Конспект урока "Основы технологии изготовления и обработки изделий вышивкой"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Основы технологии изготовления и обработки изделий вышивкой. - Вышивка – традиционный вид обработки изделий. Виды изделий, обработанных вышивкой. Региональные особенности вышивки. Правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования и организация рабочего места. Ткань для вышивки (виды ткани). Понятие о ткацком переплетении. Ручные швы и строчки. Цель: обучающая: Ознакомить с видами изделий, украшенных вышивкой, материалами, инструментами и приспособлениями для вышивания; дать представление о машинной вышивке и использовании компьютерной техники, расширить знания о структуре ткани; развивать представление о видах ткацких переплетений.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок Технологии Технология изготовления вышитых изделий. Тема:  Основы технологии изготовления и обработки изделий вышивкой.              ­ Вышивка – традиционный вид обработки изделий. Виды               изделий, обработанных вышивкой. Региональные особенности вышивки.               Правила безопасной работы, санитарно­гигиенические требования и               организация рабочего места. Ткань для вышивки (виды ткани). Понятие  о               ткацком переплетении. Ручные швы и строчки. Цель:   обучающая: Ознакомить с видами изделий, украшенных вышивкой, материалами,  инструментами   и   приспособлениями   для   вышивания;   дать представление о  машинной вышивке и использовании компьютерной техники, расширить   знания   о   структуре   ткани;   развивать   представление   о   видах ткацких переплетений. воспитать  уважительное   отношение   к   традициям;   воспитывать   внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Ожидаемые   учащиеся показывают изделия, украшенные вышивкой, инструменты, результаты: материалы и приспособления для ручных вышивальных работ,                           называют виды ткацких переплетений; характеризуют правила                          внутреннего распорядка и безопасной работы с инструментами,                          санитарно­гигиенические требования при выполнении вышивальных                          работ. Основные      ткань для вышивания (х/б, льняная…), нитки мулине, ирис, шерстяные,  понятия:      акриловые; инструменты и приспособления для вышивания: иголки,  1наперсток, пяльца. Материалы          образцы тканей для вышивания, инструменты: пяльца, ножницы,  и инструменты: иглы; образцы вышитых работ, видео мастер­класс, модели­                                аналоги. Тип урока:    изучение нового материала, с элементами практических                        совершенствований Ход урока:  Организационный момент I.                 ­ Приветствие учителя. ­   Установка   на   позитивное   настроение,   на   организационную   работу,   на   положительные эмоции и хорошие результаты  урока. Ребята,   у   меня   в   руках   солнышко,   я   хочу,   чтобы   оно   вам   помогло   еще   больше подружиться, найти взаимопонимание на уроке, оказать взаимопомощь. «Солнышко, солнышко, мы твои лучи, быть людьми умелыми ты нас научи» ­ Проверка присутствующих учащихся в классе. II.   Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.  ­ Учитель знакомит учащихся с задачами технологии изготовления вышитых изделий. Вы должны:  ­вспомнить технологию вышивки простыми ручными швами; ­ приобрести практические умения по украшению проектной работы вышивкой; ­   вспомнить   виды   ткацких   переплетений   и   свойства   тканей   (положительного переплетения) ­   получить   представления   о   машинной   вышивке   и   компьютерной   технике, 2применяемой при вышивании. ­ расширить представления о методах проектирования новых объектов, научиться осуществлять   поиск   изделий­аналогов,   создавать   новые   объекты,   комбинируя свойства   аналогов,   составлять   план   работ   по   проектированию   и   изготовлению проектной работы. ­ реализовывать полученные знания при разработке и создании собственного проекта. ­ презентовать разработанное и изготовленное проектное изделие. II.                Актуализация опорных знаний и умений учащихся Беседа ­ Ребята, давайте вместе выберем эпизод первого этапа нашего урока: из копилки знаний   (учитель   раздает   в   команды   заранее   приготовленный   текст,   учащиеся выбирают самый оптимальный на их взгляд) ­ Молодцы! Мне он тоже нравится. Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню половину, дай мне сделать самому – и я запомню на всю жизнь.   (Конфуций – древнекитайский мыслитель) ­   Ребята,   вам   не   кажется,   что   вы   сегодня   на   уроке   попали   в   «музей   Народного творчества» или хотя бы на выставку «Старинная народная вышивка», или кто­то в гости к своей прабабушке в село, где уже точно видели вышитые изделия, которые украшают её избу. А хотите узнать больше об этом ремесле, тогда слушайте легенду. Когда–то Бог решил одарить детей всего света талантами. ­ Французы выбрали элегантность и красоту; 3­ Болгары  – любовь к гостеприимству; ­ Немцы – дисциплину и порядок; ­ Дети  Польши получили ловкость в торговли; ­ Итальянцам достался талант к музыке. Одарив всех, поднялся Бог со святого трона и вдруг увидел в уголке девочку. Она была босая, одета вышитую сорочку, русая коса переплетена, красной ленточкой, а на голове сиял венок из гроздьев красной рябины. ­ Кто ты? Чего плачешь? – спросил Господь.  ­ Я – Россия, а плачу, потому что стонет моя земля от пролитой крови и пожаров. Сыновья мои на чужой земле, враги издеваются над стариками и сиротами. Совсем в доме нет правды и воли. ­ Почему же ты не подошла ко мне раньше? Я все таланты раздал. Как же мне помочь твоему горю? Девочка хотела уже уходить, но Бог остановил её. ­ Есть у меня неоценимый дар, который прославит тебя на весь свет. Это – рукоделие. Только оно будет иметь силу тогда, когда ты и твой русский народ будет творить и мастерить для народа. Взяла девочка  ­ Россия подарок  и нежно прижала  его к сердцу. Поклонилась  низко Господу   и   с   ясным,   сияющим   лицом   и   верой   в   мастерство   своего   русского   народа понесла дар к людям.  Быстро разнеслась молва по русской земле о даре, который был дан его народу. Но не все могли им обладать.  В городах, селах и деревнях процветало мастерство народных промыслов, лишь у тех,  кто работал для народа, его интересов, собирая традиции и бережно их храня. Бывало, так в работу погружались, что пообедать некогда было. Боялись замысел новой  работы потерять. С песней на устах творили народные умельцы свои чудеса. Так многие из них стали народными мастерами и прославили нашу русскую землю. 4Ну что, понравилась легенда? Я надеюсь, что она придаст вам веру в ваши силы на  освоение одного из видов декоративно­прикладного искусства – вышивки. Вышивкой украшали одежду (демонстрация изделий русской одежды: русского  костюма, украшенного вышивкой; рубахи – конец 19 – нач. 20 в.; предметы быта,  постельное белье, рушники, вышивали иконы (демонстрация изделий). Вышитыми изделиями (рушниками, салфетками, скатертями) оформляли интерьер своих жилищ. Во многих деревнях и по сей день хранятся семейные реликвии: рушники, вышитые к  свадьбе, праздникам…. Без свадебного рушника не проходила ни одна русская свадьба. Эта традиция  сохранилась во многих русских семьях и до наших дней. (Учитель демонстрирует образцы изделий, украшаемых вышивкой, дополняя свой  рассказ) ­ Метод «Микрофон»   ­ ?  ­ Ребята, давайте посмотрим еще раз на вышитую рубаху и определим на какой  части на каких деталях рубашки вышивали узоры? (Вышитые узоры располагались на рукавах, по подолу и горловине рубах у мужчин и  женщин, щедро вышивали юбки, жилеты). ­ ? – Ребята, посмотрите, пожалуйста, на всех изделиях одинаковы узоры или нет. (Узоры бывают: геометрических, растительных, животных элементов) ­ ? ­  Ребята, вспомните, как выглядит жилище ваших прабабушек в селе или в деревне?  какие вышитые изделия вы у них видели? Знаете, кто их вышивал? Передается ли любовь к вышивке в вашей семье из поколения в поколение? (Если не знаете, то обязательно  дома поинтересуйтесь) ­ ? ­  Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие вышитые узоры вы видели раньше в  музеях на выставках в кино, на картинках? (птицы, венок из цветов, ромбики и треугольники, колосья и хлеб, вышитый рушник  5только красными нитками или красными и черными, или голубыми…) ­ ? – Ребята, а как вы думаете, почему они такие разные?    (потому что были вышиты в разных регионах нашей России ) Рассказ учителя В процессе исторического и культурного развития этнографических регионов России  (Орловщины, Владимирской, Ярославской, Костромской, Калининской, Московской,  Ивановской и Горьковской областей)  образовалась характерная цветовая гамма,  орнаментальные мотивы и композиции, техники вышивания, присущие именно этой  местности. ­ Материалы, инструменты и приспособления для вышивания. ­ Ребята, мы подходим к следующему этапу нашего урока. давайте подберем девиз этого этапа («От желания к исполнению приложи умение») ­Используя метод «Солнышко» давайте   проанализируем   какие   материалы,   инструменты   и   приспособления используют при вышивании?  (из ранее изученного материала в начальной школе) 6уроки вышивки 1.Игла 2. Нитки мулине 3. Пяльца 4. Нитевдеватель 5. Ножницы 6. Утюг 7.Рисунок 8. Схема 9. Наперсток Метод «Логическая цепочка» ­ ? ­ Каково назначение этих инструментов и приспособлений? 7(   пяльца   для   натяжения   ткани   при   работе;   тонкая,   длинная   игла   для аккуратного выполнения работ и предохранения от проколов) (Учитель дополняет, корректирует ответы учащихся) - Рассказ учителя с демонстрацией образцов материалов и приспособлений. Для начала, чтобы ощутить всю прелесть вышивания, потребуется весьма несложные инструменты и приспособления: игла, наперсток, ножницы, линейка, схема… ­ мини­практикум (Один учащийся выбирает эти инструменты по карточкам, второй учащийся из предложенных учителем инструментов) ­   Из   своих   принадлежностей   отберите   материалы   и   инструменты   для   работы   и организуйте свое рабочее место. ­ Блиц­опрос «Понятие о ткацких переплетениях» Повторение темы «Текстильные волокна» ­ ? Ребята, вы уже знаете: для того, чтобы не совершать ошибок при раскрое ткани и шитье, необходимо иметь представление о структуре ткани. 1.     Вы   уже   знаете,   что   все   ткани   состоят   из   переплетающихся   нитей,   которые расположены перпендикулярно друг к другу. ­ ? – внимание, вопрос – это нити (основы и утка) 2.    Наименьшее  число   нитей,  после  которого   порядок   переплетения  повторяется, называется ­ ….? ( раппортом) 3. В тканях различают раппорт? (по основе и утку)  В зависимости от того, как именно эти нити переплетаются, получаются разные виды ткацких переплетений.  Различают несколько видов ткацких переплетений. (полотняное)              Схема «Понятие о ткацких переплетениях» 8Найти соотношение (стрелочкой) 1.Ткани состоят из  переплетающихся нитей,  которые располагаются  перпендикулярно.. 2.Раппортом 2. Наименьшее количество  нитей, после которого  порядок переплетения  повторяется, называется –  3. В тканях различают  раппорт по 1. Это нити основы и утка 3. Основе и утку  Полотняное   переплетение   самое   простое   и   самое   древнее.   В   нем   нить   утка переплетается с нитью основы (в шахматном порядке)  Поверхность тканей с таким переплетением (гладкая, матовая)  Лицевая и изнаночная стороны (одинаковая)  Сама ткань (прочная)  Пример ассортимента ткани (ситец, бязь, батист, штапель) ­ Ребята, давайте подберем девиз третьего шага нашего урока. (Нужно   любить   то,   что   делаешь,   делаешь   и   тогда   труд   повышается   до творчества.  М. Горький) ­ Игра «Старые знакомые» (работа в командах) Учитель раздает группам образцы швов и дает задание.  9Задание:   1)   Выберите   знакомые   швы   и   дайте   практические   советы:   вперед   игла, цепочка…    2) Опишите или расскажите технологическое назначение. ­ Практическая работа «Оформление элементов одежды. Матрешки – сувенира». Материалы и инструменты: ткань х/б, нитки, иголка, ножницы, наперсток, тесьма. Ход работы: 1. 2. 3. Выберите   ткань   полотняного   переплетения,   однотонную   15×15   +   размер пялец. натяните на пяльца Проложите 1 ряд «шов Болгарский крест» 2 ряд «игла вперед» 3 ряд «Болгарский крест» 4 ряд «игла вперед» 4. Выкройте размер фартушка. 5. Закрепите к основанию матрешки. 6. По краю одежды матрешки проложите тесьму.  7. Оформите лицо, ­   Учитель   контролирует   соблюдение   техники   безопасного   труда   при   работе   с инструментами , санитарно­гигиенических требований. V   . Итоги урока ­ Заключительное слово учителя.   Вышивание – это старинный вид рукоделия, который популярен у народов разных стран. Русская вышивка имеет свои традиции, отличается большим разнообразием техник вышивания. Для вышивания используются различные ткани, нитки, которые 10подбираются в зависимости от назначения и вида изделия. Вышивка,   выполненная   своими   руками,   всегда   будет   оригинальным   и   красивым дополнением в одежде, интерьере вашего жилья или подарком. ­ Рефлексия «Цветные зайчики солнышка» ­ Ребята, давайте вспомним, когда начинается наш урок, к какой цели мы шли все занятие? (Научиться быть умельцем – рукодельцем) (Солнышко, солнышко, мы твои лучи – быть людьми умелыми ты нас научи) ­ зеленый – узнал много нового ­ желтый – что­то для меня непонятно, не получается ­ красный – много еще не умею Оценивание учащихся (Взаимооценивание) ­ Уборка рабочего места Дома. Вместе с родителями провести игру «Из истории семейных вышитых работ» 11