Педагогическая задача: создать условия для ознакомления с составом и записью числа 10, для развития умений сравнивать числа и выражения, объяснять взаимосвязь между частью и целым, компонентами и результатами действий, для формирования навыков счета.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: состав числа 10, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 10; умеют: обозначать число цифрами 1 и 0, строить натуральный ряд чисел в пределах 10.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание.
Личностные УУД: понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни; ориентируются на понимание причин успеха в учебе.
Т е м а : ЧИСЛО 10
П е д а г о г и ч е с к а я з а д а ч а : создать условия для ознакомления с
составом и записью числа 10, для развития умений сравнивать числа и
выражения, объяснять взаимосвязь между частью и целым, компонентами и
результатами действий, для формирования навыков счета.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: состав числа 10, случаи сложения и соответствующие
случаи вычитания, связанные с составом числа 10; умеют: обозначать число
цифрами 1 и 0, строить натуральный ряд чисел в пределах 10.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
совместно с учителем и другими учениками дают
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, допускают существование
различных точек зрения, строят монологическое высказывание.
Личностные УУД: понимают ценность труда и упорства как естественного
условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни;
ориентируются на понимание причин успеха в учебе.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
– С какими числами познакомились? Какие математические действия умеете
выполнять?
– Назовите самое первое число в числовом ряду.
– Посчитайте по числовому ряду числа в порядке возрастания. (От 0 до 9.)
– В порядке убывания. (От 9 до 0.)
– Назовите соседей числа 8, 1, 5.
– Назовите числа, которые стоят между 6 и 8, 2 и 3, 5 и 7.
– Назовите число, следующее за числом 8.
– А какое число следует за числом 9?
II. Формулирование темы урока и «открытие» нового знания.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .– По дороге в школу я обнаружила конверт.
(Учитель достает и
открывает конверт.) А в конверте загадка. Приготовьтесь ее отгадать. Для
этого нам понадобятся геометрические фигуры.
(Готовят наборы
геометрических фигур.)
– Я буду загадывать загадку в стихах, а вы, если услышите названия птиц,
выкладывайте на парту один кружок.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это – разноцветный чиж.
Ну а это – злой орлан.
Сколько птичек в гости к нам?
(Десять.)
– Сколько кружков выложили? Сколько всего птичек прилетело? (Десять.)
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у ( с . 2 4 – 2 5 ) .
1 ) В ы п о л н е н и е з а д а н и й 1–2.
– Сколько вагонов в составе? Сколько вагонов добавили? Запишите
выражение в тетрадь. Сколько вагонов стало?
– Можете ли записать значение этого выражения? (Нет, мы не умеем писать
число 10.)
– Чем будем заниматься на уроке? (Учиться составлять и записывать
число 10.)
– Сколько вагонов в составе в задании 2?
– Нарисуйте модель числа 10. Сколько точек поставим?
– Сколько вагонов с большими окнами, а сколько с маленькими? Запишите
выражение. (1 + 9.)
– Сколько зеленых вагонов, а сколько желтых? Запишите выражение. (2 + 8.)
– Сколько вагонов с круглыми окнами, а сколько с треугольными? (3 + 7.)
– Сколько вагонов с одним окном, а сколько вагонов с двумя окнами? (4 + 6.)
Сколько всего вагонов? (10.)
– Назовите состав числа 10.2 ) В ы п о л н е н и е з а д а н и я 3.
– Что нарисовано на картинке? С о с т а в ь т е в о п р о с ы к каждой картинке.
Сколько парашютиков улетело? Сколько осталось? Сколько всего парашютов?
Составьте выражение по картинке.
На д о с к е записи: 1 + 9 3 + 7 6 + 4 5 + 5 2 + 8.
– Прочитайте статью в учебнике. (Число 10 записывают двумя знаками –
цифрами 1 и 0, число 10 называют двузначным.)
– Запишите число цифрой.
Ноль катился по страничке
И не значил ничего.
Рядом встала единичка,
Сделав 10 из него.
В. Богачев
– Обведите число 10 и заштрихуйте его горизонтальными и вертикальными
линиями.
3 . З н а к о м с т в о с ц и ф р о й 10.
– Вспомним, как записываются цифры 1 и 0. Из каких элементов они состоят?
Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче
другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать её немного выше
центра клетки и ведут линию к верхнему правому углу клетки. Затем пишут
основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней
стороны клетки.
Цифра 0 представляет собой овал. Начинают писать цифру немного ниже
верхнего правого угла клетки (примерно там же, где начинается написание цифр
6 и 9). Первая половина цифры пишется так же, как и у цифры 6. В правом
верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал,
касаются середины нижней стороны клетки, дальше линия плавно ведётся вверх,
к исходной точке.У п р а ж н е н и я для развития кистей рук.
– Прежде чем записать число 10, подготовим руки.
1) Соедините руки ладонями вместе и вытяните их вперёд. Разведите кисти
рук в стороны, не размыкая запястий.
2) Сожмите пальцы одной руки по одному, чтобы получился кулак. По
одному их разожмите. Аналогично выполните упражнение другой рукой.
4. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : задание 2 на с. 48 (тетрадь).
III. Первичное закрепление (у ч е б н и к : з а д а н и я 5–9 на с. 25).
Учащиеся называют предыдущее число. Выражение записывают в
тетрадь, один ученик – на доске.
Задание 6 выполняют самостоятельно. Проверка осуществляется путем
проговаривания.
– Что можете рассказать о числе 10?
На доске и в учебнике заполняется таблица:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
З а д а н и е 7 выполняют самостоятельно по вариантам. Два ученика
выполняют задание на обратной стороне доски. Проверка осуществляется
при помощи сигнальных карточек, результат на доске соотносят со своим
результатом.
З а д а н и е 8 выполняют у доски «по цепочке», проговаривая каждое
выражение.
З а д а н и е 9 (творческое) выполняется дифференцированно.
IV. Итог урока.
– С каким числом познакомились? В чем особенность числа 10? Из каких пар
чисел можно составить число 10?