Конспект урока по литературному чтению "Сказка как литературный жанр"(3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока : обучающиеся должны знать характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины; должны уметь анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами .
Иконка файла материала литературное чтение.docx
Сказка как литературный жанр Ц е л и :   обучающиеся   должны   знать   характеристику   сказки   как   жанра,   ее определение, виды сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести,   былины;   должны   уметь   анализировать   художественное     произведение, сравнивать     материал,   работать   со   справочной   и художественной   литературой;   владеть   элементарными     способами     получения     и обработки  информации;  работать группами.   литературный     различный   Х о д   у р о к а I. Организационный момент. Учитель   сообщает   детям,   что   данный   урок   будет   одним   из   цикла   уроков проектной деятельности. Дети   вспоминают   особенность   организации   работы   на   таком   уроке, пересаживаются по группам в соответствии с табличками. џ Аналитики џ Экспериментаторы џ Иллюстраторы џ Исследователи II. Создание проблемной ситуации. Учитель говорит о завершении изучения уже нескольких разделов, связанных со сказками, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того чтобы умело использовать информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать. –  Какие формы систематизации вы можете предложить? Ученики предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра. В результате обсуждения выбирается опорная таблица. III. Формулирование целей и задач проектной деятельности. Ц е л ь :  учиться обрабатывать и систематизировать информацию. З а д а ч а :  создать  опорную  таблицу  для  сообщения о сказке  как жанре. IV. Подготовка к созданию проекта. Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта. Затем учитель   ставит   задачу   наметить   разделы   проекта   с   целью   удобства систематизации информации.Проводится в виде «мозгового штурма». Все предлагают свои идеи. Аналитики отбирают наиболее подходящие. В   результате   на   доске,   в   том   месте,   где   обозначена   Сборка,   помещаются заготовки для будущего проекта: V. Основной этап создания проекта. 1. Ф о р м у л и р о в а н и е   о п р е д е л е н и я  сказки. «Аналитики»   должны   выбрать   из   предложенных   им   трех   формулировок единственно верную и обосновать свой выбор. Предлагаемые формулировки: 1) Сказка –  это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 2) Сказка –  это научно­фантастическое произведение. 3) Сказка –  это произведение, в котором разговаривают животные. Учитель прикрепляет в первый раздел нужную формулировку. Что такое сказка. Сказка  –   это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 2. С о з д а н и е   классификации  сказок по различным признакам.  В Экспериментальной лаборатории появляются признаки классификации: –  по авторству; –  по видовым особенностям. «Экспериментаторы»  работают  с  предложенными  отрывками  из сказок. На партах у детей этой группы книги со сказками. На доске в месте с надписью «Экспериментальная   лаборатория»   учитель   записывает   название   книги   и   номер страницы.«Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций. «Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формируют черты отличия. «Иллюстраторы»   отбирают   из   предложенных   им   названий   видов   сказок нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта. Для   развития   у   детей   способности   к   дифференцированию   учитель   предлагает следующие формулировки видов: џ богатырские џ волшебные џ поучительные џ о животных џ смешные џ бытовые џ былины В результате на втором листе появляется с х е м а : 3. О п р е д е л е н и е   о с о б е н н о с т е й  волшебной сказки. «Экспериментаторы» зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и называют признак волшебной сказки. «Аналитики» повторяют признаки волшебной сказки. «Иллюстраторы»   должны   подобрать   соответствующие   условные обозначения: џ испытание џ превращение џ сказочное существоџ сказочный предмет џ необычное место действия џ повтор В результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки. Признаки волшебной сказки 4. О п р е д е л е н и е   ч е р т   о т л и ч и я   с к а з к и   от других сходных жанров. Учитель говорит о различных источниках информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи. Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», сказочной повести и легенды. «Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров. «Иллюстраторы» показывают соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвертого раздела. Отличие сказки от других сходных жанров Сказочная повесть Былина Легенда Большой объем. Делится  на главы. Много героев.  Рассказано о многих  событиях в жизни героев.  События происходят в те­ чение долгого времени Стихотворная форма.  Гипербола. Песенный  характер Объяснение  происхождения или  существования  какого­нибудь предмета  или явления5. О п р е д е л е н и е   о с о б е н н о с т е й  языка сказки. Учитель сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить инсценированный диалог. В качестве домашнего задания иллюстраторы подготовили инсценировку из отрывка сказки. Задача «аналитиков» – найти особые сказочные слова и выражения. «Аналитики»   называют   такие   слова   и   выражения   после   просмотра инсценировки. Учитель помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины Васнецова «Иван­царевич и Серый Волк». «Иллюстраторы»   составляют   мини­зарисовку   по   иллюстрации   к   сказке   с использованием сказочных слов и выражений. 6. О п р е д е л е н и е   о с о б е н н о с т е й  использования цветовой гаммы в сказке. Учитель делает переход от предыдущего раздела. –  По иллюстрациям можно судить о преобладании определенных цветов в сказках. Но   иллюстрация  –   это   лишь   отражение   особого   колорита   сказок.   Издавна   народ придавал   большое   значение   цвету.   Вспомните   указания   на   различные   цвета   из знакомых сказок. Приводят примеры дети из любой группы. –  Сопоставьте ситуации, когда упоминаются цвета, и определите приблизительное значение каждого цвета. Задание выполняют также учащиеся из любой группы. Для   самопроверки   учитель   прикрепляет   в   «Экспериментальную   лабораторию» карточки   разного   цвета:   желтого,   красного,   белого.   С   обратной   стороны   каждой карточки написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных детьми   предположений   учитель   переворачивает   карточку   и   появляется соответствующее   слово.  После  завершения  работы  карточки  помещаются  в  шестой раздел проекта. VI. Этап испытания проекта. Учитель говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как жанре. Испытание созданного проекта будут проводить ученики из группы «испытателей». «Испытатели» рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.VII. Итоги урока. –  Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? –   Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта опорную таблицу. –   Удалось   ли   нам   достигнуть   поставленных   целей   и   задач?   Какие   трудности встретились? Что показалось наиболее интересным? Дети отвечают в зависимости от результатов работы.