Цели урока:
Образовательные: закрепление умения учащихся прибавлять и вычитать в пределах 100, cовершенствование умения решать задачи разных видов и ориентироваться в геометрическом материале, отрабатывание навыков устных вычислений; систематизирование знаний учащихся по решению составных задач, примеров, уравнений; формирование умения работать самостоятельно, в паре, в группе.
Развивающие: развитие правильной математической речи, логического мыш ления, интеллекта, познавательных способностей учащихся,активности, внимания Воспитательные: воспитание нравственных черт личности : доброты, желания помогать, самосовершенствоваться, умения выслушать и уважать мнение другого человека в работе парами.
Урок 49. Тема: Закрепление.
Цели: закреплять у учащихся навыки применения приёмов сложения и вычитания
изученных видов, а также умения сравнивать выражения; решать задачи изученных
видов; развивать мышление детей; прививать интерес к предмету, аккуратность.
Ход урока
На уроках закрепления изученного учитель может использовать материал, данный на
с. 60, 61, 62, 63 учебника (часть 1), а также дополнительный материал. Целесообразно
на первом уроке проводить работу по заданиям, имеющимся на с. 60–61, на втором
использовать материал, данный на с. 62, на третьем – на с. 63.
В качестве устного счёта на первом уроке можно использовать:
1. Задание 8 (с. 60 учебника, часть 1).
Слагаемое
Слагаемое
Сумма
10
9
9
18
9
17
7
16
7
14
7
12
6
13
8
15
2. «Какое выражение лишнее?»
13 – 8
12 – 7
11 – 5
15 – 10
14 – 9
(Лишними могут быть выражения: 11 – 5, так как его значение равно шести, а
значения остальных выражений равны пяти, и выражение 15 – 10, так как в нём из
двузначного числа вычитается двузначное, а в остальных выражениях из
двузначного числа вычитается однозначное.)
На втором уроке дети поднимаются и спускаются по «лесенке», решают ребусы,
ставят знаки арифметических действий «+» или «–».
1. «Лесенка».
2. Ребусы.
*** – * = 94
*** – * = 92
75 + * = 75
64 – * = 64
3. Какой знак «+» или « –» пропущен?
36 * 4 * 8 = 32
36 * 4 * 8 = 4857 * 6 * 6 = 57
80 * 9 * 9 = 98
На третьем уроке дети набирают число 17, заполняют таблицу в задании 20 (с. 63
учебника, часть 1) и вставляют пропущенное число.
1. «Набери число».
2. Задание 20 (написано на доске).
Уменьшаемо
е
Вычитаемое
Разность
96
10
12
70
80
46
82
60
40
14
40
20
3. «Какое число пропущено?»
* + 15 = 20
15 – * = 8
* – 9 = 7
90 + * = 100
После устного счёта уместно провести упражнения, способствующие
закреплению навыков приёмов сложения и вычитания изученных видов.
На первом уроке это может быть задание 6 (с. 60 учебника, часть 1), которое дети
выполняют с подробным устным объяснением, и задание 3 (с. 60 учебника, часть 1),
первый столбик которого учащиеся выполняют с комментированием, а второй
самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
На втором уроке дети выполняют задание 14 (с. 62 учебника, часть 1): второй
столбик с комментированием, первый и третий в парах, с последующей фронтальной
проверкой.
На третьем уроке учащиеся, работая в группах, выполняют задания 19 и 21 (с. 63
учебника, часть 1).
Как и на предыдущих уроках, на уроках закрепления изученного особое внимание
следует уделить работе над задачами.
На первом уроке фронтально разбирается задача 4 (с. 60 учебника, часть 1), затем к
ней составляются обратные задачи.
Н а п р и м е р: В школе было 12 телевизоров. Когда несколько телевизоров увезли
ремонтировать, в школе осталось 8 телевизоров. Сколько телевизоров увезли в
ремонт?
В школе было 12 телевизоров. 4 телевизора увезли ремонтировать. Сколько
телевизоров осталось в школе?
После этой работы ученики самостоятельно решают задачу 5 (с. 60 учебника, часть
1) с последующей фронтальной проверкой.
Далее детям может быть предложена задача на смекалку (с. 61 учебника, часть 1).
На втором уроке фронтально разбирается задача 9 (с. 62 учебника, часть 1). Дети
соотносят текст задачи с чертежом и выражениями, записанными ниже.
– Какое выражение является решением задачи? (Второе.)
– Почему так считаете?
– Что узнаем, решив первое выражение? (Сколько было зелёных шариков.)
– Запишите решение задачи.
– Дайте ответ на поставленный вопрос.
Далее дети читают задачу 10 (с. 62 учебника, часть 1), выделяют условие и вопрос,
данные и искомые числа, после чего выполняют к задаче рисунок или чертёж и решают
задачу самостоятельно.
На третьем уроке работу над задачами можно начать с задания 16 (с. 63 учебника,
часть 1).
Учитель читает текст в задании.
– Это задача?
– Почему так считаете?
– Поставьте вопрос, соответствующий условию. (Сколько килограммов картофеля
продали?)
– Выберите схему, соответствующую задаче.
– Запишите задачу кратко и решите её.
– Проверьте работу друг друга.
Далее фронтально разбирается задача 15 (с. 63 учебника, часть 1): учащиеся
выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа, под руководством
учителя составляют краткую запись, затем самостоятельно решают задачу с
последующей фронтальной проверкой.
Задачу 17 (с. 63 учебника, часть 1) ученики решают самостоятельно, предварительно
выполнив к задаче рисунок или чертёж.
В качестве самостоятельной работы на первом уроке учащимся могут быть
предложены задания 1, 7 (с. 60 учебника, часть 1). Выполняя задание 1, дети повторяют
состав чисел второго десятка. Задание 7 способствует закреплению навыка решения
выражений со скобками. Также на этом уроке можно выполнить задание «Найди путь»
(с. 61 учебника, часть 1), способствующее как развитию внимания, наблюдательности
учеников, так и навыков счёта.
(Правильный путь: 26 + 3 29 – 4 25 + 2 27 + 2.)
На третьем уроке дети выполняют самостоятельно задания 18, 23 (с. 63 учебника,
часть 1).
Выполняя задание 18, ученики составляют верные равенства и неравенства,
используя предложенные выражения.Например:
19 – 5 = 5 + 9
12 + 8 = 26 – 6
19 – 5 < 12 + 8
26 – 6 > 5 + 9
И т. д.
На втором уроке детям может быть предложена работа с геометрическим
материалом. Выполняя задание 13 (с. 62 учебника, часть 1), учащиеся повторяют, как
найти периметр многоугольника.