Конспект урока по Окружающему миру
Оценка 4.6

Конспект урока по Окружающему миру

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
08.05.2018
Конспект урока  по Окружающему миру
Публикация является частью публикации:
Ломоносов.docx
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского колледж «Медведково» Конспект урока  по Окружающему миру (учебные предмет) Студентки ПНК д 41 ш – 13 Калашникова Татьяна  Гаджиева Елена Дата проведения________________ Подпись _______________ Оценка____________ Москва, 2016 Тема урока: Михаил Васильевич Ломоносов Тип урока:  Урок изучения нового материала Цель урока: Познакомить с личностью великого ученого Михаила  Васильевича Ломоносова и его вкладами в развитие образования России. Планируемые  результаты: Личностные: Проявлять активность при изучении нового материала,  развитие творческого воображения. Регулятивные:  Уметь определять и формулировать тему урока с помощью  учителя; Уметь высказывать и пояснять свою точку зрения. Познавательные: Отбирать необходимые источники информации; Находить  ответы на вопросы, используя полученную на уроке информацию; Делать  выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: Участвовать в диалоге, в работе группы; формировать  собственное мнение, аргументировать его. Учебно­методическое обеспечение (средства, оборудование):  Для учителя  Конспект урока. Презентация. Учебник ОС «Школа России» Окружающий мир 4 кл., 2 ч. Жетоны. Карточки для рефлексии.  Для ученика Учебник ОС «Школа России» Окружающий мир 4 кл., 2 ч. Информационные источники: Учебник ОС «Школа России» Окружающий мир 4 кл., 2 ч. https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_mihail_ vasilyevich_lomonosov­132487.htm Этап урока, время  Методы, приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование УУД по каждому заданию Содержание урока Организацион ный этап М­ словесный (беседа) ­Здравствуйте ребята, сегодня урок  окружающего мира проведем мы, Татьяна  Александровна и Елена Альбертовна. Приветствуют учителей. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала словесный (беседа) М­ П­ организаци онный (ответ с места / у доски) П­ техническ ий (презентац ия) ­Итак, давайте вспомним, с какой  исторической личностью мы познакомились  на прошлом уроке. ­ 1) Как звали человека, при котором Россия  была провозглашена империей? ­1) Петр 1. Слайд 1. ­ 2) В каком возрасте Петр 1 был  провозглашен царем? ­ 2) В 10 лет. ­ 3) Чем царь Петр 1 отличался от других  европейских правителей? ­ 4) Какие перемены произошли в России при  Петре 1? ­ 5) В каком месте был заложен город Петра и ­ 3) Он работал простым  мастером, чтобы постичь все  премудрости корабельного  дела. ­ 4) Новый год стал  праздноваться 1 января от  рождества Христова; Упростил азбуку­ кириллицу; Открыл новые типографии; Выпустил первую печатную  газету; Основал первый музей; Открыл первую библиотеку; Подписал указ о создании  Академии наук; Появился морской флот. ­ Презентация, учебник, жетоны Р ­ умение  контролировать  свою готовность к уроку;  осознание себя  как ученика.  П­  (общеучебные) осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме.  Р­ оценка­  выделение и  осознание  учащимися того, что уже усвоено и что  еще  нужно усвоить,  осознание  качества и  уровня  усвоения. Р­  целеполагание  как постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже известно и  усвоено  учащимися, и  того, что еще  неизвестно. Р­  планирование­  определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учетом  конечного  результата. ­ 5) В устье Невы, Санкт­ Петербург. ­ 6) В 1713 году. как этот город называется? ­ 6) В каком году город на Неве стал столицей России? ­Верно ребята, Петр 1 дал сильный толчок  развитию России. Потребность в образовании  стала ощущаться все сильнее и сильнее.  Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших.  Великое дело Петра­ развитие российской  науки­ продолжил первый российский  ученый. А его имя вы узнаете, отгадав  кроссворд. Слайд 2. ­ 1) Прозвище Петра 1? ­ 1)Великий ­ 2) Как называется крепость, с которой  началось строительство Санкт­Петербурга. ­ 2)Петропавловская  ­ 3)Как называется вторая верфь­крепость на  левом берегу Невы? ­ 3)Адмиралтейство ­ 4)Какое название носил полк Петра 1? ­ 4)Потешный ­ 5)Как называется река, на берегах которой  расположился чудесный град Петра? ­ 5)Нева ­ 6)Как называется морская крепость в Санкт­ Петербурге? ­ 6)Кронштадт. ­ 7)Как называется первый в России музей, открытый Петром 1? ­ 7)Кунсткамера. ­ 8)Дедушка русского флота. ­ 8)Бот. ­ 9)Как называется место постройки и  ремонта судна? ­ 9)Верфь. ­Итак, кто прочитает что у нас получилось? ­Ломоносов. Усвоение нового материала М­ словесный (беседа) П­ организаци онный (ответ с места / у доски) П­ техническ ий (презентац ия) П­ техническ ий (работа с учебником ) ­Верно. Слайд 12. ­Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке  на севере России, близ города Холмогоры  родился один из величайших людей России­  Михаил Васильевич Ломоносов. ­Откройте свои учебники на стр.  92,  рассмотрите карту и найдите на ней родину  Ломоносова. Слайд 13. ­Каким условным обозначением показана  родина Ломоносова? ­Выйди к доске и покажи на карте родину  Михаила Васильевича Ломоносова. ­Ребята, этот край, где прошло все детство  будущего ученого, был неприглядным, с  Рассматривают карту. ­Памятником. Ученик выходит к доске. Презентация, учебник, жетоны Л­  самостоятельно е создание  способов  решения  проблем  творческого и  поискового  характера. Р­  планирование­  определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учетом  конечного суровым климатом. Слайд 14. ­Местные жители занимались ловлей рыбы,  ведением хозяйства, они много общались с  прибывающими моряками и обладали  обширным кругозором. Слайд 15. ­Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был человеком необразованным, хотя умел читать  и писать, но считал , что сыну нужна не  книжная премудрость, а реальные знания  жизни. Он первым из местных жителей  построил себе большое двухмачтовое судно,  на котором занимался не только рыбной  ловлей, но и грузоперевозками.  ­Давайте обратимся к учебнику и узнаем, как  это повлияло на маленького Ломоносова.  Откройте страницу 101. Читаем со слов:  «Отец Ломоносова стал…».  результата. П­  (общеучебные)   осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме.  П­ (постановка  и решение  проблемы) самостоятельно е создание  способов  решения  проблем  творческого и  поискового  характера.   К­постановка  вопросов  ­инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе информации. К­умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  ­Отец Ломоносова стал брать  сына с собой на рыбные  промыслы в Белое и Баренцево моря с 10 лет. Судно  Ломоносова односельчане  прозвали «Чайка» за отличные  мореходные качества.  Михайло любил эти поездки:  на всех парусах летела  «Чайка» по водной глади,  ледяной северный ветер бил  в  лицо. Все интересовало  любознательного мальчика:  отчего стрелка компаса всегда  повернута на север? Почему задачами и  условиями  коммуникации. день сменяется ночью? Почему по небу разливается чудесное  северное сияние? Позднее  Ломоносов пытался объяснить  многие явления природы,  которые он наблюдал на  родном Севере. ­На рыбный промыслы в Белое  и Баренцево море. ­10 лет. ­«Чайка». ­За отличные мореходные  качества. ­Отчего стрелка компаса  всегда повернута на север,  почему день сменяется ночью,  почему по небу разливается  чудесное северное сияние. ­В 11­12 лет Михайло начал  постигать грамоту. А уже через два года юного Ломоносова  односельчане считали лучшим  ­Куда стал брать отец маленького  Ломоносова? ­Сколько лет было Ломоносову на тот  момент? ­Как односельчане прозвали судно  Ломоносовых? ­Из­за чего? ­Что интересовало маленького Мишу в этих  поездках? ­Верно. А для того, чтобы описать  интересующие его явления природы,  Ломоносову необходимо было знать грамоту,  которой обучила его мать, Елена Ивановна.  Но когда Миша был маленький, она умерла.  После этого, мальчик не бросил это занятие, и продолжил обучение у своего соседа. ­Ребята, давайте прочитаем в учебнике, чему  способствовало это обучение, со слов: «В 11­ чтецом. На Русском Севере к  книгам относились с  уважением. Первыми учебными книгами Ломоносова были  «Грамматика» Мелетия  Смотрицкого и «Арифметика»  Леонтия Магницкого.  ­В 11­12 лет. ­Лучшим чтецом. ­«Грамматика» Смотрицкого и  «Арифметика» Магницкого. 12 лет Михайло…» и до конца абзаца.  ­В каком возрасте Михайло начал постигать  грамоту? ­Кем считали односельчане маленького  Мишу? ­Какие книги были первыми учебными  пособиями Ломоносова? Слайд 16. ­Посмотрите на слайд, это те самые книги, по  которым занимался Михаил Ломоносов. В  настоящее время они бережно хранятся в  музее. ­В свои 12 лет Ломоносов читал лучше  сверстников: с выражением, бегло, писал без  ошибок. Но мачеха не поощряла эти занятия,  она считала что главная его обязанность­  помогать по хозяйству. Но мальчик очень  хотел учиться! И тогда он решил уйти  тайком. Когда рыбаки оправляли на санях рыбу, чтобы продать ее в городе, с ними ушел  и Ломоносов. С обозом пешком он пришел в  Москву. Хоть он много знал, поступить  учиться в какое­либо учебное заведение он не  мог, потому что был сыном простого рыбака.  А учиться могли только дети дворян. Но он  все­таки это сделал. А как, прочитаем в  учебнике на стр.102 со слов: «Назвавшись  сыном…» и  до конца абзаца. ­Назвавшись сыном  холмогорского дворянина,  Ломоносов смог поступить в  Славяно­греко­латинскую  академию. Только здесь  обучали латинскому языку­  международному языку науки  того времени.   ­Трудно ему сначала было! В то время ему  уже шел девятнадцатый год. Рядом с ним  учились дети, которым было всего 9 лет!. Он  был самым старшим, да еще был он очень  высоким. Представьте себе, что я сяду с вами  за парту и буду вместе с вами учиться.  Видите, вам смешно. Над Ломоносовым тоже  смеялись. Но он ни на кого не обращал  внимания и учился. Скоро он всех обогнал в  учебе. И над ним уже не смеялись, его  уважали. Он был очень трудолюбивым, много  знал, часто помогал тем, кто отставал в учебе. ­Учителя заметили трудолюбивого юношу, и  через несколько лет отправили его  как  одного из лучших учеников на учебу в  Петербург, затем в Германию, потому что в  России еще не было таких учебных заведений, как университет. Слайд 17. ­Это тот самый университет в Германии, где  учился Михаил Ломоносов. Здесь он изучал  металлургию (науку о металлах),  минералогию (науку о минералах), физику,  химию, начал писал оды (стихотворение,  посвященное какому­нибудь историческому  событию или герою). Учился Ломоносов  охотно и успешно, несмотря на бедность. Но  после конфликта с профессором, он покинул  университет и своим ходом добрался в  Петербург, где стал работать в Академии  наук, и позже получил должность профессора  химии. ­Ломоносов выучился и вернулся в Россию.  Он очень хотел, чтобы в России могли  учиться все, поэтому создавал школы для  бедных. Слайд 18. ­В Росси тогда не было ученого, которого бы  знали в других странах. Таким ученым стал  Михаил Васильевич Ломоносов. Он знал  очень много. Иногда некоторые люди думали,  что это не один человек, а несколько людей с  одинаковой фамилией.  ­А чем еще прославился Ломоносов, узнаем из учебника, со слов: «В самых разных  областях..». До конца страницы. ­В самых разных областях  раскрылся талант Ломоносова. Он прославился как физик,  химик, геолог, астроном,  географ, историк, поэт,  художник. Ломоносов постиг  многие тайны природы. Он  открыл атмосферу на планете  Венера. Ученый организовал  при Академии первую в России химическую лабораторию. Под его руководством построили  фабрику цветного стекла. ­Он прославился как физик,  химик, геолог, астроном,  географ, историк, поэт,  художник. ­Итак, в каких областях науки прославился  Ломоносов? ­Совершенно верно. Множество изобретений  которые используются в наши дни были  придуманы Ломоносовым. Так же он создал  всем известный телескоп слайд 19, чтобы  наблюдать другие планеты.  Он считал, что  жизнь есть не только на земле, но и на других  планетах.  ­Ломоносов также занимался творчеством.  А еще он разработал способ получения  разноцветных кусочков непрозрачного  стекла / смальты/ и из смальты создавал  прекрасные мозаики. Вы видели мозаику на  станции метро “Новослободская”? Слайд 20   Именно благодаря Ломоносову такая красота  теперь украшает наше метро. Вот из таких  цветных стеклышек Ломоносов создавал  картины.  ­А вот это уже произведения из мозаики,  которые создавал сам Ломоносов. Слайд 21. -Он   изобрел   прибор,   сквозь   который   лучше видно в темноте, машину из множества зеркал и линз, которая фокусировала солнечные лучи Слайд   22,   прибор   для   изучения   вязкости жидкостей.   Он   впервые   использовал микроскоп в химии и усовершенствовал его. Изобрел громоотвод (так же представлен на слайде),   впервые   стал   изучать   строение атмосферы   и   причины   погодных   аномалий. Для  Ломоносова   природа   была  живой,   и  он изучал ее. Ученый впервые открыл морозную атмосферу земли — криосферу.  ­Так же, Ломоносов изучал свойства стекла, создавал навигационные приборы. Ломоносов исследовал не только земную атмосферу, но и космос.   Изучал   землетрясения   и   пытался определить возраст Земли. ­Но больше всего на свете Ломоносов хотел  открыть в России университет, как в других  странах. Чтобы дети после окончания школы  могли учиться дальше и становились учеными не за границей, а у себя на Родине. И он  добился своего!  Первый в России  университет был открыт в Москве. Слайд 23. ­Указ об открытии университета был  подписал императрицей Екатериной Второй.  Этот университет был не только для дворян,  но и для разночинцев. Сам Ломоносов был не  только профессором этого университета, но и руководил университетскими гимназиями,  открытыми при МГУ. ­Но потом это здание не стало вмещать всех  желающих учиться. И уже в наше время было  построено еще одно здание на Воробьевых  горах. Слайд 24. ­Трудно себе представить, как один человек  мог так много сделать в самых разных  областях знаний. ­Как о Ломоносове писал Пушкин, прочитаем  в учебнике на стр.103 со слов: «Великий  русский поэт» и до конца абзаца. ­Великий русский поэт  Александр Сергеевич Пушкин  писал о Ломоносове: «Он  создал первый русский  университет.. Он, лучше  сказать, сам был первым нашим университетом». ­Первым нашим  университетом. Потому что он  открыл первый в России  Университет.  ­Так как же называл Пушкин Ломоносова?  Почему так? ­Ребят, посмотрите на кабинет Ломоноса в  учебнике на стр. 103 или на слайде. Описывают кабинет  Ломоносова. Слайд 25. ­Скажите, что вы видите? ­Верно, кабинет Михаила Ломоносова был  довольно простым и без лишних деталей, под  рукой только все самое необходимое для его  работ. ­Да. ­До конца своих дней Михаил Ломоносов  работал над воплощением своих  многочисленных идей, он любил Россию и  трудился для ее детей. Вы только  представьте, каким великим человеком был  Ломоносов. Как вы думаете, должны мы  помнить и чтить его? ­Вот и правительство нашей страны считает  так же, как и вы, и поэтому ведущие  скульпторы России возвели памятники  Михаилу Ломоносову.  ­В Москве он установлен на Воробьевых  горах, можете посмотреть на слайд. Слайд 26. ­Установлен памятник рядом со зданием  Московского Университета, на улице,  названной в честь Ломоносова.  ­Посмотрите, что он держит в руках? ­Верно. Они символизируют правила и  принципы работы, созданного его усилиями  университета. ­А в учебнике на 101 странице или на слайде,  вы можете рассмотреть памятник  Ломоносову, установленный в Санкт­ Петербурге. ­Перо и бумагу. Слайд 27. ­Установлен памятник возле Санкт­ Петербургского государственного  университета. Это место для открытия  памятника было выбрано не случайно, ведь  Михаил Васильевич был студентом этого  университета. ­Но это не единственная память об этом  выдающемся человеке,  давайте прочитаем  что же еще хранит память о нем, в учебнике,  со слов: «В наши дни…». ­В наши дни российским и  иностранным ученым за  выдающиеся работы в области  естественных наук  присуждается золотая медаль  имени М.В.Ломоносова. ­За выдающиеся работы в  области естественных наук. М­ словесный (беседа) П­ организаци онный (ответ с места / у доски) ­Посмотрите на слайд.  Слайд 28. ­Вот как выглядит эта медаль. ­А за что она присуждается? ­Совершенно верно. Так же, его именем  названа деревня, где он родился, его именем  называют школы, гимназии.Во многих городах есть улицы, проспекты, названные его именем. В Москве тоже есть Ломоносовский  проспект. ­В рыбацкой деревушке на  севере России, близ города  Холмогоры. ­Его мама. ­Из­за того что мачеха не Слайд 29. поощряла его занятия  грамматикой и чтением. ­ А сейчас вспомним, что же вы узнали о  Михаиле Васильевиче Ломоносове?  ­В Славяно­греко­латинскую  академию. ­Итак ребята, где родился М.В.Ломоносов? ­В Петербурге и Германии. Отвечают на вопросы учителя. ­Открыл первый в России  университет. ­В том что там могли учиться  не только дворяне, но и  разночинцы. ­Памятники в Москве, Санкт­ Петербурге, медаль имени  Ломоносова. ­Наш первый университет. ­Кто обучил маленького Мишу грамоте? ­Из­за чего ему пришлось уйти из дома? ­Куда поступил Ломоносов в 19 лет? ­А где еще он обучался? ­Какими изобретениями прославился  Ломоносов? ­Какой самый главный вклад в образование  России внес Ломоносов? ­В чем была особенность этого университета? ­В чем сохранилась память о Ломоносове? ­Как называл Ломоносова Александр  Жетоны,  карточки для  рефлексии. Л­  самостоятельно е создание  способов  решения  проблем  творческого и  поискового  характера. Р­  планирование­  определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учетом  конечного  результата. П­  (общеучебные)   осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме.  П­ (постановка  Подведение итогов и решение  проблемы) самостоятельно е создание  способов  решения  проблем  творческого и  поискового  характера.   Сергеевич Пушкин? ­Когда вы будете учиться, не все сразу у вас  будет получаться. Но вы помните: если вы  будете трудиться, вы сможете многого  добиться. Сейчас не надо идти пешком много­ много дней, чтобы учиться в школе. Надо  просто стараться, много читать и вы будете  многое знать. И может быть кто­то из вас  тоже станет знаменитым ученым и прославит  Россию, как это прославил ее Михаил  Васильевич Ломоносов. Слайд 30. ­Верно. Ребята, а теперь подсчитайте свои  жетоны. ­Поднимите зеленую карточку, если вы  набрали 5 или более жетонов. ­Поднимите желтую карточку, если вы  набрали менее пяти жетонов.  ­И поднимите красную карточку, если вы не  набрали ни одного жетона за урок. Похвалить самого активного ученика. ­Всем спасибо, урок окончен!

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018