Калабина Татьяна Михайловна
первая квалификационная категория
музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР-ДС «Алёнка»
г.Абаза
«Путешествие в сказку»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Музыка и математика» в подготовительной к школе группе
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) «Музыка и математика» по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди». Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Это конспект интегрированного занятия, направленного на воспитание интереса к музыкальной деятельности и развитие логического мышления. В процессе данной НОД воспитателю отводится роль помощника, консультанта в выполнении заданий
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие «Музыка» и познавательное развитие «Первые шаги в математику».
Цель: развитие музыкальных, интеллектуальных и математических способностей детей через сюжетное обыгрывание.
Задачи:
Образовательная область «Музыка».
Воспитательные:
Создавать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости на классическую музыку.
Развивающие: Способствовать развитию певческих способностей, активизировать артикуляционный аппарат детей с помощью ритмодекламации, способствовать развитию легко и красиво выполнять танцевальные движения.
Образовательные: Создавать условия для активного участия в различных видах музыкальной деятельности.
Образовательная область «Познание»
Воспитательные: способствовать развитию умения слушать педагога и правильно отвечать на вопросы.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, совершенствовать навыки счёта, закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать навык самооценки и самоконтроля.
Образовательные: формировать навык ориентировки на листе бумаги, уметь анализировать способ расположения частей, составляя силуэт, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Демонстрационный материал: инструмент (фо-но), аудио аппаратура, ноутбук, мультимедийная установка, слайды к сказке «Гуси - лебеди».
Музыкальный материал: фонограммы с записью пьес «Баба-Яга», «Утро» из детского альбома П. Чайковского.
Раздаточный материал: музыкальные инструменты – деревянные ложки, бубен, шумовые инструменты; карандаши, палочки Кюизенера, наборы игры «Танграм», листы бумаги прямоугольной формы, схемы изображения гусей.
Ход НОД
Дети под «Марш» Ю. Чичкова входят в музыкальный зал и становятся полукругом.
Организационный момент занятия.
Добрый день мои друзья!
Вас видеть рада я!
Вы в музыкальном зале,
Надеюсь, встречу эту ждали.
Музыкальный руководитель: Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте по приветствуем гостей и приглашаем их вместе с нами поиграть в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С. Ф.
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Музыкальный руководитель: Сегодня я приглашаю вас в необычное путетшествие. А куда же мы отправимся, нам поможет загадка.
" В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка- Ёжка у окна...
Догадайтесь, кто она? " (сказка)
Музыкальный руководитель: Молодцы. Я приглашаю вас отправиться в сказку. Вы готовы?
Ответы детей.
Основная часть.
Музыкальный руководитель: Скажите, а как можно попасть в сказку?
Дети отвечают на вопрос: (с помощью волшебной палочки, повернуться вокруг себя, сказать волшебные слова).
Музыкальный руководитель: А нашей с вами волшебной палочкой будет песня.
Исполняется 1 куплет и припев песни «Улыбка» музыка В.Шаинского.
Музыкальный руководитель: А для того, чтобы попасть в сказку, нужно быть внимательными, сосредоточенными и находчивыми. И поэтому нам необходима разминка.
Разминка «Счет»
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
ну а 8 потянись,
скажем 9 - покружись.
ну а 10 поклонись!
Дети исполняют выполняют движения по тексту.
Музыкальный руководитель: Наша разминка закончилась, а теперь пора отправляться.
Выполняются музыкально-ритмические упражнения:
«Змейка» р.н.м.
- совершенствовать движения «змейка»
Хоровод «Красный сарафан» муз. Н. Римский–Корсаков
- учить согласовывать перестраиваться в различные танцевальные фигуры.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы с вами у ворот сказки, какая музыка нас встречает?
Ответы детей.
Дети присаживаются за столы.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на экран, и ответьте, в какую сказку мы попали.
Демонстрируется слайд, изображающий отъезд родителей Маши и Вани из русской народной сказки «Гуси-лебеди», (видео фрагмент).
Музыкальный руководитель: Знакома вам эта сказка? Как она называется?
Дети: «Гуси – лебеди».
Музыкальный руководитель: Помните, как зовут героев сказки?
Дети: Маша и Ваня.
Музыкальный руководитель: И вот они опять попали в беду, и просят вашей помощи. Поможем им преодолеть трудности? Трудности необычные, все с заданиями.
Музыкальный руководитель: Ребята, Маша играла с подружками
«Утро» П.И. Чайковского
- какая музыка по характеру
- что можем делать: петь, танцевать, маршировать (если мнения расходятся предложить показать рукой, найти правильное решение).
Музыкальный руководитель: и не заметила, как Гуси-лебеди унесли братца-Ваню. Побежала Маша вызволять братца из беды. Бежит и видит, стоит печь.
Спрашивает Маша у печки: «Куда Гуси-лебеди полетели?
А печка ей и говорит:
Демонстрируется слайд с изображением «Печки».
На изображение наложен голос со следующим текстом.
«Скажу, если ты мне поможешь. Помоги разложить печенье так, чтобы рядом одинаковое печенье не повторялось».
Музыкальный руководитель: Поможем печке?
Музыкальный руководитель: Итак, слушайте первое задание.
Отгадайте математические загадки, чтобы узнать какой формы печенье нам нужно выложить.
Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Со стола скачусь я вдруг.
А зовусь я просто… (круг).
Посчитай и посмотри:
У него три стороны.
Три вершины, три угла,
Как зовут его, друзья? (треугольник)
Он давно знакомый мой
Он весь ровный и прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат).
Если все углы прямые,
И всего угла четыре,
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник,
Назовем…. (прямоугольник)
Я – похож на яйцо,
И как просто буква О.
Я почти как круг – малец,
Я – такой, как огурец. (Овал)
Музыкальный руководитель: Какие вы внимательные! Все загадки отгадали правильно.
Положите печенье в ряд так, что бы рядом лежащие печенья не повторялись.
Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, с заданием справились правильно и помогли Маше.
Музыкальный руководитель: Бежит Маша дальше. Встречается ей на дороге яблонька, обращается Маша к яблоньке с тем же вопросом: «Куда Гуси-лебеди полетели? А яблонька ей и отвечает:
Демонстрируется слайд с изображением «Яблоньки».
На изображение наложен голос со следующим текстом:
«Скажу, если ты меня развеселишь. Скучно мне здесь одной стоять.
Музыкальный руководитель: Давайте поможем Машеньке, сыграем на музыкальных инструментах и развеселим яблоньку. Послушайте две мелодии и выбирите, какая из эних развеселит яблоньку.
Русская народная песня «Как у наших у ворот».
А.Александров «Колыбельная».
Дети выбирают и играют на детских музыкальных инструментах. Музыкальное сопровождение.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята развеселили яблоньку, яблонька показала дорогу Машеньке. Бежит Машенька и видит речку – кисельные берега, глубокую, да широкую.
Демонстрируется слайд с изображением «Речки».
Музыкальный руководитель: А как перебраться через неё на другой берег Маша не знает. А вы дети, как думаете, чем можно Маше помочь?
Ответы детей.
(Варианты фантазии по ТРИЗУ: перебраться через речку на лодке, на плоту, построить мост, перелететь).
Музыкальный руководитель: Правильно! Нужно сделать мостик.
Выполняется пальчиковая игра «Мосток»
Музыкальный руководитель: Молодцы! справились и с этим заданием. Перебралась Маша на другой берег и видит, стоит избушка.
Демонстрируется слайд «Избушка»
Музыкальный руководитель: А кто же в ней живет, мы узнаем, если вы отгадаете музыкальную загадку.
Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Скажите, кто живет в избушке? Правильно отгадали, конечно, это Баба Яга.
- А скажите Баба Яга рада тому, что пришли к её избушке?
- А какая музыка помогла вам это узнать?
Музыкальный руководитель: Правильно, загадочная, угрожающая.
-А если бы вы были художником, какую бы краску вы взяли, чтобы изобразить Бабу Ягу?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: Увидела Баба – Яга Машу и говорит:
Демонстрируется слайд с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:
«За братцем пришла, а я тебе его просто так не отдам, пока ты мне трижды не услужишь. Первое задание будет такое: есть у меня клумба, хочу посадить на ней разные цветы».
Дети выполняют задание, используя каточки с музыкальными инструментами.
Проводится дидактическая игра «Угадай кто поёт».
Дети узнают какой звучит инструмент, выкладывают его в нужном расположении.
Музыкальный руководитель: Как быстро и точно вы выполнили задание Бабы-Яги! Слушаем, какое будет второе задание.
Демонстрируется слайд с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:
«Избушка у меня сломалась, все кудахчет и кудахчет, даже не поворачивается. Нужно её отремонтировать».
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем Бабе-Яге, и построим ей новые избушки.
Развивающая игра «Избушки».
Описание игры: Дети из наборов игр «Танграм», используя палочки Кюизинера, выкладывают на столе избушки.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, справились с заданием, у всех получились интересные избушки. Слушаем третье задание.
Демонстрируется повторный слайд с изображением «Бабы-Яги».
На изображение наложен голос со следующим текстом:
«Третье задание такое: Спрятались куда - то Гуси - лебеди. Не могу их дозваться. Помогите-ка мне их отыскать».
Музыкальный руководитель: Ребята, у меня есть вот такие карточки, но я никаких гусей не вижу. Здесь изображены только ноты. Давайте попробуем соединить ноты и посмотрим, что из этого получится.
Дети на листах соединяют ноты, получается контур гуся.
Музыкальный руководитель: Молодцы дети, всех гусей отыскали, помогли Бабе – яге.
Звучит торжественная музыка.
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете мы помогли Маше? А как вы это поняли?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Что еще нам скажет Баба-Яга? Демонстрируется повторный слайд с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:
«Так и быть, отдам вам Машу и Ваню».
Музыкальный руководитель: Бабе-Яге очень понравились ваши выполненные задание, и она отпустила Машу Ваню домой. А что бы они быстрей вернулись, приказала, чтобы гуси-лебеди доставили их домой как можно быстрее.
Демонстрируется слайд с изображением Маши и Вани.
Музыкальный руководитель: в сказке всегда добро побеждает зло. И на этой радостной минуте наше путешествие заканчивается. А нам пора возвращаться в детский сад.
Исполняется хоровод «По кругу мы ходили» р.н.м..
Заключительная часть.
Музыкальный руководитель: Как хорошо, что вы, ребята справились со всеми заданиями, и помогли Маше и Ване вернуться домой. Скажите, какое задание вам понравились больше всего?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Наша встреча подошла к концу, в память о нашем путешествии мне хочется подарить вам вот такого Ваню с балалайкой. Вы придёте в группу и раскрасите его так, каким вы его увидели в сказке. А я с удовольствием буду ждать ещё нашей встречи.
Дети под «Марш» Ю. Чичкова выходят из зала.
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.