Цели: закреплять умение читать и записывать доли, сравнивать их с опорой на рисунок и без него; повторить умение находить множество решений неравенства, выполнять вычисления с использованием свойств сложения, правил вычитания из числа суммы, решение задач; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, память, внимание.
Оборудование: набор геометрических фигур для индивидуальной работы и у доски (см. п. 2, II), фигуры (см. № 1, с. 68), модель числового луча (см. № 5, с. 68), таблица (№ 10, с. 70).
СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ
Ц е л и : закреплять умение читать и записывать доли, сравнивать их с опорой
на рисунок и без него; повторить умение находить множество решений
неравенства, выполнять вычисления с использованием свойств сложения, правил
вычитания из числа суммы, решение задач; развивать речь, логическое и
ассоциативное мышление, память, внимание.
О б о р у д о в а н и е : набор геометрических фигур для индивидуальной работы
и у доски (см. п. 2, II), фигуры (см. № 1, с. 68), модель числового луча (см. № 5,
с. 68), таблица (№ 10, с. 70).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Математический диктант.
– Запишите только ответ:
• Уменьшить 530 на 340.
• На сколько надо увеличить 280, чтобы получить 460?
• Какое число в 120 раз меньше 600?
• Во сколько раз нужно увеличить 80, чтобы получить 560?
• Во сколько раз 540 больше 27?
• На сколько 540 больше 27?
• Разность чисел 250 и 125 уменьшить в 5 раз.
• Из 240 м сатина сшили 80 одинаковых рубашек. Сколько метров пошло на
60 таких рубашек?
• Уменьшить 144 в 6 раз.
• В демонстрации приняли участие 1000 человек. Их разделили на группы по
125 человек в каждой. Сколько групп получилось?
• Найти сумму 722 и пятой части от 80.
• На сколько кг четвертая часть центнера меньше второй части центнера?
– Какой ряд чисел получился?
(190, 180, 5, 7, 2, 513, 25, 180, 24, 8, 738, 10.)
– Запишите числа в порядке убывания:
(738, 513, 190, 180, 180, 25, 24, 10, 8, 7, 5, 2.)
– На какие группы можно разбить данные числа?(Например: четные и нечетные; однозначные, двузначные, трехзначные. И
т. д.)
2. Доли.
– Какую долю каждой из фигур составляет закрашенная часть?
– Какую долю составляют стаканы с соком?
– Рассмотрите внимательно круги.
– Что можете сказать?
(Каждый круг разбит на равные части – доли. Но доли 1го круга
отличаются от долей 2го круга.)
– Проанализируйте каждый круг.
(Первый круг разделили на 8 равных частей. Второй круг разделили на 16
равных частей.)
– Сравните по количеству долей круги. Что заметили?
(В 1м круге долей меньше, но они больше. У 2го круга долей больше, но
они меньше по размеру.)
– Сравните доли между собой (Проблема?)
=> Постановка учебных задач: научиться сравнивать доли.
III. Открытие нового.
1. Сравнение долей.
– Запишите, чему равна часть каждого круга.
1
(I – 8
;
1
II – 16
.)– Проанализируйте, используя рисунок, каждую долю кругов и сравните их.
Докажите.
1
> 16
. Так как видно, чем долей больше, тем они меньше). (Открытие!)
1
( 8
2. Практическая работа.
Р а б о т а с учебником № 1, с. 68 (учащиеся работают с заранее
приготовленными фигурами).
Выполняя практическую работу, приходят к в ы в о д у: чем больше долей,
тем эти доли меньше.
– Прочитайте вывод в учебнике. Совпадает ли он с нашим заключением?
IV. Первичное закрепление.
1. Сравнение долей.
№ 2, с. 68 – с комментированием.
№ 4, с. 68 – самостоятельно.
Самопроверка по образцу на доске:
1) в порядке возрастания, то есть от меньшего к бóльшему:
2) в порядке убывания, то есть от бóльшего к меньшему:
2. Числовой луч.
№ 5, с. 68 – а) с комментированием.
содержит 1 часть единичного отрезка,
1
10
1
5
1
2
содержит 2 части единичного отрезка,
содержит 5 частей единичного отрезка;б) самостоятельно, проверка по образцу на доске, выполненному одним из
учащихся:
3. Доли единиц измерения величин.
№ 6, с. 69.
а) 1 с;
б) 1 мм;
№ 7, с. 69 (а, б) – работа в паре или самостоятельно.
V. Повторение пройденного.
1. Сочетательное свойство сложения, правило вычитания суммы из
в) 1 ц;
г) 1 см.
числа.
№ 12, с. 70 – с комментированием.
а) (54 + 72) + 28 = 54 + (72 + 28) = 154;
г) 316 – 198 – 2 = 316 – (198 + 2) = 116. И т. д.
2. Решение задачи.
№ 10, с. 70 – самостоятельный анализ задачи.
υ
12 км/ч
км/ч
t
3 ч
2 ч
S
? км
один.
? км
I
II
1) 12 ∙ 3 = 36 (км) – расстояние, которое преодолел велосипедист;
2) 36 : 2= 18 (км/ч).
О т в е т : должен ехать со скоростью 18 км/ч.
3. Множество решений неравенства.
№ 13, с. 70 – с комментированием.
1) 4 ≤ х < 8
5 < х ≤ 9
А = {4, 5, 6, 7}
В = {6, 7, 8, 9}
=> А В = {6, 7}
А В = {4, 5, 6, 7, 8, 9};
2) самостоятельно; взаимопроверка; самопроверка по образцу на доске.3 ≤ х < 7
х ≥ 5
А = {3, 4, 5, 6}
В = {5, 6, 7, 8...}
А В = {5, 6}
А В = {3, 4, 5, 6, 7, 8...}
VI. Итог урок.
– Что нового открыли для себя на уроке? Прокомментируйте.
– Что самое главное из нового нужно запомнить?
– Какие знания понадобились для выполнения заданий сегодня на уроке?
Домашнее задание: № 7 (в, г, д) на с. 69; № 10, с. 70 (придумать задачу по
заданию учебника).