Конспект урока обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"
Оценка 4.6

Конспект урока обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
21.01.2017
Конспект урока  обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"
Задачи урока: • познакомить учащихся с буквой Ч,ч; • развивать фонематический слух, логическое мышление; • совершенствовать навыки правильного чтения; • совершенствовать навыки письма Формируемые УУД: • умение задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развернутые ответы; • составлять предложения о литературных героях; • списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами; • четко следовать правилам правописания (сочетания ши, ча, чу); • добывать информацию, дополняющую прочитанные тексты.
буква ч.docx
Урок обучения грамоте по теме: "Звук [ч']. Буквы Ч, ч" (программа "Школа России")  Митькова Татьяна Викторовна, учитель начальных  классов МОУ Проводниковской ООШ имени Героя РФ  А.С. Маслова умение задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развернутые ответы; составлять предложения о литературных героях; списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами; четко следовать правилам правописания (сочетания ши, ча, чу); добывать информацию, дополняющую прочитанные тексты. учебник «Азбука» 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, В. А.  познакомить учащихся с буквой Ч,ч; развивать фонематический слух, логическое мышление; совершенствовать навыки правильного чтения; совершенствовать навыки письма Задачи  урока:  • • • • Формируемые УУД:  • • • • • Пропедевтика: ЧЬ в конце глаголов (беречь, стеречь)                   Оборудование:  • Кирюшкина, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2015 г. • • • • • • • • Тип урока: изучение нового ХОД УРОКА Пропись № 3. В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова.­ М.: Просвещение, 2015 г. Рисунок часов Кружки, по 10 штук на каждого ученика Карточка с правилом «ЧА­ пиши с А, ЧУ – пиши с У» Карточки со словарными словами человек, топор, работа, ученик. Касса букв и слогов демонстрационная   Лента букв Печатный алфавит на каждого ученика 1. Организационный момент Прозвенел для нас звонок, Пригласил всех на урок! [Какой сейчас урок?] – А теперь настроимся на работу: 1.1. Артикуляционные упражнения. Дыхательная  гимнастика.  Упражнение  «Колесо  спустило»  ­ плотно  сжав  губы,  сделать глубокий вдох носом, при выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [c]. Упражнение «Тишина» ­ сделать глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести ш­ш­ш. Артикуляционная разминка. Упражнения   «Трубочка»­   рот   открыть   и   кончик   языка   упереть   в   небо,   губы   вытянуть трубочкой. Упражнение «Лошадка» ­ цоканье языком (щелчок – пауза). Упражнение «Моторчик» ­ губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: бр­р­р 1.2. Чистоговорка Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. 2. Актуализация опорных знаний Игра «Четвёртый лишний»  Внимательно посмотри на данные буквы. Какая из букв не подходит к остальным и  почему? (индивидуальная работа)  1) А У П  И     2)  Ь  К С Р  Игра «Узнай букву»   ­У В Д  Игра «Рассели буквы в домики»                                                                                                  Найди букве свой домик. Почему? А, П, Я, З Работа с лентой букв: гласные, обозначающие твёрдость согласного звука, гласные,  обозначающие мягкость согласного звука. – Буквы Я, Е – когда они обозначают два звука? – Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука? – Какие согласные бывают только звонкими? Как их ещё называют? (Сонорные.) – Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки? 3. Мобилизующий этап. Что за братцы? Загадывает загадки. 1. Их пересчитал – год пропал. Годы идут, а они не растут. (месяцы) 2. Прошло семь дней – конец и ей. (неделя) Какая тема объединяет отгадки? Как вы понимаете слово «время»? Какой предмет помогает людям определять время? Кто из вас уже умеет определять время по часам? К своему и чужому времени нужно относиться  бережно. Потому что время бежит только вперед     и   никогда   не   возвращается   назад.     И   если   вы   на   уроке   на   какое­то   время отвлечетесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и не приятно будет, если вы не сможете ответить на вопросы учителя. 4. Постановка темы и целей урока На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы: черепаха, мячик,  летчик, зайчик, мальчик. ­ Что объединяет все эти слова? – Найдите лишнее слово. (Слово черепаха, т.к. это слово состоит из четырех слогов, а все  остальные – из двух; черепаха, потому что слово оканчивается на гласный звук, а другие  слова – на согласный; слово черепаха начинается со звука, который в других словах  находится в середине слова.) – Ребята, вы догадались о какой букве и о каком звуке мы будем говорить сегодня? ­Приложите ладошки к губам и произнесите звук [ч’] (Губы не плотно сомкнуты, между  зубами узенькая щелочка, при произношении во рту встречаются преграды) ­Сформулируйте тему урока. (звук [ч], буква Ч.) ­Каковы задачи нашего урока?  (дети ставят задачи) 1) познакомиться с новым звуком и новой буквой; 2) научиться печатать новую букву; 3) научиться читать слоги и слова с новой буквой 5. Работа над новым материалом. 1.Знакомство со звуком [ч’]. Давайте произнесём ещё раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов. – Можно ли его спеть? – Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? – Давайте произнесём звук [ч’] в слиянии с гласными а, о, у. – Что вы заметили? – Как произносится новый звук? Сделайте вывод. Вывод: (Звук [ч’] обозначает мягкий звук.) – А теперь закройте ушки и произнесите ещё раз новый звук. Каким вы слышите этот звук?  ( Звук [ч’] глухой.) – Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, непарный глухой, всегда мягкий  звук.) Определите позицию звука [ч’] в словах: чайник, плечо, чемодан, ночь, речка, часы, челка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, матч, печать. Сегодня у нас в гостях черепаха Тортила. (На доске иллюстрация с изображением черепахи Тортилы.) Из какой сказки она к нам пришла? Кто автор этой сказки? – Что подарила черепаха Тортила Буратино? (Черепаха подарила ключик.) – Где в слове ключик находится звук [ч’]? – От какого слова образовалось слово ключик? (От слова ключ.) – Как называются эти слова? (Родственные.) – А какой ключ вы представляете, когда произносите это слово? (Гаечный ключ, ключ от  замка, скрипичный ключ и т.д.) (Многозначность слова ключ.) – Буратино ключиком открывал потайную дверцу в коморке папы Карло, а мы с вами  ключиком откроем сундучок, в котором находятся задания для сегодняшнего урока.  Итак… 1 задание. Послушайте рассказ “На даче”. и постарайтесь запомнить как можно больше слов со  звуком [ч’]. На даче Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом  бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или  играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку “Курочка Ряба”. – Где жили летом дети? – Как их звали? – Что они делали утром? – Куда они бежали? – Чем Вова ловил рыбу? – Что делала Надя? – Что читал Вова вечером сестре Наде? Подбор антонимов и синонимов.  Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова­наоборот. Все они  начинаются со звука [`ч]  В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)  Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)   Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)  А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по­другому?  Правдивый человек (честный)  Внимательный (чуткий) На рисунке в «Азбуке» изображен мяч. Соответствует ли схема этому слову? Какой звук слышен   на  конце   слова?   Прочитайте   слоги   в  красной   рамке?   Меняется  ли   звук   [ч’]   в зависимости от гласной после него?  Что можно сказать об этом звуке? Кто из вас любит играть в мяч? Какие игры с мячом вы знаете? А какие игры с мячом спортивные? Знакомство с буквами Ч,ч. На что похожа буква Ч? рассмотрите буквы в Азбуке на стр. 5 и сравните их с прописными буквами. Напишите строчную букву ч в прописи (учитель показывает и проговаривает, как писать букву по элементам). Хотя звук [ч’] мягкий в слоге ЧА пишу букву А, а в слоге ЧУ пишу – У. прочитайте правило на с.5 учебника, его надо запомнить. Рассмотрите иллюстрации на стр.4. можно ли их разделить на группы? Почему? Какими часами   пользовались   в   старину,   в   далекой   древности?   А   теперь   какие   виды   часов используют? Прочитайте  загадку под рисунком. О чем в ней говориться? Прочитайте и озаглавьте текст на с.5. Каково основное назначение часов?  На какие группы по назначению делятся часы? Какие часы люди чаще носят с собой? Что общего должно быть у всех часов? Поговорим о смысловом значении слова «часы» Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, но немножко отстают».  Мы смотрели с Мишкой вместе,  Но они стоят на месте. Объясните, когда о часах говорят: спешат, идут, стоят.  6.Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять –  Все мы встали поиграть. Ручками похлопаем, Ножками потопаем И попрыгаем скорей, Чтобы стало веселей. Ветер дует сильный, сильный И качается сосна. Нам зарядка помогает Быть здоровыми всегда. А теперь мы ручейками –  Друг за другом потекли… Становитесь все опять – Будем в солнышко играть. Мы весёлые лучи, Мы резвы и горячи. А сейчас мы потянулись… И за парты вновь вернулись. 7. Закрепление материала – Вы, наверное, заметили, что в сочетаниях ча, чу, написаны совсем не те гласные, которые  нам слышатся. Мы уже знаем, что звук [ч’] всегда мягкий. В слогах ча, чу не надо  обозначать мягкость предшествующего согласного, а нужно запомнить, что ча принято  писать с буквой а, а в слоге чу пишется всегда буква у. Буква Ч приготовила для вас сказку. Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало  искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут,  когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не  найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква  Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке.  Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. Придумайте мне слова с этими слогами.  Звук   [ч`]   и   буквы   Ч   ч   –   волшебные.   Они   помогают   нам   быть   вежливыми, ласковыми. А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. Работа по «Азбуке» с.6.  Чтение текста. С 6.  Ответы на вопросы. 8. Подведение итогов. Рефлексия.  С какой буквой мы познакомились? Что мы можем сказать об этой букве? Понравился ли вам урок? Почему?  Что было самым интересным? Что вызвало затруднения? А кому понравилось читать слова с новой буквой?

Конспект урока обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Конспект урока  обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Конспект урока обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Конспект урока  обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Конспект урока обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Конспект урока  обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Конспект урока обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Конспект урока  обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Конспект урока обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"

Конспект урока  обучение грамоте "Буква Ч" 1 класс "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017