Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
города Донской
Тульской области
Номинация: «Мой открытый урок».
Класс: 6
Учитель математики: Викол Надежда Сергеевна.
Цели урока:
ü изучить формулу длины окружности, применять её при решении задач, получать значения числа π в ходе выполнения практической работы;
ü развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом;
ü прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.
Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор, банки, нитки, линейки, микрокалькуляторы.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Актуализация знаний и умений учащихся
Математический диктант. Задание на экране по вариантам. Ученики оценивают себя сами и сдают свои работы учителю.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||||||||||
1. Округлите число 32,829 до единиц, десятых, сотых. |
1. Округлите число 83,735 до единиц, десятых, сотых. |
|||||||||||
2. Найдите отношение длины ломаной АВС к расстоянию между её концами А и С. Результат округлите до десятых.
|
2. Найдите отношение длины ломаной АВС к расстоянию между её концами А и С. Результат округлите до десятых.
|
|||||||||||
3. Найдите среднее арифметическое чисел: 4,8; 6,1; 7,1. |
3. Найдите среднее арифметическое чисел: 5,3; 6,5; 6,2. |
Таблица ответов
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. 33; 32,8; 32,83 |
1. 84; 83,7; 83,74 |
2. 2,7 |
2. 2,3 |
3. 6 |
3. 6 |
Оценочные показатели
0 ошибок «5» |
1 ошибка «4» |
2 ошибки «3» |
3 ошибки «2» |
II. Создание проблемной ситуации
Учитель. Ребята! Сегодня на уроке у нас необычные гости. Давайте поинтересуемся, как они здесь появились.
Баба Яга. Как появились? Эх, ступа повредилась. Придётся к Лешему в ремонт тащить.
Ученик. Не успел и глазом моргнуть, а Баба Яга тут как тут.
Баба Яга. Починил, лохматый. Только сдаётся мне, скорость у неё не та стала. Как бы проверить?
Ученик. Очень просто. Ты полетай по кругу. Я время замечу, а скорость вычислим по формуле v = .
Баба Яга. Как же мой путь измерить? Он же не прямой!
Ученик. Эх ты! Ещё древние греки умели находить длину окружности по формуле C = πd, где d – диаметр окружности.
Баба Яга. Это что за «закорючка» в формуле?
Ученик. Это греческая буква «пи».
Учитель. Как же, ребята, найти это число π?
III. Практическая работа
Выполняется в парах. Учащиеся приносят на урок банки.
Учитель. Если «опоясать» банку ниткой, а затем её «распрямить», то длина нитки будет приблизительно равна длине окружности банки. Чтобы получить более точный результат, нужно «опоясать» банку ниткой несколько раз, а затем длину всей нити разделить на количество «опоясывающих» кругов. Затем нужно измерить диаметр окружности банки линейкой и из формулы C = πd найти неизвестный множитель π, т. е. разделить длину окружности на диаметр.
Ученики используют микрокалькулятор, округляя значения до сотых. Полученные данные заносят в таблицу, которая имеется на каждой парте.
C1 |
C2 |
C3 |
Cср |
d |
π |
|
|
|
|
|
|
Данные учащихся обобщаются в таблице.
Значение π |
||
1-й ряд |
2-й ряд |
3-й ряд |
Среднее арифметическое |
IV. Сообщение учителя
Ещё в древности людям были известны многие геометрические фигуры, в том числе окружность и круг. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Ещё тогда приходилось решать задачи на вычисление длины окружности. Сейчас известно, что значение числа π в разные времена считали разные числа. Так, в Древнем Египте (ок. 3500 лет назад) считали π = 3,16; древние римляне полагали, что π = 3,12. Все эти значения были определены опытным путём. Великий учёный Древней Греции Архимед определил, что значение π находится в следующих пределах: < π < . С помощью современных электронно-вычислительных машин число π было вычислено с точностью до миллиона знаков после запятой. Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву π использовал английский математик Джонс в 1706 г., но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа π 153 десятичных знака.
V. Сообщения учащихся
1-й ученик. Число π – это бесконечная десятичная дробь. Первые восемь цифр этого числа можно запомнить так:
три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть (3,1415926).
Или двенадцать цифр с помощью двустишия, в котором число букв в каждом слове соответствует цифре числа π:
это |
я |
знаю |
и |
помню |
прекрасно |
пи- |
лишние |
знаки |
тут |
чужды, |
напрасны |
3 |
1 |
4 |
1 |
5 |
9 |
2 |
6 |
5 |
3 |
5 |
8 |
2-й ученик. В практических расчётах редко бывает нужно знать более трёх-пяти цифр числа π. Если со временем вы их забудете, то задайте вопрос:
Что |
я |
знаю |
о |
кругах? |
3 |
1 |
4 |
1 |
6 |
Для закрепления в памяти рационального выражения π – числа Архимеда (π ≈ ) – может оказаться полезной шутка из учебника Магницкого:
Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах,
О мышах довольно юрких
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов.
Учитель. Итак, длина окружности вычисляется по формуле
C = πd = 2πr, π ≈ 3,14.
Баба Яга. Ага, научилась, научилась вычислять длину окружности! Только какой радиус нам выбрать? Подержи меня за помело, я и покручусь. В нём как раз два метра.
Ученик. Один оборот Баба Яга сделала за одну секунду. Помогите, ребята, найти скорость.
Учащиеся вычисляют скорость
S = C = 2πr = 3,14 ∙ 2 ∙ 2 = 12,56 (м),
v = = = 12,56 (м/с).
VI. Решение упражнений и задач
1. Вычислите длину окружности, если r = 5 см. (Ответ: ≈ 31,4 см)
2. Вычислите длину окружности, если d = 100 м. (Ответ: ≈ 314 м)
3. Ученики организовали соревнования по фигурному катанию на велосипедах. В этих соревнованиях нужно было проехать четыре круга по окружности радиусом 3 м. Какое расстояние проехали велосипедисты в этом виде фигурного катания? (Ответ: 75 м)
VII. Рефлексия
С помощью смайликов ребята оценивают состояние от урока; называют наиболее отличившихся.
VIII. Подведение итогов урока. Задание на дом
№ 538, 539, 560, творческое задание (придумать свою задачу)
Литература и интернет-ресурсы:
1. Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г, Сказки по математике. – М., 1994.
2. Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика, 6.
3. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика»,6/2002, издательский дом «Первое сентября».
4. http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/baba-jaga-kto-ona.html
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.