Конспект урока "Изготовление декоративной плитки"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Изготовление декоративной плитки. Русский изразец – это самобытное декоративное искусство. Тип урока: Комбинированный. Цель: Формировать технологические и художественные знания, умения и на-выки работы при изготовлении декоративной плитки; развить двигательную функцию рук; Воспитать творчески активные личности. Задачи: Ознакомить обучающихся с русскими изразцами и технологией их из-готовления; создать условие для развития представления о керамике как о народном твор-честве; создать условие для развития двигательной функции рук; создать условие для воспитания уважительного отношения к творчеству масте-ров керамики.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Изготовление декоративной плитки. Русский изразец – это  самобытное декоративное искусство. Тип урока: Комбинированный. Цель: Формировать технологические и художественные знания, умения и  навыки работы при изготовлении декоративной плитки; развить двигательную  функцию рук; Воспитать творчески активные личности. Задачи: Ознакомить обучающихся с русскими изразцами и технологией их  изготовления; создать условие для развития представления о керамике как о народном  творчестве;  создать условие для развития двигательной функции рук; создать условие для воспитания уважительного отношения к творчеству  мастеров керамики. Оборудование: Мультимедийный проектор, образцы декоративных плиток. Материал: Красная глина, шамот, глей. Музыкальный ряд: Русские народные мотивы. Ход урока: 11. Организационный момент. 2. Проверка знаний домашнего задания. 2.1Фронтальный опрос. Материалы для декоративной лепки и  оборудование керамической мастерской. 2.2Сообщения обучающихся по темам «Школа лепки из глины» и  «Технология лепки из глины». 3. Ознакомление с новым материалом по плану:       Сообщение темы урока.       Слайд 1 Тема сегодняшнего урока «Изготовление декоративной плитки».  Эта тема рассчитана на 4 часа.        Задачи урока: 1. Ознакомиться с русскими изразцами; 2. Ознакомиться с технологией изготовления изразцов; 3. Изготовить декоративную плитку, модель изразца;      Слайд 2 Вопросы на которые должны ответить обучаемые в ходе  ознакомления с новым материалом: 1. Что такое изразец? 2. Виды изразцов.  3. Сюжеты и мотивы изразцов. 4. Область применения изразцов. 5. Технология изготовления декоративной плитки. 6. Способ лепки декоративной плитки.          Показ слайдов, сопровождаемый рассказом.     Слайд 3  Русский изразец – это самобытное декоративное искусство.     Русским изразцам примерно тысяча лет. Сменились поколения, правители,  социальные строи, но по – прежнему опытные гончары обжигают в горнах и печах глиняные плитки, раскрашенные и  разрисованные с одной стороны.  Изразец от слова резать, так как изначально формы вырезались из  древесины, сейчас делают модель плитки, а форму льют из гипса. 2Искусство архитектурной керамики пришло к нам из Византии и  государств Балканского полуострова. Пришло вместе с обрядами  христианской религии и традициями церковной живописи. Однако очень  скоро после принятия новой религии соборы в Киеве, Новгороде и других  городах стали возводить на свой отечественный вкус и манер. И точно  также быстро приняла чисто русское обличье декоративная плитка. Эта  самобытность по наследству изразцам и сохранилась ими вплоть до начала  20 столетия.      Слайд 4 Русское изразцовое искусство, в котором широко отразились быт,  традиции и вкусы народа, было создано в большинстве своем безымянными народными мастерами резьбы по дереву, гончарами и живописцами,  выходцами из ремесленной части населения в небольших гончарных  мастерских, разбросанных по всей территории Русского государства.      Слайд 5 Изразцы делятся на виды. Первый терракотовый – он на покрытии не раскрашен ни глазурями, ни эмалями. Это первый вид, который   изготавливали на Руси. Второй – муравленый  (от слова трава – мурава), он покрывался глазурью зеленого цвета. Третий – многоцветный, он  расписывался цветными эмалями. Четвертый – это голландский кафель.  Это самый молодой вид изразцов. Царь Петр, решивший обустроить  Русское государство на западный манер, привез голландских мастеров и  технологию голландских кафелей. Технология  осталась, а вот изображать  на кафеле стали мотивы и орнаменты гжельских мастеров.      Слайд 6 Сюжеты для своих изделий мастера черпали чаще всего из  окружающей их жизни, флоры и фауны, из легенд, преданий и смежных  отраслей прикладного искусства: резьбы по дереву, белому камню,  народных мотивов вышивки и кружев.      Слайд 7­9 Изразцы с геометрическим орнаментом чаще всего изображали  знаки и символы до христианского периода.      Слайд 10­13 Изразцы с растительным орнаментам. Прошу обратить  внимание на обопщеность форм, на символичность изображений.      Слайд 14­15 Изразцы по мотиву «зверь», изображаются не только  животные целиком , но и их головы. Слайд 16­18 Изразцы по мотиву «птица» обычно дополняются растительными 3орнаментами. Слайд 19­23 Зооморфные и мифологические  мотивы. Здесь мы видим  существ из легенд и преданий,  таких как единороги , лавы (их никогда не  видели простые ремесленники) фениксов. Слайд 24­27 Изразцы с изображением быта. Так как изразцы были символами  богатства и знатности, то чаще изображали иноземные сцены быта, сцены  охоты.  Слайд 28 Религиозного содержания объясняются тем что изразец пришел к  нам вместе с религией, с нашей верой. И первыми изразцами украшали храмы. Слайд 29­32 Композиции из изразцов могли сочетать все мотивы и  орнаменты, все виды изразцов. Старые печи можно было читать, как книги. На изразцах были и пословицы и поговорки, и выписки из Библии. Слайд 33 – 35  Гжельские мотивы изображали на голландском кафеле..             Физ. минутка:                                          А теперь, ребята, встали.                                  Быстро руки вверх подняли,                                  В стороны, вперед, назад.                                  Повернулись вправо, влево,                                  Тихо сели вновь за дело. Слайд 36 Изразцы пришли к нам с архитектурой. Они своим нарядным  многоцветьем свидетельствовали о богатстве и могуществе русских князей и  царей. Слайд 37  Сотни тысяч изразцов украсили собор Василия Блаженного. Его  построили в честь взятия Казани. Этот собор – чудо архитектурного  искусства.  Слайд 38 – 42  Постепенно изразцы перебрались в интерьер. Ими украшали  печи и камины знатных дворян и купцов.  В настоящее время изразцы широко востребованы, несмотря на свою  тысячелетнюю историю. Ими украшают не только печи и камины, но и  4деловые офисы. Слайд 43 «Народ… выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении  многих десятилетий, только самое ценное и гениальное» искусствовед  Калинин П.И. Слайд 44 Технологический процесс производства изразцов ­  это процесс  ручного производства, в проведении всех этапов работ требует соблюдения  максимальной аккуратности, точности и высокой культуры. В изготовлении  изразцов каждое изделие уникально, никогда не бывает их тиражей.  Технологический процесс производства изразцов очень сложный, его  выполняют различные мастера – модельщики, художники, литейщики,  глазировщики. Стадии технологического процесса включают в себя:  . изготовление модели; . снятие формы и последующая ее заливка глиной; . высушивание, промывание, зачистка и подгон между собой изразцов; . роспись изразцов; . глазирование; . обжиг. Работа художника – модельщика является одной из самых интересных –  каждый изразец он наполняет определенным смыслом, стилем, сюжетом. Глазурь на изразец наносят ручным способом. Обжиг покрытий изразцов  осуществляют в печах при температурах 950 – 1250 С – температура зависит  от вида глины. Мы с вами сегодня изготовим сами декоративные плитки, модели изразцов. Слайд 45 Технология изготовления модели: 5Подготовим материал (глина должна быть мягкая, однородная, без камешков  и не прилипать к рукам). Слайд 46  Изготовим пластину (толщина пластины 8 – 10 мм.) Слайд 47  Вырежем плитку (плитка может быть квадратной, прямоугольной и ромбиком) Слайд 48  Наносим рисунок(не надо в точности копировать рисунок, больше  обобщений) Слайд 49 Формируем рельеф по рисунку (стараемся как можно лучше  проработать края, можно выдавливать рисунок по контуру) Слайд50 Уточняем детали (стеками, притираем с водой) Слайд 51 Модель изразца по мотиву «птица» 4. Практическая работа. Изготовление декоративной плитки, модели изразца по мотивам «птица»,  «зверь». Для ребят, кто похуже лепит и рисует больше обобщений, меньше деталей. Вводный инструктаж правил безопасной и аккуратной работы.  Индивидуальное выполнение модели. Демонстрация операций учителем по этапам технологического процесса. Текущий инструктаж в ходе работы Соблюдение правил безопасной и аккуратной работы; Соблюдение правильности выполнения трудовых приемов; Контроль качества. 65. Заключительный инструктаж  Подведение итогов урока. 5.1Коллективное обсуждение и оценка практической части урока. 5.2 Выявление индивидуальных и общих ошибок и недочетов в работе. 5.3 Оценка работы на уроке. 5.4 Тестовая проверка усвоения теоретической части урока.  Слайд 52 Проверка выполнения задач урока. 6. Слайд 53 Домашнее задание. Разработать эскиз декоративной  плитки с зооморфным или мифологическим мотивом.  –Ребята вы попробовали изготовить модели изразцов, и некоторых я  попрошу разработать более детальные эскизы 2­3 изразцов. 7. Уборка мастерской.  7