Цели урока : помочь детям повторить и обобщить пройденный материал ; развивать память , внимание , логическое и образное мышление ; воспитывать интерес к чтению , к урокам чтения .
Оборудование : проверочные работы на листах или в рабочей тетради .
Урок 82. Обобщение по теме «Люблю природу русскую» (с. 124,2 часть)
Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал;
развивать память, внимание, логическое и образное мышление;
воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения.
Оборудование: проверочные работы на листах или в рабочей тетради.
I
I. Постановка цели
П. Актуализация знаний
Ход урока
Учитель читает стихотворение:
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро
года...
Это стихотворение А.С. Пушкина. Какую картину вы пред
ставили себе, слушая стихотворение?
, Здесь нет слова «Весна». Каким образным выражением
'•
заменил Пушкин это слово? (Утро года.)
Наш урок мы посвятим Весне.
III. Проверка домашнего здания. Повторение и обобщение
Какие изменения происходят в природе весной? (Домаш
нее задание со с. 124 вопрос № 1.)
1.Прослушивание отрывка рассказа А.П. Чехова «Весной».
Постарайтесь увидеть нарисованные А.П.
Чеховым кар
тины.
«С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.
Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все
весело, ласково, приветливо!
Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или
колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края.
Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе
с воробьями.
Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегоднязавтра
заревет.
Деревья голы, но уже живут, дышат...»
2.Беседа по прочитанному (проверка восприятия на слух)
Какие картины нарисовало ваше воображение?
Перечислите еще раз, какие предметы и явления описывает Чехов.
Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать эти предметы
живыми? Что это за литературный прием? (Олицетворение.)
3.Ответы на вопросы № 3 и 4 на с. 124.
IV. ФизкультминуткаV.Повторение и обобщение. Проверочная работа
1. Соедини автора и отрывок из его стихотворения:
1) Снег теперь уже не тот,
Почернел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи...
А. Плещеев
2) ...Чу, слышен голос звонкий.
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...
3) Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Ф. Тютчев
Засвищут скоро соловьи,А. Блок
И лес оденется листвою...
4) Зима недаром злится,
Прошла ее пора
Весна в окно стучится
И гонит со двора...
С. Маршак
5) Травка зеленеет, Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит...
А. Плещеев
2.Раздели эти произведения на 2 группы и дай общее назва
ние каждой группе.
Лиса и тетерев. Весенние воды. Сельская
песенка. Лиса и журавль. На лугу. Каша из
топора.
3.Вставь правильно буквы.
Сне... теперь уже не тот, П.. .т.. .мнел он в поле...
Весна идет ст.. .ронкой... Мы м...л.. .дой весны гонцы.
Зачирикал в...р...бей в...с...лей на крыше...
VI. Итог урока
Прочитайте наизусть запомнившиеся стихотворения о весне.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к любимому стихотворению о весне. Сделать подпись
словами из текста.