Тема: Основы технологии изготовления и обработки изделий вышивкой.
- Вышивка – традиционный вид обработки изделий. Виды
изделий, обработанных вышивкой. Региональные особенности вышивки.
Правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования и
организация рабочего места. Ткань для вышивки (виды ткани). Понятие о
ткацком переплетении. Ручные швы и строчки.
Цель: обучающая: Ознакомить с видами изделий, украшенных вышивкой,
материалами, инструментами и приспособлениями для вышивания; дать представление о машинной вышивке и использовании компьютерной техники, расширить знания о структуре ткани; развивать представление о видах ткацких переплетений.
Урок Технологии
Технология изготовления вышитых изделий.
Тема: Основы технологии изготовления и обработки изделий вышивкой.
Вышивка – традиционный вид обработки изделий. Виды
изделий, обработанных вышивкой. Региональные особенности вышивки.
Правила безопасной работы, санитарногигиенические требования и
организация рабочего места. Ткань для вышивки (виды ткани). Понятие о
ткацком переплетении. Ручные швы и строчки.
Цель: обучающая: Ознакомить с видами изделий, украшенных вышивкой,
материалами, инструментами и приспособлениями для вышивания; дать
представление о машинной вышивке и использовании компьютерной техники,
расширить знания о структуре ткани; развивать представление о видах
ткацких переплетений.
воспитать уважительное отношение к традициям; воспитывать внимание,
наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Ожидаемые учащиеся показывают изделия, украшенные вышивкой, инструменты,
результаты: материалы и приспособления для ручных вышивальных работ,
называют виды ткацких переплетений; характеризуют правила
внутреннего распорядка и безопасной работы с инструментами,
санитарногигиенические требования при выполнении вышивальных
работ.
Основные ткань для вышивания (х/б, льняная…), нитки мулине, ирис, шерстяные,
понятия: акриловые; инструменты и приспособления для вышивания: иголки,
1наперсток, пяльца.
Материалы образцы тканей для вышивания, инструменты: пяльца, ножницы,
и инструменты: иглы; образцы вышитых работ, видео мастеркласс, модели
аналоги.
Тип урока: изучение нового материала, с элементами практических
совершенствований
Ход урока:
Организационный момент
I.
Приветствие учителя.
Установка на позитивное настроение, на организационную работу, на
положительные эмоции и хорошие результаты урока.
Ребята, у меня в руках солнышко, я хочу, чтобы оно вам помогло еще больше
подружиться, найти взаимопонимание на уроке, оказать взаимопомощь.
«Солнышко, солнышко, мы твои лучи, быть людьми умелыми ты нас научи»
Проверка присутствующих учащихся в классе.
II. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового
материала.
Учитель знакомит учащихся с задачами технологии изготовления вышитых изделий.
Вы должны:
вспомнить технологию вышивки простыми ручными швами;
приобрести практические умения по украшению проектной работы вышивкой;
вспомнить виды ткацких переплетений и свойства тканей (положительного
переплетения)
получить представления о машинной вышивке и компьютерной технике,
2применяемой при вышивании.
расширить представления о методах проектирования новых объектов, научиться
осуществлять поиск изделийаналогов, создавать новые объекты, комбинируя
свойства аналогов, составлять план работ по проектированию и изготовлению
проектной работы.
реализовывать полученные знания при разработке и создании собственного проекта.
презентовать разработанное и изготовленное проектное изделие.
II.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Беседа
Ребята, давайте вместе выберем эпизод первого этапа нашего урока: из копилки
знаний (учитель раздает в команды заранее приготовленный текст, учащиеся
выбирают самый оптимальный на их взгляд)
Молодцы! Мне он тоже нравится.
Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню половину,
дай мне сделать самому – и я запомню на всю жизнь.
(Конфуций – древнекитайский мыслитель)
Ребята, вам не кажется, что вы сегодня на уроке попали в «музей Народного
творчества» или хотя бы на выставку «Старинная народная вышивка», или ктото в
гости к своей прабабушке в село, где уже точно видели вышитые изделия, которые
украшают её избу.
А хотите узнать больше об этом ремесле, тогда слушайте легенду.
Когда–то Бог решил одарить детей всего света талантами.
Французы выбрали элегантность и красоту;
3 Болгары – любовь к гостеприимству;
Немцы – дисциплину и порядок;
Дети Польши получили ловкость в торговли;
Итальянцам достался талант к музыке.
Одарив всех, поднялся Бог со святого трона и вдруг увидел в уголке девочку. Она была
босая, одета вышитую сорочку, русая коса переплетена, красной ленточкой, а на голове
сиял венок из гроздьев красной рябины.
Кто ты? Чего плачешь? – спросил Господь.
Я – Россия, а плачу, потому что стонет моя земля от пролитой крови и пожаров.
Сыновья мои на чужой земле, враги издеваются над стариками и сиротами. Совсем в
доме нет правды и воли.
Почему же ты не подошла ко мне раньше?
Я все таланты раздал. Как же мне помочь твоему горю?
Девочка хотела уже уходить, но Бог остановил её.
Есть у меня неоценимый дар, который прославит тебя на весь свет. Это – рукоделие.
Только оно будет иметь силу тогда, когда ты и твой русский народ будет творить и
мастерить для народа.
Взяла девочка Россия подарок и нежно прижала его к сердцу. Поклонилась низко
Господу и с ясным, сияющим лицом и верой в мастерство своего русского народа
понесла дар к людям.
Быстро разнеслась молва по русской земле о даре, который был дан его народу.
Но не все могли им обладать.
В городах, селах и деревнях процветало мастерство народных промыслов, лишь у тех,
кто работал для народа, его интересов, собирая традиции и бережно их храня.
Бывало, так в работу погружались, что пообедать некогда было. Боялись замысел новой
работы потерять. С песней на устах творили народные умельцы свои чудеса.
Так многие из них стали народными мастерами и прославили нашу русскую землю.
4Ну что, понравилась легенда? Я надеюсь, что она придаст вам веру в ваши силы на
освоение одного из видов декоративноприкладного искусства – вышивки.
Вышивкой украшали одежду (демонстрация изделий русской одежды: русского
костюма, украшенного вышивкой; рубахи – конец 19 – нач. 20 в.; предметы быта,
постельное белье, рушники, вышивали иконы (демонстрация изделий).
Вышитыми изделиями (рушниками, салфетками, скатертями) оформляли интерьер своих
жилищ.
Во многих деревнях и по сей день хранятся семейные реликвии: рушники, вышитые к
свадьбе, праздникам….
Без свадебного рушника не проходила ни одна русская свадьба. Эта традиция
сохранилась во многих русских семьях и до наших дней.
(Учитель демонстрирует образцы изделий, украшаемых вышивкой, дополняя свой
рассказ)
Метод «Микрофон»
? Ребята, давайте посмотрим еще раз на вышитую рубаху и определим на какой
части на каких деталях рубашки вышивали узоры?
(Вышитые узоры располагались на рукавах, по подолу и горловине рубах у мужчин и
женщин, щедро вышивали юбки, жилеты).
? – Ребята, посмотрите, пожалуйста, на всех изделиях одинаковы узоры или нет.
(Узоры бывают: геометрических, растительных, животных элементов)
? Ребята, вспомните, как выглядит жилище ваших прабабушек в селе или в деревне?
какие вышитые изделия вы у них видели? Знаете, кто их вышивал? Передается ли любовь
к вышивке в вашей семье из поколения в поколение? (Если не знаете, то обязательно
дома поинтересуйтесь)
? Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие вышитые узоры вы видели раньше в
музеях на выставках в кино, на картинках?
(птицы, венок из цветов, ромбики и треугольники, колосья и хлеб, вышитый рушник
5только красными нитками или красными и черными, или голубыми…)
? – Ребята, а как вы думаете, почему они такие разные?
(потому что были вышиты в разных регионах нашей России )
Рассказ учителя
В процессе исторического и культурного развития этнографических регионов России
(Орловщины, Владимирской, Ярославской, Костромской, Калининской, Московской,
Ивановской и Горьковской областей) образовалась характерная цветовая гамма,
орнаментальные мотивы и композиции, техники вышивания, присущие именно этой
местности.
Материалы, инструменты и приспособления для вышивания.
Ребята, мы подходим к следующему этапу нашего урока. давайте подберем девиз этого
этапа («От желания к исполнению приложи умение»)
Используя метод «Солнышко»
давайте проанализируем какие материалы, инструменты и приспособления
используют при вышивании?
(из ранее изученного материала в начальной школе)
6уроки вышивки
1.Игла
2. Нитки мулине
3. Пяльца
4. Нитевдеватель
5. Ножницы
6. Утюг
7.Рисунок
8. Схема
9. Наперсток
Метод «Логическая цепочка»
? Каково назначение этих инструментов и приспособлений?
7( пяльца для натяжения ткани при работе; тонкая, длинная игла для
аккуратного выполнения работ и предохранения от проколов)
(Учитель дополняет, корректирует ответы учащихся)
- Рассказ учителя с демонстрацией образцов материалов и
приспособлений.
Для начала, чтобы ощутить всю прелесть вышивания, потребуется весьма несложные
инструменты и приспособления: игла, наперсток, ножницы, линейка, схема…
минипрактикум (Один учащийся выбирает эти инструменты по карточкам, второй
учащийся из предложенных учителем инструментов)
Из своих принадлежностей отберите материалы и инструменты для работы и
организуйте свое рабочее место.
Блицопрос «Понятие о ткацких переплетениях»
Повторение темы «Текстильные волокна»
? Ребята, вы уже знаете: для того, чтобы не совершать ошибок при раскрое ткани и
шитье, необходимо иметь представление о структуре ткани.
1. Вы уже знаете, что все ткани состоят из переплетающихся нитей, которые
расположены перпендикулярно друг к другу.
? – внимание, вопрос – это нити (основы и утка)
2. Наименьшее число нитей, после которого порядок переплетения повторяется,
называется ….? ( раппортом)
3. В тканях различают раппорт? (по основе и утку)
В зависимости от того, как именно эти нити переплетаются, получаются разные
виды ткацких переплетений.
Различают несколько видов ткацких переплетений. (полотняное)
Схема «Понятие о ткацких переплетениях»
8Найти соотношение (стрелочкой)
1.Ткани состоят из
переплетающихся нитей,
которые располагаются
перпендикулярно..
2.Раппортом
2. Наименьшее количество
нитей, после которого
порядок переплетения
повторяется, называется –
3. В тканях различают
раппорт по
1. Это нити основы и утка
3. Основе и утку
Полотняное переплетение самое простое и самое древнее. В нем нить утка
переплетается с нитью основы (в шахматном порядке)
Поверхность тканей с таким переплетением (гладкая, матовая)
Лицевая и изнаночная стороны (одинаковая)
Сама ткань (прочная)
Пример ассортимента ткани (ситец, бязь, батист, штапель)
Ребята, давайте подберем девиз третьего шага нашего урока.
(Нужно любить то, что делаешь, делаешь и тогда труд повышается до
творчества. М. Горький)
Игра «Старые знакомые» (работа в командах)
Учитель раздает группам образцы швов и дает задание.
9Задание: 1) Выберите знакомые швы и дайте практические советы: вперед игла,
цепочка…
2) Опишите или расскажите технологическое назначение.
Практическая работа «Оформление элементов одежды. Матрешки – сувенира».
Материалы и инструменты: ткань х/б, нитки, иголка, ножницы, наперсток, тесьма.
Ход работы:
1.
2.
3.
Выберите ткань полотняного переплетения, однотонную 15×15 + размер
пялец.
натяните на пяльца
Проложите 1 ряд «шов Болгарский крест»
2 ряд «игла вперед»
3 ряд «Болгарский крест»
4 ряд «игла вперед»
4. Выкройте размер фартушка.
5. Закрепите к основанию матрешки.
6. По краю одежды матрешки проложите тесьму.
7. Оформите лицо,
Учитель контролирует соблюдение техники безопасного труда при работе с
инструментами , санитарногигиенических требований.
V . Итоги урока
Заключительное слово учителя.
Вышивание – это старинный вид рукоделия, который популярен у народов разных
стран. Русская вышивка имеет свои традиции, отличается большим разнообразием
техник вышивания. Для вышивания используются различные ткани, нитки, которые
10подбираются в зависимости от назначения и вида изделия.
Вышивка, выполненная своими руками, всегда будет оригинальным и красивым
дополнением в одежде, интерьере вашего жилья или подарком.
Рефлексия «Цветные зайчики солнышка»
Ребята, давайте вспомним, когда начинается наш урок, к какой цели мы шли все
занятие? (Научиться быть умельцем – рукодельцем) (Солнышко, солнышко, мы
твои лучи – быть людьми умелыми ты нас научи)
зеленый – узнал много нового
желтый – чтото для меня непонятно, не получается
красный – много еще не умею
Оценивание учащихся (Взаимооценивание)
Уборка рабочего места
Дома. Вместе с родителями провести игру «Из истории семейных вышитых работ»
11