Конспект урока по литературному чтению "П.П.Бажов "Серебряное копытце"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить с биографией П.П. Бажова, изучить произведение автора. Задачи: Обучающие: от¬рабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обога¬щать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умениям характеризовать поступки героев, за¬мечать мотивы народных сказок в авторском тексте. Развивающие: развивать зрительную память учащихся; развивать связную устную речь; развивать логическое и креативное мышление; развивать коммуникативные умения (работа в группе, парах) Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников при работе в группе; помочь осознать нравственные ценности человеческих отношений.
Иконка файла материала 2ЧТЕНИЕ.docx
Литературное чтение                                                         4­Б класс Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце».   Цель:  познакомить с биографией П.П. Бажова,  изучить  произведение автора.  Задачи:  Обучающие: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать  словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умениям  характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте. Развивающие:  развивать зрительную память учащихся;  развивать связную устную речь; развивать логическое и креативное мышление; развивать коммуникативные умения (работа  в группе, парах) Воспитательные:  воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников при  работе в группе;  помочь осознать нравственные ценности человеческих отношений. Планируемые результаты:  Предметные: увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении  текста, воспринимать на слух художественное произведение; Метапредметные:  Р — формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке,  П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных  (ключевых) слов,  К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе,  гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность  человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П. Бажова. Тип урока: урок открытия нового знания. Оборудование: учебник, аудиозапись, мультимедийная доска. Этапы урока 1.Организационный момент  Ход урока: Содержание деятельности 9. 1. Проверка готовности к уроку. 2. Создание эмоционального фона урока. -Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний. - Я сегодня шла на урок и подумала, что человеческая улыбка, одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощать. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение, с которым вы пришли на урок. Выберите себе нужного человечка.  (Радость, скука, равнодушие) (Слайд  1) 2.Речевая разминка:2.Актуализация опорных знаний Прочитайте пословицы про себя.                    Добра себе желаешь — делай добро.          (Слайд 2)                     ………………………. ­ Прочитайте  их медленно. ­ Прочитайте скороговоркой. данного  выражения:  буквы, а  ­ Как понимаете смысл? 3.Постановка цели урока  ­ Начать урок хотелось бы с                    «В книге ищи не мысли»                 (Слайд 3) ­ Как вы понимаете смысл выражения? (ответы детей) ­ Кто сможет сформулировать цель нашего урока? (Будем отыскивать  скрытые мысли автора, его мнение к изложенному). ­ Какие качества нам потребуются для достижения цели? (Хорошо  уметь читать, иметь зрительную память, внимание, уметь логически рассуждать). ­ А чтобы узнать с каким произведением мы познакомимся, давайте  отгадаем  шифровку.                  «Србрн кптц» ­ «Серебряное копытце»       (Слайд 4) ­ Кто знает фамилию автора этого произведения? (Павел Петрович  Бажов)  ­  Итак, тема нашего урока: П.П. Бажов «Серебряное копытце»                                                                                                                               (Слайд 5)  Но прежде выполним упражнение для развития зрительной памяти  и небольшую творческую работу. 4. Развитие зрительной памяти.      Игра «День ­ ночь».                                                    (Слайд 5, 6).    ­ Прочитать текст. «Вышел старик­годовик. Стал махать рукавом, пускать птиц.  Каждая птица со своим особым именем. Махнул он первый раз, и полетели первые три птицы».  ­ Кто такой старик­годовик?  ­  Сколько в году месяцев? ­  Что за птиц он выпускал?  ­  Каких птиц старик­годовик выпустил на данный момент времени?  5.Работа по теме урока.   Биография автора П.П. Бажова. ­ Перед тем, как начать изучать произведение, мы познакомимся с  биографией П.П. Бажова. Асанова Сафие  подготовила  презентацию.                                                       (слайды 7­12)     ­ Что писал П.П. Бажов?                                    (писал сказы).  ­ Подберите однокоренные словак слову «Сказы»: рассказ, сказка,  пересказ, рассказчик и т.д.  ­ Как понимаете это слово «сказ»? Выдвиньте предположение! Сказ 3.Изучение   нового материалаи сказка­ это одни и тот же жанр литературы?  (предположения детей).  ­ На этот вопрос ответ мы сможем дать в конце урока, если будем  внимательны. Физминутка.  6.Подготовка к чтению. Проговаривание в различном темпе и с  различной интонацией.                                     (Слайд 13)           По сугробам я иду, шаркая ногами,  И снежинки налету я ловлю губами. 7. Словарная работа.                                        (Слайды 14­16) Балаган – временная легкая деревянная постройка Бирюзовый – зеленовато­голубой цвет Взъедается – упрекает, бранится, ругается. Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь Горюн – горевать Дивуются ­ удивляются Душа в пятки ушла – сильно испугаться чего­либо Душной – запах, идущий от животного Лукаво – хитро, коварно. Не досыта ­ не до ощущения сытости Несподручно – неудобно, затруднительно Очаг ­ устройство для разведения и поддерживания огня Подарёнка – от слова дарить Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи Попрекает – ставить в урок, делать попрёки Пособник – помощник Потешил – позабавил, развлёк Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством) Разумница ­ умница Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание) Сиротка ­ ребенок, оставшийся без родителей Солонина ­ засоленное мясо Статочное дело – может быть, статься7 Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег Хризолиты – прозрачный драгоценный камень ­ Посмотрите внимательно и скажите, какие слова вам  знакомы?                                                                                              (дети объясняют) 8. Слушание произведения с использованием аудиозаписи.  9. Эмоциональный отклик на произведение. ­ Понравился ли сказ?  Чем?  Обоснуйте свое мнение. ­Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом? ­Почему девочка согласилась идти жить к Коковане?10. Чтение произведения учащимися.  (использую различные виды: сильными учениками, глазами, шепотом, жужжащее, по  цепочке). ­ Почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное  копытце? 11.Работа с образами.                           (слайд 17­18) дать картинки ­Кто герои сказа? Вымышленные они или реальные?  (выборочное  чтение)  ­Как автор относится к героям? ­ Почему все­таки произошло чудо с Даренкой и  Кокованей? 12. Игра «Прятки» (учитель начинает предложение, дет находят его в тексте и читают продолжение).           (слайд 19) ­ Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева… ­ Девчоночке любопытно стало про козла­то узнать … ­Так и стали жить вместе ….   ­ Дней через пять воротился Кокованя домой… ­ Хотела Даренка кошку поймать … ­ Пришла Даренка в балаган … ­ Муренка головой покачивает и козел тоже…. ­ Все бы зорошо, да Муренки жалко…   13. Творческая работа.  Работа в парах.                  (слай 20) ­ Составить  «синквейн»   на слово «Зима». ­Вспоминаем, что такое «синквейн»?                     (слайд 21)  (Слово  «синквейн»  происходит от французского слова «пять». Это короткая  стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по  особым правилам. Существительное  ­ ЗИМА,  два прилагательных,  раскрывающие характерные признаки предмета, три глагола, раскрывающие  действия предмета. Затем предложение, указывающее  суть предмета,  усиливающее предыдущие две строки. Слово, связанное с первым словом,  отражающее сущность темы.                                    – Зиму можно не только увидеть, но и услышать. (звучит мелодия)     (слайд22)                Зима! Морозная и снежная Запорошил, замела, завьюжила, Зиму можно не только увидеть, но и услышать. Прислушайся! 4.Закрепление изученного материала5.Подведение   итогов урока 6.Оценивание 7.Домашнее задание 8.Рефлексия  ­ Какие нравственные качества человека ценит автор?   Выберите  самую точную формулировку:                                               (Слайд 23) А) Человек должен любить животных Б) Очень важно быть скромным В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут  вознаграждены.  ­ Чем отличаются сказ и сказка?                                   Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы  повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником  которых был сам рассказчик. Сказка – это фольклорное или  литературное произведение с элементами вымысла и  фантастики.                                                                                (Слайд 24) Сказка Вымысел Сказ Описание реальных событий с  элементами сказки, вымысла Сказочные герои Жизнь и быт рабочих Урала Сказочные  предметы Главные герои – рабочие, мастера,  добытчики. Есть волшебные предметы. Есть сказочные герои и события. Рассказчик.  Самооценка по шкале.               ­ Кому было легко?  ­ Какие трудности встретились? с.180­192, вопросы с. 192, пересказ ­2 группа, составить  план, пересказ по плану, чтение по ролям  ­1 группа ­ Чему тебя научил рассказ? - Взгляните на эти утверждения и продолжите одно из них:    Сегодня на уроке я узнал…                               (Слайд 25)  Было интересно…  Было трудно…  Теперь я знаю, что…  После урока мне захотелось…  На этом уроке я похвалил бы себя за…  Сегодня я сумел…