Данный конспект составлен к уроку литературного чтения по программе "Школа России", авторы учебника Л..Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова "Литературное чтение", 2 часть, раздел "Писатели - детям". К уроку прилагается презентация в Power Point. Урок - ознакомления с новым произведением.
Урок литературного чтения во 2м классе по учебнику Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова "Литературное
чтение", 2 часть «Н. Носов «На горке»
Цель: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством детского писателя Н. Н.
Носова; познакомить с рассказом Н..Носова “На горке”; произвести анализ данного
произведения.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с биографией и творчеством детского писателя
Н. Носова; прочитать рассказ “На горке”; ответить на вопросы по нему.
Развивающие:
самостоятельность, развивать образное и логическое мышление.
Воспитательные: воспитание норм морали и нравственного через принятие идейной
нагрузки художественного произведения, воспитывать умение работать дружно.
развивать устную речь учащихся,
формировать читательскую
Оборудование: учебник, выставка книг Н. Носова, презентация (приложение), карточки
для групповой работы.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы урока. Постановка цели.
Ребус:
(Дети отгадали фамилию писателя – Носов) Слайд 1.
IV. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
Сообщения детей – доклады о жизни и творчестве писателя.
Сообщение 1. Николай Николаевич Носов один из любимых талантливых детских
писателей. Много ребят выросло на юмористических, забавных, познавательных
произведениях. Н.Н.Носов родился в Украине, в Киеве, в семье актёра. Высшее
образование он получил в Московском институте, в котором учат снимать кино. В
последствии Носов стал режиссёром: снимал учебные и художественные мультфильмы.
Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой.
Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.
Сообщение 2. Н.Н.Носов начал писать в 1938 году, это было 71 год назад. Первый его
рассказ для детей “Затейники” появился в журнале “Мурзилка”. Первый сборник рассказовНосова “Туктуктук” вышел в год окончания Великой Отечественной войны. Н.Н. Носов,
автор всем вам хорошо известных произведений “Мишкина каша”, “Живая шляпа”.
Заслуженную славу писателю принесла романсказка “Приключения Незнайки и его
друзей” и два его продолжения “Незнайка в солнечном городе” и “Незнайка на Луне”. В
1976 году Носов умер. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с
удовольствием читают рассказы Носова. Они смешные, добрые, поучительные.
V. Выставка книг Н.Н. Носова. (игровой момент выставку представляет Незнайка)
Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А я герой какого произведения Н.Н. Носова?
На нашей выставке есть много книг писателя, если вы их не знаете, то я рекомендую вам
их почитать (обращает внимание детей на выставку). Делает краткий обзор книг. С лайд
2
VI. Первичное восприятие текста. Слайд 3
Читают хорошо подготовленные дети. Учебники детей закрыты.
VII. Проверка первичного восприятия текста.
Что вы можете сказать о прочитанном?
Что особенно понравилось в рассказе?
Кто главные герои этого произведения?
VIII. Чтение и анализ произведения.
1. Словарная работа. Сл
айд 4
Что, повашему мнению, называется “дворницкой”?
От какого слова оно произошло?
Как вы думаете, что значит “на четвереньках”?
2. Работа над чтением трудных слов. С лайд 5
3. Речевые разминки. С лайд 6
4. Чтение “по цепочке” рассказа.
5. Анализ произведения. (Текст при чтении дети делят на смысловые части для
анализа).
Физминутка.
Вопросы к первой части:
Что ребята делали во дворе?
Как об этом сказано в тексте? (Выборочное чтение)
Прочитайте, что пришлось делать лопатами?
Как вы думаете, какая горка получилась?
Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?
Вопросы ко второй части: Что делал Котька Чижов, пока ребята строили горку?
Найди и прочитай в тексте, как Котька реагирует на приглашение ребят выйти на улицу
строить горку?
Что сделал Котька, когда ребята ушли обедать домой?
Найдите и прочитайте, как Котька собирался на улицу?
Как вы думаете, почему он так спешил?
Вопросы к третьей части:
Зачем Котька посыпал горку песком?
Что из этого вышло?
Какие чувства вызывает в нас Котька во время чтения этой сцены?
Вопросы к четвертой части:
Найти и прочитать только те слова, которыми описывается отношение ребят к поступку
Котьки?
IX. Вторичный синтез (обобщение по произведению).
Найдите и прочитайте эпизод, с которого мы начинаем сочувствовать Котьке?
Как вы думаете, какие чувства испытал Котька, когда по требованию ребят стал посыпать
горку снегом?
Как меняется Котька и наше отношение к нему к концу рассказа?
Как вы считаете, чему научила Котьку история с горкой и песком?
Работа с пословицами (групповая работа). Выбрать одну пословицу из предложенных в
карточке, наиболее соответствующую главной мысли рассказа, свой выбор доказать.
Содержание карточек с пословицами для работы в группах:
1. Умел ошибиться – умей и поправиться.
2. Делу время – потехе час.
3. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
4. Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
5. Один друг – лучше новых двух.
(Пословицы для всех групп одинаковы) Итак, главную мысль произведения “На горке”
можно выразить словами русской пословицы “Умел ошибиться – умей и поправиться.”
Слайд 7
X. Итог урока.
С творчеством, какого детского писателя мы познакомились? Чему научил рассказ?
Какое настроение заключено в рассказе “На горке”?
Что вызвало у вас смех? Каким был этот смех?
Как вы считаете, а сам Котька посмеялся над собой?
Что вы можете сказать о ребятах из этого рассказа?Xl. Рефлексия. На листочках чертят шкалу и отмечают успех своей деятельности
звездочкой.
Домашнее задание: Стр. 96, задание 5,6. Подготовить выразительное чтение по ролям для
игры “Радиотеатр”.