Цели урока : обучающиеся должны знать характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины; должны уметь анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами .
Сказка как литературный жанр
Ц е л и : обучающиеся должны знать характеристику сказки как жанра, ее
определение, виды сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной
повести, былины; должны уметь анализировать художественное
произведение,
сравнивать
материал, работать со справочной и
художественной литературой; владеть элементарными способами получения и
обработки информации; работать группами.
литературный
различный
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Учитель сообщает детям, что данный урок будет одним из цикла уроков
проектной деятельности.
Дети вспоминают особенность организации работы на таком уроке,
пересаживаются по группам в соответствии с табличками.
џ Аналитики
џ Экспериментаторы
џ Иллюстраторы
џ Исследователи
II. Создание проблемной ситуации.
Учитель говорит о завершении изучения уже нескольких разделов, связанных со
сказками, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной
информации. Для того чтобы умело использовать информацию, нужно научиться
ее обрабатывать и систематизировать.
– Какие формы систематизации вы можете предложить?
Ученики предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица,
памятка, игра.
В результате обсуждения выбирается опорная таблица.
III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.
Ц е л ь : учиться обрабатывать и систематизировать информацию.
З а д а ч а : создать опорную таблицу для сообщения о сказке как жанре.
IV. Подготовка к созданию проекта.
Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта. Затем
учитель ставит задачу наметить разделы проекта с целью удобства
систематизации информации.Проводится в виде «мозгового штурма». Все предлагают свои идеи. Аналитики
отбирают наиболее подходящие.
В результате на доске, в том месте, где обозначена Сборка, помещаются
заготовки для будущего проекта:
V. Основной этап создания проекта.
1. Ф о р м у л и р о в а н и е о п р е д е л е н и я сказки.
«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трех формулировок
единственно верную и обосновать свой выбор.
Предлагаемые формулировки:
1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием
волшебных фантастических сил.
2) Сказка – это научнофантастическое произведение.
3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
Учитель прикрепляет в первый раздел нужную формулировку.
Что такое сказка.
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием
волшебных фантастических сил.
2. С о з д а н и е классификации сказок по различным признакам.
В Экспериментальной лаборатории появляются признаки классификации:
– по авторству;
– по видовым особенностям.
«Экспериментаторы» работают с предложенными отрывками из сказок.
На партах у детей этой группы книги со сказками. На доске в месте с надписью
«Экспериментальная лаборатория» учитель записывает название книги и номер
страницы.«Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки
по каждой из классификаций.
«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации
в целом, формируют черты отличия.
«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов сказок
нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела
проекта.
Для развития у детей способности к дифференцированию учитель предлагает
следующие формулировки видов:
џ богатырские
џ волшебные
џ поучительные
џ о животных
џ смешные
џ бытовые
џ былины
В результате на втором листе появляется с х е м а :
3. О п р е д е л е н и е о с о б е н н о с т е й волшебной сказки.
«Экспериментаторы» зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем
отрывки и называют признак волшебной сказки.
«Аналитики» повторяют признаки волшебной сказки.
«Иллюстраторы» должны подобрать соответствующие условные
обозначения:
џ испытание
џ превращение
џ сказочное существоџ сказочный предмет
џ необычное место действия
џ повтор
В результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения
признаков волшебной сказки.
Признаки волшебной сказки
4. О п р е д е л е н и е ч е р т о т л и ч и я с к а з к и от других сходных жанров.
Учитель говорит о различных источниках информации. Следующий раздел проекта
будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи.
Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», сказочной повести и
легенды.
«Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров.
«Иллюстраторы» показывают соответствующий условный знак и помещают
его на заготовку для четвертого раздела.
Отличие сказки от других сходных жанров
Сказочная повесть
Былина
Легенда
Большой объем. Делится
на главы. Много героев.
Рассказано о многих
событиях в жизни героев.
События происходят в те
чение долгого времени
Стихотворная форма.
Гипербола. Песенный
характер
Объяснение
происхождения или
существования
какогонибудь предмета
или явления5. О п р е д е л е н и е о с о б е н н о с т е й языка сказки.
Учитель сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить
инсценированный диалог. В качестве домашнего задания иллюстраторы подготовили
инсценировку из отрывка сказки. Задача «аналитиков» – найти особые сказочные слова
и выражения.
«Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра
инсценировки.
Учитель помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины Васнецова
«Иванцаревич и Серый Волк».
«Иллюстраторы» составляют минизарисовку по иллюстрации к сказке с
использованием сказочных слов и выражений.
6. О п р е д е л е н и е о с о б е н н о с т е й использования цветовой гаммы в сказке.
Учитель делает переход от предыдущего раздела.
– По иллюстрациям можно судить о преобладании определенных цветов в сказках.
Но иллюстрация – это лишь отражение особого колорита сказок. Издавна народ
придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные цвета из
знакомых сказок.
Приводят примеры дети из любой группы.
– Сопоставьте ситуации, когда упоминаются цвета, и определите приблизительное
значение каждого цвета.
Задание выполняют также учащиеся из любой группы.
Для самопроверки учитель прикрепляет в «Экспериментальную лабораторию»
карточки разного цвета: желтого, красного, белого. С обратной стороны каждой
карточки написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных
детьми предположений учитель переворачивает карточку и появляется
соответствующее слово. После завершения работы карточки помещаются в шестой
раздел проекта.
VI. Этап испытания проекта.
Учитель говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов
информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица
для составления сообщения о сказке как жанре.
Испытание созданного проекта будут проводить ученики из группы «испытателей».
«Испытатели» рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.VII. Итоги урока.
– Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?
– Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе
разработки проекта опорную таблицу.
– Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач? Какие трудности
встретились? Что показалось наиболее интересным?
Дети отвечают в зависимости от результатов работы.