много самых разных классификаций загрязнений окружающей среды.
Поговорим, об опасности загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.
Нефть – основной загрязняющий компонент, который попадает в воду с нефтеочистительных заводов, при разгрузке, очистке или аварии танкеров.
В марте 1989г. американский танкер “Эксон Валдиз” сел на мель у побережья Аляски, разлив 240000 баррелей нефти (более 40000 тонн), которая уничтожила все живое на сотни километров вокруг. Основная опасность загрязнения нефтью заключается в том, что разливаясь на сотни километров маслянистой тонкой пленкой по поверхности воды, она перекрывает доступ кислорода в слои воды, снижает испарение, угнетает развитие планктона и это приводит к гибели живых организмов.
Уровень загрязнения окружающей среды зависит от очень многих факторов, например, величина загрязненности воздуха золой и сажей зависит главным образом от следующих факторов:
♦ Величина выброса.
Чем больше выброс в единицу времени, тем больше загрязненность воздуха. Но эта зависимость не прямая, так как влияют и другие факторы. Например, при снижении коэффициента очистки с 99,8 до 99,2% выброс увеличивается в 4 раза в связи с нелинейной зависимостью.
♦ Направление и скорость ветра.
Чем выше скорость ветра, тем в большем объеме будут разбавляться поступающие в воздух загрязнения, тем меньше будет их концентрация.
♦ Разность температур (температурный градиент).
Чем выше разность температур, тем сильнее вертикальные потоки воздуха, больше угол раскрытия дымового факела, имеющего конусообразную форму, больше перемешивание загрязнений с воздухом.
♦ Влажность воздуха.
Отмечается прямая зависимость между концентрацией дыма и относительной влажностью воздуха. Частички загрязнений, являясь ядрами конденсации для водяных паров, отягченные водяной оболочкой, опускаются вниз и увеличивают загрязнение воздуха.
Какие «грязные» производства вы знаете?
Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель площадью 12-15 млн. га. Страны, развивающие тяжелую индустрию, как правило, больше остальных загрязняют окружающую среду. Например, в Китае находятся пять самых загрязненных городов мира: Ланьчжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Сиань и Шэньян. Подсчитано, что последствия загрязнения для здоровья населения обходятся этому государству в размере 3-8% валового внутреннего продукта (ВВП).
2. Объясните термин «мусорная цивилизация». В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин «мусорная цивилизация». Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.
Подведение итогов.
Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично.
Вывод: охрану окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.