Конспект урока "Основы материаловедения. Волокна и ткани растительного происхождения" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок открытия новых знаний в технологии деятельностного метода. Тема урока: «Основы материаловедения. Волокна и ткани растительного происхождения». Цели урока: Образовательная: познакомиться с классификацией текстильных волокон, изучить процесс переработки волокон растительного происхождения Деятельностная: исследовать процесс получения тканей в условиях прядильного и ткацкого производства; формировать умения и навыки определения видов переплетения нитей в тканях.
Иконка файла материала конспект.docx
Предмет: технология (девочки) Класс: 5 Тип   урока:   урок   открытия   новых   знаний   в   технологии   деятельностного метода. Тема урока: «Основы материаловедения. Волокна и ткани растительного происхождения».  Цели урока:  Образовательная:  познакомиться   с   классификацией   текстильных   волокон,   изучить   процесс   переработки волокон растительного происхождения Деятельностная:  исследовать процесс получения тканей в условиях прядильного и ткацкого производства;  формировать умения и навыки определения видов переплетения нитей в тканях.  Средства обучения: 1. учебник, 2. рабочая тетрадь. 3. коллекция растительных волокон, 4. коллекция образцов хлопчатобумажных и льняных тканей, 5. компьютер, мультимедийный проектор, 6. лупы. 7. учебные карточки. Методы обучения: исследовательский, поисковый, практическая работа. Ход урока Организационный   момент    ­     обратить   внимание   на   присутствующих,   на 1организацию рабочего места.   1. Мотивация к учебной деятельности. Вы сегодня такие красивые: праздничная одежда. Интересно, а из чего же сшита   наша   одежда?     ­     из   ткани.   А   где   еще   применяется   ткань?   –   для изготовления постельного белья, штор, для изготовления поделок и т.д. К тому же мы будем шить фартуки и другие швейные изделия. Как вы думаете, надо  разбираться в тканях? *  Вы хотите узнать – из чего состоит ткань и как она изготавливается? 2. Актуализация   и   фиксирование   индивидуального   затруднения   в пробном действии. Рассмотрим коллекции тканей на столах и попробуем определить, из чего они состоят.                                                                                    (дети рассматривают ткань с помощью лупы) 1. Из чего состоит ткань?  ­ из нитей. 2. Из чего состоят нити? – из тонких волокон.  3. А как получить волокна? – дети вспоминают, что в деревне некоторые  бабушки получают волокно с овец и вяжут носки, свитера и т.д. Это натуральные волокна животного происхождения. 3. Выявление места и причины затруднения.  Мы определили, что можно получить волокно животного происхождения и   и изготовить теплые вещи (учитель показывает образцы шерстяных тканей). * Отличаются они от наших образцов тканей? – наши ткани более тонкие и отличаются   от   шерстяных,   значит,   здесь   другие   волокна   –   натуральные 2волокна, которые растут. 4. Построение проекта выхода из затруднения.   Мы пришли к выводу, что волокна для получения наших тканей – растут мы должны узнать все о волокнах и как получит из них ткань. Слайд:          Тема урока: Основы материаловедения.        Волокна и ткани растительного происхождения.   Цели и задачи урока? Слайд: Цели: образовательная – познакомиться с классификацией              текстильных волокон, изучить процесс переработки             волокон растительного происхождения.             деятельностная – исследовать процесс получения тканей в              условиях прядильного и ткацкого производства,             формирование у учащихся умений и навыков в определении              видов переплетения нитей в тканях. 5.Реализация построенного проекта.) Чтобы узнать, какие волокна существуют, познакомимся с параграфом 14, стр. 82. и стр.83 «Классификация текстильных волокон» 4. Как делятся текстильные волокна? – на натуральные и химические. 5. Как   делятся   натуральные   волокна?   –   на   волокна   растительного 3происхождения и волокна животного происхождения. 6. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? – хлопок и лен. 7. Что представляет собой хлопок? – дети читают в учебнике. В учебнике информации  мало, поэтому смотрим на экран. Слайды   (как   растет   хлопок,   как   его   убирают),   в   это   время   девочка рассказывает о хлопке. Хлопок   –   один   из   древнейших   видов   сырья   для   тканей,   известных человечеству.   В   пещерах   Мексики   учеными   была   найдена   хлопковая ткань, украшенная мехом и перьями, возраст ее насчитывает около шести тысяч   лет.   В   Европу   хлопок   попал   в   18   веке.   В   начале   1880   годов известный фабрикант Морозов стал выписывать семена хлопчатника из Америки   и   высылать   их   для   опытных   посевов   в   Среднюю   Азию   и Закавказье.   Прошли   десятилетия,   пока   люди   научились   выращивать хлопок   с   качественным   волокном.   Хлопок   –   главная   культура   в Узбекистане и других республиках Средней Азии, его называют «белым золотом». Свои листья хлопчатник всегда поворачивает к солнцу, будто именно листьями ловит солнечные лучи, но главное у этого растения не листья,   а   цветы,   и   даже   не   сами   цветы,   а   коробочки,   полные   белой шелковистой ваты, которые образуются из завязей увядших цветов. Хлопчатник   –   кустарниковое   растение   высотой   до   1   м   и   более, теплолюбивое, поэтому выращивается в теплых районах.  А сейчас рассмотрим коллекцию «Хлопок»  *  Что из себя представляет хлопок? Собранный хлопок, как вы думаете – как он называется? – хлопок – сырец. 4Попробуйте   сами   определить   технологию   его   переработки   –   разложить карточки в определенном порядке. *  Как называются тонкие пряди волокон? ­  ровница (новое слово) – запишите в тетрадь. На столах коллекции  тканей – рассмотрите их, если резко разорвать нить, что можно   увидеть   на   обрыве   –   посмотрите   через   лупу   –   ватку.   Значит,   как называются   ткани   из   таких   волокон?   –   хлопчатобумажные,   подпишите карандашом коллекцию хлопчатобумажных тканей. Подойдут эти ткани для изготовления фартуков? Можете выбрать хлопчатобумажную ткань в нашем «магазине»? – две девочки выбирают ткань. А теперь рассмотрим другое волокно растительного происхождения – лен  Информация на стр. 84   ­ дети читают, посмотрим, как выглядит лен, как растет  ­  на экране. Слайд (в это время девочка рассказывает о льняном волокне). Лен – очень древнее культурное растение, его возделывают уже 9 тысяч лет.   В   горных   районах   Индии   из   него   впервые   стали   изготавливать ткани, красивые и тонкие, оттуда лен проник в Египет. Льняные ткани стали   там   предметом   роскоши,   вытесняя   распространенные   прежде шерстяные. Только египетские фараоны и другие знатные люди могли позволить себе одежду из льняных тканей, позднее греки и римляне стали делать из льняного полотна паруса для своих кораблей. Наши предки, славяне,   любили   белоснежные   тяжелые   ткани   из   льна.   Они   умели возделывать лен, отводя под посевы лучшие земли. У славян льняные ткани   служили   одеждой   для   простого   народа.   Из   льняных   волокон получается   прочное   полотно   для   скатертей,   постельного   белья,   для 5одежды. А лен, посеянный густо и снятый с поля во время цветения, дает очень нежное волокно, которое идет на тонкую ткань – батист. Лен – однолетнее   растение,   высотой   до   1м.   Выращивают   в   Прибалтике, Краснодарском крае, Смоленской области, Ивановской, в Белоруссии, на Украине. Учитель   показывает   коллекцию   «Лен»,   *   Где   находятся   волокна?     ­   в стебле,   давайте   рассмотрим   процесс   переработки   льняного   волокна: разложите   в   нужной   последовательности   карточки.   Лен   мнут,   треплют, расчесывают.   Для   чего   столько   много   технологических   операций?   – волокно жесткое, чтобы сделать его мягче. На что похожи льняные волокна? – на кисточку. Отделите   нитку   от   образца   тканей   второй   коллекции,   по   обрыву   нити можете определить ткань? – льняная. Где применяются льняные ткани? – для изготовления постельного белья, скатертей, салфеток.  Учитель показывает образцы льняных тканей. Полученное волокно отправляют на прядильное производство. Слайд. 8.    Как же получить пряжу? У вас на столах есть волокно – вата – мы сейчас   попробуем   получить   пряжу,   обратите   внимание,   какая   нитка более  прочная   тонкая ­    сильно  скрученная  или пушистая ­    более толстая,   пушистая.   Какая   нитка   быстрее   рвется?   Как   вы   думаете, качество ткани зависит от прочности волокна?  9. Что называется прядением? Прядение   –   процесс,   в   результате   которого   из   волокон   получают непрерывную нить – пряжу. 6*  Как называется профессия людей, работающих на прядильной фабрике? ­ на стр. 84 – оператор прядильного производства? С давних времен прядение на Руси представляло собой ритуал, когда собирались девушки и женщины, коротали дни и вечера за прялкой, вели душевные   беседы,   напевали   любимые   песни.   Прялка   занимала   особое место в жизни русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, муж жене на память, отец дочери. Прялку подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению. Еще недавно в каждом   сельском   доме   обязательно   была   прялка.   Сейчас   пряжу получают   на   сложном   прядильном   оборудовании,   полностью автоматизированном. Полученная пряжа поступает в ткацкий цех.  Слайд. Посмотрите схему получения ткани на ткацком станке – стр.85, рис.42. 10.Как   называются   нити,   идущие   вдоль   станка?   –   долевая   нить   (нить основы) – новое слово записать в тетради: нить основы – долевая нить.  11.Как направлены нити основы? – вдоль станка (долевая нить) 12.Как направлены нити утка? – поперек (поперечная нить) – новое слово – записать: нить утка – поперечная нить. 13.Что такое кромка? – неосыпаемый край ткани – новое слово – кромка – записать в тетради. 14.Как называется профессия человека, работающего на ткацком станке? Ткачество   –   это   древнейшее   ремесло,   история   которого   начинается   с периода первобытного строя и сопровождает человечество на всех этапах 7развития. Согласно историческим данным за 5­6 тыс. лет до нашей эры появились  первые  ткацкие станки. У многих  народов ткачество – это основа национальной культуры. С древних времен на Руси существовало традиционное домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая  женщина  в доме  с малых  лет  умела  ткать  одежду, полотенца, скатерти и многое другое. В 13 веке появилось новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг   в   развитии   ткачества   ­   появление   в   18   веке   фабрик   и   заводов. Домотканые   полотна   начинают   вытеснять   фабричные   ткани.   Но традиции   домашнего   ткачества   сохранились   до   наших   дней.   Это многовековое ремесло возрождается и приобретает новое звучание, как искусство.  Если   посмотреть   на   схему   работы   ткацкого   станка,   то   можно   сделать вывод, что на этом станке получен вот такой коврик. * Определите вид переплетения по карточке – полотняное. 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель показывает образец ткани и просит определить кромку, нить основы, нить утка.  15. Как направлена нить основы? – вдоль (долевая нить) 16. Как направлена нить утка? – поперек (поперечная нить) 17.Какие   переплетения   бывают?   –   полотняное,   сатиновое,   саржевое, атласное.  8. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону. (самостоятельно выполнить задание, 8Проверить по эталону. У   нас   есть   приспособление,   напоминающее   ткацкий   станок   –   ткацкая рама   –   попробуйте   изготовить   ткацкое   изделие   полотняным переплетением,   сделайте   вывод   –   почему   кромка   получается неосыпаемой. 9. Включение в систему знаний и повторение. Учитель   предлагает   рассмотреть   образцы   тканей   и   определить   вид переплетения.  10.Рефлексия учебной деятельности.  Учитель просит детей оценить деятельность на уроке.         Слайд. На экране – рефлексия учебной деятельности, дополните предложения:  Сегодня я узнала …  Было интересно …  Теперь я могу…  Я научилась…  Урок дал мне для жизни …   Оценка за работу, за активность на уроке. Домашнее задание. Подготовить   сообщение о волокнах растительного происхождения: кенаф, джут, бамбук, сизаль. 910