Тема урока : Рубль. Копейка. (2 класс)
Цели урока : познакомить учащихся с денежными единицами рублём и копейкой; показать, что в одном рубле содержится 100 копеек; развивать навыки счёта; закреплять умение преобразовывать величины, решать задачи изученных видов; развивать логическое мышление учеников.
У р о к 13. Рубль. Копейка
Цели: познакомить учащихся с денежными единицами рублём и копейкой;
показать, что в одном рубле содержится 100 копеек; развивать навыки счёта;
закреплять умение преобразовывать величины, решать задачи изученных
видов; развивать логическое мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
3 30 3 30 3 30
4 40 4 40 4 40
III. Устный счёт.
1. «Засели домики».
2. «Поднимись по лесенке».
IV. Закрепление знания нумерации в пределах 100 и умения
определять разрядный состав числа.
– Запишите в строчку числа, которые содержат:
3 дес. и 8 ед.;
6 дес. и 6 ед.;
9 дес.;10 дес.;
4 дес.
– Уменьшите каждое из этих чисел на 20 и запишите полученные числа на
следующей строчке. (18, 46, 70, 80, 20.)
– На сколько самое большое двузначное число меньше самого маленького
трёхзначного? (На один.)
V. Изучение нового материала.
– Человек в своей жизни довольно много пользуется деньгами. Скажите,
где нужны деньги, где нельзя без них обойтись?
– Какие группы денег вы бы выделили? (Банкноты и монеты, рубли и
копейки.)
– Самая маленькая денежная единица – 1 копейка.
100 копеек составляют 1 рубль.
З а п и с ь на доске:
– Оля заплатила за конверт две монеты по 50 копеек. Сколько стоил
конверт? (100 копеек, или 1 рубль.)
Далее учитель может сообщить детям о том, что обычно люди говорят не
100 копеек, а 1 рубль.
– Рассмотрите кошелёчки, изображённые на полях с. 16 (учебник, часть 1).
– Сколько монет в каждом из них? (В первом две монеты, во втором три
монеты.)
– Сколько денег в каждом кошельке? (В первом – 55 копеек, во втором –
61 копейка.)
– Рассмотрите монеты, изображённые на полях с. 17 (учебник, часть 1). –
Как этими монетами можно набрать:
16 копеек? (10 к. + 5 к.+ 1 к. Или 5 к. + 5 к. + 5 к. + 1к. Или 16 монет
по 1 копейке.)
27 копеек? (10 к. + 10 к. + 1 к. + 1 к. Или 10 к. + 5 к. + 5 к. + 1 к. + 1 к.
Или 27 монет по 1 копейке.)
51 копейку? (50 к. + 1 к. Или 10 к. + 10 к. + 10 к. + 10 к. + 10 к. + 1 к.
Или 10 монет по 5 копеек + 1 копейка.)
56 копеек? (50 к. + 5 к. + 1 к. Или 5 монет по 10 копеек, 1 монета по 5
копеек и 1 монета по 1 копейке. Или 11 монет по 5 копеек и 1 монета по 1
копейке.)
65 копеек? (50 к. + 10 к. + 5 к. Или 50 к. + 10 к. + 5 монет по 1 копейке.
Или 6 монет по 10 копеек и 1 монета по 5 копеек и т. д.)
70 копеек? (Монета в 50 копеек и 2 монеты по 10 копеек и т. д.)VI. Работа над задачами.
В начале работы над задачами на данном уроке целесообразно предложить
детям задачи, связанные с нахождением какихлибо денежных единиц. Это
задача 4 (с. 16 учебника, часть 1) и задача 3 (с. 17 учебника, часть 1).
З а д а ч а 3 может быть решена устно. Предварительно дети подбирают
вопрос, соответствующий условию, таким образом, чтобы задача решалась
сложением (Сколько денег было у мальчиков вместе?), а затем ставят такой
вопрос, чтобы задача решалась вычитанием (На сколько больше денег у Вани,
чем у Саши? Или: На сколько меньше денег у Саши, чем у Вани?)
З а д а ч а 4 разбирается подробно, а затем дети самостоятельно
записывают её решение и ответ.
Было – 5 р. и 2 р.
Израсходовала – 6 р.
Осталось – ?
1) 5 + 2 =7 (р.) – было у Иры.
2) 7 – 6 =1(р.)– остался.
О т в е т: у Иры остался 1 рубль.
Далее детям могут быть предложены задачи 5, 6 (с. 16 учебника, часть 1)
или задача 5 (с. 17 учебника, часть 1). (Разбирается одна из задач по выбору
учителя или учеников.)
З а д а ч а 5 (с. 17) может быть решена устно.
Затем дети рассматривают задачу на смекалку (с. 17 учебника, часть 1).
(Длиннее стала жёлтая лента на 1 дм. Для решения этой задачи можно
сделать чертёж.)
VII. Преобразование величин.
В заключение урока дети выполняют задание, в котором преобразовывают
величины. С этой целью учитель может использовать как задание 7 учебника
(с. 16 учебника, часть 1), так и другие подобные задания.
VIII. Итог урока.
– Какие открытия сделали сегодня на уроке?
– Пригодятся ли знания, полученные вами сегодня, в вашей дальнейшей
жизни?
– С кем вы могли бы ими поделиться?
– Как вы сегодня работали на уроке