Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика
2 кл
01.06.2017
Данный материал представлен в форме конспекта урока, на котором использована технология проблемного обучения. Обучающиеся сталкиваются с проблемной ситуацией и самостоятельно пытаются найти способ её решения. Путём наблюдения, сравнения, обобщения делают вывод под руководством учителя. Полученные знания применяют при решении поставленных задач.
Конспект урока математики 2 кл..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
КОНСПЕКТ
урока математики
(проблемное обучение)
Тема: «Сочетательное свойство сложения»
Учитель высшей категории: Сотникова Ирина Николаевна Тип проблемной ситуации: с затруднением.
Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание
учителя.
Тип создания проблемной ситуации: практическое задание, не сходное с
предыдущим.
Цель: «Познакомить с сочетательным свойством сложения, с новым математическим
знаком (скобки).
Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки табличного сложения
и вычитания однозначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
Развивать познавательную активность учащихся, речь, логическое мышление.
Прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник «Математика 2 кл.» авт. Н.Б.Истомина, тетради на печатной
основе «Тетрадь по математике №1», «Учимся решать комбинаторные задачи»,
индивидуальные карточки на кленовых листочках, 15 полосок с выражениями для
работы в группах, игра «Распутай клубок», схемы – опоры, индивидуальные экраны
для письма. Структура урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Актуализация знаний.
Введение нового материала.
создание проблемной ситуации
подводящий диалог для выхода к проблеме
постановка проблемы
формулирование учащимися темы урока
поиск решения
выражение решения (применение знаний для решения конкретной задачи, выражение
«новых знаний» научным языком)
Первичное закрепление.
Творческое применение открытых знаний. Самостоятельная работа в группах.
Итог урока. Рефлексия. Организационный момент. Психологический настрой.
Поднимите руки те, кто из вас любит путешествовать?
Сегодня отправимся в математическое путешествие по осеннему лесу. Осенний лес
полон загадок и чудес. А путешественники это первооткрыватели. Сегодня вы сами
постараетесь сделать открытие.
Наш девиз: «За всякое дело берись умело».
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Последнее слово каждой моей фразы произносите
хором.
На уроке наши газа внимательно смотрят и всё…(видят).
Уши внимательно слушают и всё…(видят).
Голова хорошо…(думает).
Откройте глаза. Если всё так будет происходить, то каждый из вас справится на уроке
с любым сложным заданием.
Актуализация знаний.
Пойдём по лесной тропинке так, чтобы не беспокоить лесных обитателей, только со
стороны будем наблюдать за ними. Игра «Распутай клубок».
(На доске написаны равенства, в которых часть чисел закрыто геометрическими
фигурами).
12 …..=…..
….. 8 =…..
15 – 8 =…..
…..+ 9 =…..
40 ….=…..
По команде учителя дети записывают на индивидуальных экранах пропущенное число
и дают объяснение своим действиям.
Учитель. Откуда начнём распутывать клубок? Почему?
Ученик.
Начнём с выражения (158), т.к. известны два числа.
Учитель.
Внимание! Напишите на своих экранах значение разности 15 и 8.
(Дети написали 7 и одновременно все подняли свои экраны).
А теперь на какое равенство обратим внимание?
Ученик.
На первое равенство. Там кроме числа 12 изображён такой же треугольник, а значит,
должно быть, число 7.
Учитель.
Верно. Уменьшите 12 на 7.
(На своих экранах дети написали число 5)
Как далее нам распутать « клубок»?
Ученик.
Посмотрим на четвёртое равенство, т.к. там кроме числа 9 изображён такой же
квадрат, что и в первом равенстве. Значит, на нём должно быть написано число 5.
Учитель.
Верно. Найдите значение суммы 5 и 9.
(На своих экранах дети написали число 14)
Ученик.
Возьмём второе равенство, т.к. кроме числа 8 есть такой же круг, что и в четвёртом
равенстве. Значит, на нём должно быть написано число 14.
Учитель.
Верно. Найдите значение разности 14 и 8.
(На своих экранах дети написали число 6)
Ученик.
Возьмём пятое равенство, т.к. кроме числа 40 есть такой же прямоугольник, что и во
втором равенстве. Значит, на нём должно быть написано число 6.
Учитель.
Верно. Найдите значение разности 40 и 6.
(На своих экранах дети написали число 34)
Введение нового материала. Создание проблемной ситуации.
Лесная тропинка привела нас на полянку. Осмотримся. Около деревьев ковёр из
разноцветных листьев. У каждого из вас на столе кленовые листочки с заданием. Двое
учеников будут работать по заданиям с обратной стороны доски.
Догадайтесь, по какому правилу записаны равенства слева и справа, и вставь числа в
«окошки».
Учащиеся выполняют задание самостоятельно. 9
7
8
9
+
+
+
+
1
3
2
1
+
+
+
+
6
2
5
7
=
=
=
=
10 +
10 +
+
+
6
2
9
7
8
9
+
+
+
+
1
3
2
1
+
+
+
+
6
2
5
7
=
=
=
=
9
7
+
+
+
+
7
5
Подводящий диалог для выхода к проблеме.
Посмотрим, как выполнили задание ребята, работавшие у доски.
Что вы можете сказать о содержании заданий?
Ученик.
У всех задания одинаковые.
Учитель.
А как они их выполнили?
Ученик.
Выполнили, по разному.
Учитель.
Почему так получилось?
Ученик.
Не разгадал правило, один знает больше, а другой меньше. Такое задание выполняем
первый раз.
Постановка проблемы. Формулирование темы урока.
Учитель.
Проанализируем равенства и выясним, кто выполнил его правильно.
Сравним левые части равенств первого и второго столбика.
Ученик.
Они одинаковые. Складываем три числа.
Учитель.
Сравним правые части равенств первого и второго столбика.
Ученик.
В первом столбике сначала сложили первые два числа, а потом прибавили третье.
Во втором столбике сначала сложили второе и третье числа, и результат прибавили к
первому числу.
Учитель.
Какие числа вставим в «окошки»?
Ученик.
8+2+5=10+5
9+1+7=10+7 8+2+5=8+7
9+1+7=9+8
Учитель.
Кто догадался и сможет сформулировать тему урока?
Ученик.
Будем складывать три числа разными способами.
Учитель уточняет.
Познакомимся ещё с одним свойством сложения.
Поиск решения. Выражение решения.
Повторите, как складывали три числа?
Ученик.
В первом столбике сначала сложили первые два числа, а потом прибавили третье.
Во втором столбике сначала сложили второе и третье числа, и результат прибавили к
первому числу.
Учитель.
Как это можно всё записать? Наверное, должен быть какойто знак?
Ученик.
Это скобки.
Учитель.
Что показывают скобки?
Ученик.
Какое действие нужно выполнять первым.
(На доске открывается запись)
(9
(7
(8
(9
+
+
+
+
1)
3)
2)
1)
+
+
+
+
6
2
5
7
=
=
=
=
9
7
8
9
+
+
+
+
(1
(3
(2
(1
+
+
+
+
6)
2)
5)
7)
Что вы ещё заметили?
Ученик.
Три числа складывали поразному, а значение суммы одинаково. Оно не зависит от
порядка выполнения действий.
Учитель.
Проверим, правы ли вы? Откройте учебник на странице 47, прочитайте и сравните.
Вы открыли сейчас для себя сочетательное свойство сложения.
Физминутка.
Первичное закрепление.
Работа по учебнику «Математика 2» авт. Н.Б.Истомина на стр.48 №127. Задание читает вслух ученик.
Покажи с помощью скобок, какие два слагаемых ты заменишь значением суммы, и
найди значение каждого выражения.
Затем объясните, почему в одних выражениях находили сначала сумму первого и
второго числа и прибавляли третье, а в других к первому числу прибавляли сумму
второго и третьего числа.
Поднимите руку, кто хотел это задание выполнить самостоятельно?
Будете работать по вариантам.
1 столбик – 1 вар. 2 столбик – 2 вар. 3 столбик – дополнительно, кто быстро
выполнит задание. (двое учащихся работают за доской)
Остальные учащиеся работают с учителем.
Проверка.
Проверим одновременно три столбика.
Прочитайте выражение, значение которого есть « круглое число».
Ученик.
30+(4+6)=40
60+(24+6)=90
40+(37+3)=80
Прочитайте выражение, значение которого, на 7 меньше, чем наибольшее двузначное
число.
Ученик.
(20+70)+2=92
Учитель.
Прочитайте выражение, в значении которого число, состоящее из одинаково
количества десятков и единиц.
Ученик.
(30+40)+7=77
Учитель.
Прочитайте выражение, в значении которого число, предыдущее при счёте 50.
Ученик.
40+(6+3)=50
Учитель.
Кто был, внимательным назовёт выражения, значения которых мы ещё не проверили.
Объясните, почему в одних выражениях находили сначала сумму первого и второго
числа и прибавляли третье, а в других к первому числу прибавляли сумму второго и
третьего числа.
Ученик.
Нам удобнее складывать числа, при сложении которых, получается «круглое» число,
так быстрее производить вычисления.
Учитель.
Домашнее задание в «Тетради по математике №1» на печатной основе авт.
Н.Б.Истомина, стр.33 №81. Чтобы запомнить новое свойство сложения и быстро его вспомнить, если забыли,
необходимо выбрать схему, состоящую из букв или знаков. Эти схемы находятся на
стенах класса. Посмотрите на них, выберите одну и объясните свой выбор.
(* + *)+ * = * + (* + *) (а +в) + с = а + (в + с) (0 + 0) + 0 = 0 + ( 0 + 0)
Ученик.
Все схемы подходят. В математике используют латинские буквы, поэтому выберем эту
схему: (а +в) + с = а + (в + с)
Творческое применение открытых знаний. Самостоятельная работа в группах.
Учащиеся распределились на четыре группы по 5 человек и получили задания на
полосках разного цвета. Необходимо было найти и записать значения данных
выражений, используя сочетательное свойство сложения. Затем прикрепить полоску с
выражением на магнитной доске под соответствующей формулой:
(а +в) +с а +(в + с)
Кто быстрее справится с заданием. Коллективная проверка.
Все молодцы! Идём по лесной тропинке дальше. Отгадайте загадку о лесном зверьке.
Не птица, а с дерева на дерево летает.
Ученик.
Это белка.
Учитель.
Верно. Помогите белке разместить запасы на зиму по 3 дуплам.
Работаем в тетрадях на печатной основе «Учимся решать комбинаторные задачи» авт.
Н.Б.Истомина, стр.20 № 20 самостоятельно.
Проверка.
орехи
грибы
ягоды
орехи
грибы
ягоды
Стр.20 № 21. Самостоятельно. Проверка.
Расположи буквы О, Н, С в клеточках поразному.
Получилось шесть вариантов.
Обведи те варианты, где получились слова, имеющие смысл.
Это сон и нос.
Назовите животных, которые на зиму ложатся в спячку?
(медведь, ёж, уж,…)
Какую зимующую птицу называют «лесным доктором»?
( Дятла. Своим клювом достаёт насекомых изпод коры деревьев, тем спасая их от
вредителей). Итог урока. Рефлексия.
Наше путешествие по осеннему лесу подошло к концу.
Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
Ученик.
Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить
сумму второго и третьего числа. Это сочетательное свойство сложения.
Учитель.
Кому понравилось путешествие поаплодируйте.
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Конспект урока по математике на тему "Сочетательное свойство сложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.