Конспект урока "Художественная обработка изделий из древесины" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Художественная обработка изделий из древесины». Тип урока - комбинированный Цель: ознакомить учащихся с видами художественной обработки древесины, способами конструирования изделий и переноса изображений на поверхность заготовки. Ознакомить с приемами выполнения простейших видов художественной обработки изделий. Задачи: привить навыки: • конструирования • поэтапной разработки изделия от идеи до конечного результата • эстетики, сочетания форм изделия с различными видами художественной обработки.
Иконка файла материала конспект.docx
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ Тема: «Художественная обработка изделий из древесины». Тип урока ­ комбинированный  Цель: ознакомить учащихся с видами художественной обработки древесины,  способами конструирования изделий и переноса изображений на поверхность  заготовки. Ознакомить с приемами выполнения простейших видов  художественной обработки изделий.  Задачи: привить навыки:   конструирования   поэтапной разработки изделия от идеи до конечного результата   эстетики, сочетания форм изделия с различными видами  художественной обработки.  Оборудование: образцы изделий художественной отделки древесины,  заготовки из древесины,  разметочный инструмент, резцы по дереву.  1Ход урока  Организационный момент:  1. Проверка явки учащихся.  2. Подготовленность к уроку.  3. Назначение дежурных.   Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.  1. Дать определение станка.  2. Для какой цели предназначен токарный станок по дереву?  3. Устройство СТД 120 м  4. ТБ при работе на СТД.  А теперь, ребята, давайте вспомним вместе с вами и повторим ранее изученный материал  по обработке древесины и попробуем ответить на вопросы для того, чтобы разгадать  кроссворд.  2Кроссворд 1 т е                 3     2 ш п о н     л к р о м к а           7 с                                       10   6       т о р е ц ь           е б р       9 б р у с о к     р у         11 д о с к а                                                     8 ф а н е р а                               4 п и л о             м         5                               т е р и а л                         по горизонтали: с т у       а               2 Материал, получаемый в результате лущения чурака на лущильном станке. 5 Узкая  боковая часть доски. 6 Срез,  получаемый в результате поперечного распила доски. 8  Материал, получаемый путем наклеивания друг на друга листов шпона. 9 Пиломатериал  шириной и толщиной до 100 мм. 11 Пиломатериал толщиной до 60мм и шириной более чем  две толщины. по вертикали: 1Природный рисунок древесины.3 Широкая часть доски.4 Материал, получаемый путем  продольной распиловки бревна. 7 Линия, разделяющая пласть и кромку. 10 Пиломатериал  шириной и толщиной более 100 мм. Основная часть  3Изучение программного материала  С древних времен человек украшал жилище и его интерьер деревянными изделиями с  художественной резьбой, изготавливал резную посуду, игрушки и другие предметы быта. Художественная резьба непосредственно связана с понятием   "орнамент". Орнамент­узор, построенный на чередовании в определенном порядке изображений. Он может состоять из геометрических фигур, листьев, плодов, птиц и зверей. Слово   "орнамент"   произошло   от   латинского   "ornamentum"­   что   означает   украшение.   С давних пор люди начали украшать посуду предметы домашнего обихода, одежду, книги. Часто ритмические узоры наносились на стены, полы и потолки зданий. Орнаменты   могут   быть   выполнены   любыми   красками,   карандашом,   а   также средствами   скульптуры.   Очень   много   орнаментов   в   вышивке.   Плитками   с   узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней   Азии. Здесь в узоры иногда вплетали   надписи.   Многие   орнаменты   существуют   уже   тысячи   лет.   В   разные   эпохи,   в разных странах создавались свои узоры, непохожие на другие. Они бережно передавались 4из поколения в поколение. В них отразилась национальная культура народов. Особое   место   в   художественной   обработке   древесины   получила   ручная   резьба, разновидностями которой является: ­плосковыемчатая; ­геометрическая; ­контурная; ­прорезная. Плосковыемчатая резьба ­ характерна тем, что на плоской поверхности вырезают  углубления различной формы ее разновидностью является геометрическая резьба. Контурная резьба ­ применяется в основном для изображения фигур (птиц, животных,  листьев, цветов).  5Прорезная резьба­ является наиболее простой и выполняется лобзиком  (электролобзиком), применяется при изготовлении дверей, буфетов, ширм и др., для  украшения мебели.  Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной и используется для  украшения мебели в стиле барокко и роккоко. 6Прорезная резьба, приклеенная к деревянной основе, называется ­ накладной.   Для ручной художественной резьбы применяют стамески (резцы):   Плоские прямые;   желобчатые   клюкарзы  7   уголки;  церазики;  плоские косяки.  Грубые работы по дереву выполняют долотом.  Ребята, а сейчас давайте рассмотрим различные виды художественной обработки изделий  из древесины.  Итак, ребята, мы с Вами получили общее представление о художественной обработке  изделия, а сейчас давайте попробуем это применить на практике ( демонстрирую учащимся задание и на примере показываю, в чем будет заключаться их деятельность на протяжении  практической работы)  Практическая работа  Сегодня мы с вами попробуем выполнить  изделие с художественной обработкой.   Каждому учащемуся предоставляется возможность для индивидуального выполнения  художественной обработки (выделяется заготовка и резец).  Учащимся необходимо  подготовить рисунок (изображение) для художественного  оформления на лицевую поверхность заготовки. Выполнить художественную обработку  материала. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила ТБ :  с разметочным инструментом;  режущим инструментом;  колющими предметами; соблюдать правила организации труда на рабочем месте.       Подведение итогов урока  Выполнение изображения (рисунка) на поверхность заготовки.   Оценка работ.   Выявление работ более удачно выполненных.    Уборка мастерской.  8Литература 1. П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко /Технология/Трудовое  обучение /Учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков)  общеобразовательной школы /Москва/Издательский центр «Вентана ­ Граф» 1997г.  2. А.Ю. Семенцов/ Альбом орнаментов 3/прорезная резьба/Минск/»Современное  слово» 2007г.  3. А.Ю. Семенцов/ альбом шаблонов 2/орнаменты розетки панно/Минск/»Современное слово» 2007г.  4. Мольнар А.А./Художественная резьба по дереву/Москва/Сезам­маркетинг 1997г.  5. И.П. Арефьев/5 класс/пособие для учителей и учащихся/Занимательные уроки  технологии для мальчиков/Москва/»школьная пресса» 2004г.  6. И.П. Арефьев/6 класс/пособие для учителей и учащихся/Занимательные уроки  технологии для мальчиков/Москва/»школьная пресса» 2004г.  9