Конспект урока музыки на тему "Что изображает музыка"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока музыки на тему "Что изображает музыка" разработан к УМК "Школа России" 3 класс. На данном уроке дети вспомнят о том что выражает музыка и научатся определять то, что она изображает. В данном уроке используются музыка С.С. Прокофьев «Отъезд», М.И. Глинка « Попутная песня», Л. Книппер «Полюшко», «Утро» С.С. Прокофьева. Дети разучат песню «Дорогою добра».
Иконка файла материала konspekt_uroka_muzyki.docx
Тема: Что изображает музыка?  Цель: учиться лучше слышать и понимать музыку; учиться рисовать музыку в  своём воображении. Задачи: ввести детей в мир народной и композиторской музыки, расширить  представления детей об изобразительности и выразительности в музыке,  развивать навыки  певческого голоса, музыкального слуха, чувства ритма,  дикции, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: презентация, музыкальные фрагменты. План урока: I Организационный момент. Музыкальное приветствие. II Актуализация знаний. III Основная часть: С.С. Прокофьев «Отъезд»– слушание, анализ; М.И. Глинка « Попутная песня»– слушание, анализ; Л. Книппер  «Полюшко»­слушание, анализ; «Утро» С.С. Прокофьев ­слушание, анализ; Разучивание песни «Дорогою добра» IV Подведение итогов.  I Организационный момент. Музыкальное приветствие. ­ Встали, выпрямились. Все необходимое приготовили, создали  тишину. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку  своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало  ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили  хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и  приобретенными знаниями. II Актуализация знаний. ­На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что выражает музыка. Кто  мне напомнит, что же она выражает? (настроение, характер, чувства, мысли  человека). III Основная часть. А сегодня мы с вами поговорим о том, что может изображать музыка. Вы  наверно хотите задать мне вопрос: « как это изображать?» Ведь музыка – этоне артист балета, который с помощью жестов, и танца может изображать  чувства, и не художник, который с помощью кисти может изобразить картину. И все таки музыка может изображать и рисовать не только картины природы,  но и движение разных объектов, одушевленных и неодушевленных, а главное – явления природы: пение птиц, шелест листвы, шум дождя, ручеек, гром и  многое другое. И мы с вами сегодня в этом убедимся. Давайте послушаем шум дождя под звуки арфы. Первое произведение, которое мы сейчас прослушаем, написал советский  композитор, которого мы с вами уже знаем – это С.С. Прокофьев. Вспомните, с какими произведениями этого композитора мы уже знакомы?    (симфоническая сказка «Петя и волк») Сегодня мы с вами послушаем отрывок из его сюиты «Зимний костер». Это  произведение посвящено советским пионерам, которые отправились зимой в  гости к своим друзьям в деревню, чтобы вместе покататься на лыжах,  посидеть у зимнего костра, и попеть пионерские песни. Первая часть этой сюиты называется «Отъезд». Ваша задача внимательно  послушать эту музыку, и решить на чем отправились пионеры в гости в  деревню? ­ Слушание «Отъезд»  Все очень внимательно слушали, молодцы! ­Как вы думаете, какой вид транспорта изобразил в своей музыки  композитор? (паровоз) ­Почему вы решили, что это был паровоз? ­Какие инструменты звучали в этой музыке?(скрипка, флейта, труба, барабан, треугольник, тарелки) ­ Как называется оркестр, в состав которого входят эти инструменты?  (симфонический) Следующее произведение, которое написал русский композитор М.И. Глинка,  будет вокальным. Это значит, мы услышим с вами не только музыку, но и  голос.  ­ Просмотр видео­презентации « Попутная песня».Итак, мы послушали «Попутную песню» Глинки. ­ О чем было это произведение? ( Песня написана по случаю открытия первой  железной дороги между Петербургом и Царским Селом)  ­Какой инструмент вы услышали? (скрипка, контрабас, виолончель, тарелки,  фортепьяно)  ­Каким образом композитор добился изображения движения, скорости в  музыке? (Быстрый темп, пение скороговоркой, аккомпанемент был похож на  стук колёс). Верно. ­Какое настроение было в музыке? (Веселое, народ радовался, что построили  железную дорогу и появились поезда)   Что изображает музыка? (быстрое движение поезда, стук колёс и мелькание  сменяющих друг друга картин за окном) Прослушайте еще одну композицию  Л. Книппера  «Полюшко». Что изображает музыка?(цокот копыт) Сравните «Попутную песню» Глинки и «Полюшко» Л. Книппера. Молодцы вы хорошо поработали и вероятно немного устали. Давайте встанем  и проведем небольшую музыкальную разминку. Встречу с зимним лесом начинаем рано утром. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу. Звучит «Утро» С.С. Прокофьева. ­Послушайте внимательно и скажите мне: Какая музыка звучала в начале  пьесы? (Спокойная)  ­А какой лес вы представили? (Лес еще спит) ­Когда С.С.Прокофьев писал это произведение, он писал о первых лучах  солнца, которые пробиваются в сумерках, с начало неуверенно, робко и  музыка, поэтому звучит неторопливо, сонно, лениво. ­Как музыка изменилась к концу произведения? (Музыка звучит радостно) ­Что показывает композитор? (Природа  начинает просыпаться) ­Огромное солнце выплывает из­за горизонта, поднимается вверх и засияло  всем на радость.Скажите: музыка смогла нарисовать картину природы? … Сейчас мы споём песню «Дорогою добра». IV Подведение итогов, рефлексия. У вас на парте лежит солнышко. Изобразите условно ваше настроение на  уроке. Дорисуйте у солнышка очертания рта: радость, грусть, безразличие. Мы говорили с вами об изобразительности музыки на этом уроке. Давайте  обобщим, то может изображать музыка?( ­ Музыка изображает внешние  движения человека – его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а  также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том  числе и природы. ­ Музыка изображает топот копыт, стук колёс, движение вперёд, скорость,  движение вверх и вниз, движение по кругу. ­ Кроме этого музыка изображает пение птиц, восход солнца.) С какими произведениями мы познакомились? МОЛОДЦЫ!!!! Спасибо за урок! До свидания!