Цели урока: познакомить учащихся с единицей измерения емкости – литром; закреплять знание состава чисел первого десятка; развивать навыки счета; продолжать работу над задачами изученных видов.
Задачи:
Предметные:
- содействовать формированию понятия величины вместимости литр;
- формировать умения решать практически нестандартные задачи с новой величиной;
- развивать наблюдательность, внимательность, аккуратность.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;
- формировать представления о связи математики с жизнью;
Регулятивные УУД:
- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;
Познавательные УУД:
- сравнивать сосуды по вместимости;
- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;
- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в индивидуальной и групповой работе ;
- высказывать свою точку зрения;
- уважительно относиться к чужому мнению.
Оборудование: сосуды для измерения разной вместимости: двухлитровая и 2 литровых банки, стаканы, кастрюля, разные сосуды литровой вместимости (бутылка, пакет из-под сока, кружка), листочки с практическими заданиями, веера, рисунки разноцветных чашечек (для настроения).
Литр
Цели урока: познакомить учащихся с единицей измерения емкости –
литром; закреплять знание состава чисел первого десятка; развивать навыки
счета; продолжать работу над задачами изученных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
4 3 2 4 3 2
2 3 4 2 3 4
III. Устный счёт.
1. «На стройке».
2. Задание 6 (с. 36 учебника, часть 2).
Учащиеся по таблице составляют выражения и находят их значения,
помимо этого, дети повторяют названия чисел при вычитании:
«уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» (лучше таблицу вынести на доску).
Например:
– Уменьшаемое 8, вычитаемое 2, значение разности 6.
– Уменьшаемое 10, значение разности 4, вычитаемое 6.
– Значение разности 2, вычитаемое 5, уменьшаемое 7. И т. д.
3. Какой пример следующий?
9 – 2 =
9 – 4 =
9 – 6 =
(9 – 8 = )
IV. Закрепление знания состава чисел первого десятка. Развитие
навыков счета.
Р а б о т а в т е т р а д и.Учащиеся выполняют в парах задание 3 (с. 14 в тетради № 2) с
последующей фронтальной проверкой.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Учащиеся решают устно (с подробным объяснением) выражения из задания
5 (с. 36 учебника, часть 2).
Физкультминутка
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство с единицей измерения емкости – литром.
Учитель. На предыдущем уроке вы познакомились с единицей измерения
массы – килограммом. Сегодня мы познакомимся еще с одной единицей
измерения – литром.
– Как вы думаете, можно ли в литрах измерить массу предмета, например
стола?
– Можно ли в литрах измерить длину предмета, например доски?
– Что же измеряют в литрах? Когда люди пользуются такой единицей
измерения, как литр? (Высказывания детей.)
– Литр – это единица емкости.
В литрах можно измерить емкость жидкости, газа.
В математике слово «литр» принято писать сокращенно: л. Например: 5
л, 3 л, 10 л и т. д.
2. Закрепление знания единицы измерения емкости.
Р а б о т а п о р и с у н к а м у ч е б н и к а.
– Рассмотрите рисунки (с. 36 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Сколько литров сока в пачке? (1 л.)
– Сколько литров молока в банке? (1 л.)
– Что можно сказать о емкости пачки и банки? (Она одинакова.)
– Сколько литров воды в стакане? (Емкость стакана меньше литра.)
– Какова емкость кастрюли? (Емкость кастрюли может быть и больше
литра, и меньше литра, и равна литру, но определить это по рисунку
невозможно.)
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Сколько стаканов воды входит в литровую банку, в бидон, в кастрюлю?
(Учащиеся измеряют емкость данных предметов, используя стакан.)
роли покупателей.
– Сколько литров воды в ведре, в чайнике, в бидоне? (Учащиеся измеряют
емкость данных предметов, используя литровую банку.)
Затем можно провести с детьми ролевую игру «В магазине».
Один из учащихся выступает в роли продавца, другие (3–4 человека) – в«Покупатели» просят «продавца» налить им в бидон 1 л (2 л, 3 л)
«молока», «кваса». Остальные дети наблюдают за тем, чтобы «продавец»
верно отпускал «товар».
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Учащиеся устно выполняют задание 2 (с. 36 учебника, часть 2).
Физкультминутка
VI. Работа над задачами.
Учащиеся выполняют задания 3, 4 (с. 36 учебника, часть 2), задание 4 (с. 14
в тетради № 2), задание 1 (с. 15 в тетради № 2).
Задачи в учебнике разбираются ф р о н т а л ь н о. Данные задачи служат
подготовкой к решению составных задач.
Учащиеся читают задачи, выделяют в них условие, вопросы; называют
данные и искомое числа; аргументируют выбор арифметического действия,
которое будут выполнять, отвечая на тот или иной вопрос; записывают
решение; отвечают на поставленные вопросы.
Задачи в тетради № 2 ученики выполняют с а м о с т о я т е л ь н о (по
вариантам) с последующей в з а и м о п р о в е р к о й.
VII. Итог урока.
– О чем узнали сегодня на уроке?
– Какие открытия сделали?
– Какое задание было для вас самым интересным?