Педагогические задачи: познакомить со сложением чисел с переходом через десяток, учить записывать случаи сложения в таблицу, читать и сравнивать числа второго десятка; развивать навыки решения уравнений и задач.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают способы сложения чисел с переходом через разряд в пределах 20; умеют складывать числа с переходом через разряд, решать простые задачи и уравнения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий.
Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя, называют последовательность простых знакомых действий.
Коммуникативные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности различения «красивого» и «некрасивого».
Оборудование: числовые карточки, таблица разрядов, модели чисел.
Т е м а : ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : познакомить со сложением чисел с
переходом через десяток, учить записывать случаи сложения в таблицу, читать и
сравнивать числа второго десятка; развивать навыки решения уравнений и задач.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают способы сложения чисел с переходом через разряд в
пределах 20; умеют складывать числа с переходом через разряд, решать
простые задачи и уравнения.
Метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя; проговаривают последовательность действий.
Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя,
называют последовательность простых знакомых действий.
Коммуникативные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке
с помощью учителя.
Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как
«хорошие» или «плохие» с позиции важности различения «красивого» и
«некрасивого».
О б о р у д о в а н и е : числовые карточки, таблица разрядов, модели чисел.
Х о д у р о к а
I. Актуализация знаний.
1. У с т н ы й с ч е т . И г р а «Стукстук».
На доске дана таблица с разрядами:
Десятки
Единицы
Учитель молча стучит указкой 1 раз в разряде десятков и несколько раз в
разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю
соответствующее число на карточках с числами. Последнее число должно
быть 10.
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а : з а д а н и е 1 на с. 20.
– Что мы можем сказать о числе 10? (Первое двузначное число, круглый
десяток, стоит между числами 9 и 11.)На доске записаны модели чисел:
– Дополните модели чисел до десятка.
По одному человеку работают у доски, остальные в учебнике,
карандашами.
– Расскажите, состав какого числа мы повторили? Как вы думаете, для чего?
(Предположения детей.)
II. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а : з а д а н и я 2, 3 на с. 20.
– Выполняем на доске с записью в тетради (задание 2). Где возникли
затруднения? Почему? (Нам надо перейти через круглое число.) Как бы вы
поступили? Давайте посмотрим, как решил этот пример Петя.
Учащиеся рассматривают записи и приходят к выводу (задание 3): сначала
Петя добавил число 9 до круглого десятка (то есть прибавил 1), затем добавил
оставшуюся часть от числа (прибавил еще число 1).
– Изменялось ли первое слагаемое? Как изменялось второе слагаемое? (Его
разложили на сумму удобных слагаемых.)
На доске запись: 2 + 9.
– Что сделали с числами? (Поменяли местами.) Какое число теперь
изменили? Как? (Записали в виде суммы чисел 8 и 1.) Что делали потом? (К
двум прибавили 8, получили 10, затем прибавили еще 1 – получили 11.)
Сравните суммы в этих выражениях. (Они равны.) Почему? (Так как прибавляли
одни и те же числа, а от перемены мест слагаемых сумма не изменяется.)
Как было удобнее искать значение? (В первом случае, так как к большему
числу прибавляли меньшее число.)
– Итак, мы нашли значения двух первых сумм из таблицы сложения.
Постараемся их запомнить.На доске запись: 9 + 2 = 11.
Следуя тексту, дети имитируют движения, которые совершают
спортсмены.
Занимайся волейболом
(«Забивают в корзину мяч»),
Греблей («гребут веслами»),
Плаваньем («плывут»),
Футболом («бьют ногой по мячу»),
На коньках зимой гоняй
(«Скользят на коньках»),
На велосипеде («крутят педали»).
Никогда не унывай
И стремись к победе.
III. Первичное закрепление.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й 4–6 на с. 20–21.
На доске записаны выражения: 8 + 3 7 + 4 6 + 5.
– Расскажите Кате, как бы вы решили эти примеры.
Учащиеся выходят к доске по желанию и вместе с учителем
рассматривают каждый случай аналогично предыдущему. На доске
появляются записи:
8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 10 + 1 = 11 8 + 3 = 11
7 + 4 = 7 + 3 + 1 = 10 + 1 = 11 7 + 4 = 11
6 + 5 = 6 + 4 + 1 = 10 + 1 = 11 6 + 5 = 11
– Мы нашли еще три суммы из таблицы сложения. Постараемся их запомнить.
Что заметили интересного в этих выражениях? (Числа разные, а сумма одна.)
Посмотрим на слагаемые. Как они изменяются? (Первое слагаемое
уменьшается на один, второе слагаемое увеличивается на один, а сумма
остается неизменной.)
– Прочитайте выражения и поставьте знаки сравнения, не находя значения
выражений (задание 5). (Ученики рассуждают, что в первой строке надо
поставить знак «>», так как в первом выражении второе слагаемое на один
больше, чем во втором выражении.) Найдите значения выражений: 6 + 6; 7 + 5;
8 + 4. (Выполняют задание.)– Итак, значения выражений равны, а слагаемые изменяются (первые
слагаемые уменьшаются, а вторые слагаемые увеличиваются).
На доске появляются записи:
6 + 6 = 12 7 + 5 = 12 8 + 4 = 12
Все случаи сложения с переходом через десяток можно поместить в одну
таблицу (задание 6).
– Расскажите, какие значения выражений запишем в первой строке?
(Читают и объясняют, опираясь на записи на доске.) Как изменялись
слагаемые? Что можем сказать о сумме? Заполните вторую строку таблицы.
(Ученики вновь опираются на записи, сделанные ранее.) Расскажите, как
изменились слагаемые в третьей строке, в первом столбце? (Первое слагаемое
не изменилось, а второе слагаемое увеличилось на 1.) Как изменится сумма?
(Тоже увеличится на один, то есть будет равна 13.) Какими будут суммы
третьего ряда? (Одинаковыми.) Почему? (Так как изменяются слагаемые.)
Заполните аналогично 4й, 5й, 6й, 7й, 8й ряды. (Заполняют и объясняют,
как изменяются значения в первом столбце, почему не изменяются значения
в строке.)
– Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы авторов на с. 21.
В ы в о д : в таблицу не помещены случаи, когда сумма чисел равна круглому
десятку, и случаи, когда можно применить переместительное свойство
сложения.
IV. Тренировочные упражнения (з а д а н и я 7, 8 на с. 21).
Рассматривают задачу, иллюстрируют ее на доске, составляют
возможные варианты выражений (задание 7):
3 + 4 + 5 = 12
3 + 5 + 4 = 12
4 + 3 + 5 = 12
4 + 5 + 3 = 12
5 + 4 + 3 = 12
5 + 3 + 4 = 12
Ученики составляют на парте такую же фигуру вместе с соседом и
перебирают варианты решения (задание 8).
V. Итог урока.
– С какими выражениями мы познакомились на уроке? Почему их надо
запомнить? Как для удобства записали все эти выражения?