Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока.doc
Учитель: Савичева Татьяна Юрьевна. 3 класс, окружающий мир. УМК «Начальная школа. XXI век». Тема: Верования древних славян. Цель: знакомство учащихся со славянскими божествами далёких предков. Задачи: ­ воспитывать чувство гордости за свой народ, сохранивший самобытность  русской культуры; ­ развивать интерес к историческому материалу и предмету в целом; ­ развивать умение работать в группе; ­ развивать речь, мышление, воображение учащихся. Оборудование: ­ учебник «Окружающий мир», вторая часть; ­ рабочая тетрадь №2; ­ компьютер, мультимедийный проектор, экран; ­ презентация «Во что верили славяне»; ­ рисунки с изображениями духов и богов; ­ толковый словарь В. Даля; ­ карточки: язычество, язычник, язычница, берегини, обереги; ­ листы ожидания; ­ книга М. Семёновой «Мы – славяне»; ­ книга Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»; ­ сувениры: домовой, обереги;  ­ славянский сарафан  и мужская рубаха; ­ карточки с изображением оберегов.Этапы урока Организационный  момент. Целеполагание. Сообщение темы  урока. Объяснение  нового. Ход урока Содержание урока ­ Урок окружающего мира. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку… ­ Начнём сегодняшний урок с прочтения определения,  записанного на доске. Это поможет вам определить тему  нашего урока. Дать правильный ответ вам помогут наши  уроки «Истоки».  ……… – твёрдое убеждение, живёт в каждом  человеке, освещает дорогу жизни. ­ Итак, что это? (Вера). ­ Сегодня мы будем знакомиться с тем, во что верили  древние славяне. На доске: Верования древних славян. ­ Вспомните, кто такие древние славяне? ­ Подумайте, обсудите в группах, сформулируйте и  запишите на листках ожидания, на какие бы вопросы вы  хотели получить сегодня ответы. ­ Как вы считаете, почему у наших предков славян  возникла вера во множество духов и богов? ­Наши предки ещё не могли объяснить, почему случаются бедствия, вызванные капризами при роды, засухи,  приносящие голод, наводнения, губившие урожай, ливни  и грозы, пожары из­за ударов молнии. Все непонятные  изменения в природе они приписывали таинственным  силам – злым, если они оборачивались бедами и  лишениями, и добрым, если они приносили радость и  благополучие. Поэтому славяне считали, что этих злых и  добрых духов следует задабривать, почитать, склонять их на свою сторону. Например, наши предки почитали домовых. (На доске открывается картинка с изображением  домового, рассказывает подготовленный ученик.) ­ В настоящее время мы можем объяснить, что пожар  случался не по вине домового, а по вине самих людей, их  неосторожного обращения с огнём, и об этом мы многоСлайд 1. говорим на уроках ОБЖ, а раньше всё приписывалось  сверхъестественным силам. Но отголоски этих верований дошли и до наших дней.  (Учитель показывает сувенир «Домовой».) ­ У многих из нас в наших квартирах есть симпатичный  старичок. Но только он выполняет больше роль сувенира, чем божества. ­ Присутствуют домовые и в сказках, мультфильмах.  Вспомните известный мультфильм.  (Домовёнок Кузя») ­ Каким он показан? (добрый, весёлый, озорной) ­ Следующее божество, дух, о котором мы будем  говорить, жил в лесу. Попробуйте сами его назвать. (На доске открывается картинка с изображением  лешего, рассказывает подготовленный ученик.) ­ В лесных болотах тоже жило божество. Сделайте  предположение, кто это? Кикимора, она тоже любила делать маленькие пакости  людям, её нужно было побаиваться. Вот как она показана  в книге Э. Успенского «Вниз по волшебной реке». Эта  маленькая женщина­невидимка могла проникнуть даже в  жилища, где по ночам беспокоила детей, пугала  домашних животных. Откуда же пришло это название?  «Шишимора» ­ божество сна и ночных привидений. Злой  дух. Об этом свидетельствует вторая часть слова «Мора» ­ богиня смерти. Но всё же кикимора – не смерть. Если  кикимора проказничает и злится, беспокоит по ночам  малышей, путает оставленную на ночь пряжу – ещё не  значит, что кто­то умрёт. Кикимора – слабое отражение  страха смерти. ­ Чем, кроме земледелия и охоты, занимались славяне? (рыболовством) ­ Славяне почитали обитателя и хозяина речных вод –  водяного. (На доске открывается картинка с изображением  водяного, рассказывает подготовленный ученик.) ­ Кроме водяного в реках водились русалки. По вечерам,  особенно весной, они выходили из воды и бродили по  земле недалеко от реки. Славяне считали, что русалки –  это души умерших, которые не попали в подземноеСлайд 2. Слайд 3. Расширение  знаний. царство мёртвых. Их нужно опасаться, потому что они  могли завлечь случайного путника в реку или озеро и  погубить его. ­ А как вы себе представляете русалок? Дайте словесный  портрет. ­ Как же они выходили на берег? Изображение  (представление) разное. Но не всегда русалкам  предписывались злые силы. Долгое время они считались  берегинями. (На доске вывешивается карточка.) ­ Как вы думаете, почему их так называли? От какого  слова произошло это название? ­ Берегини – оберегали, помогали странствующему,  плывущему, терпящему бедствие добраться до берега. Физкультминутка. ­ Из загробного мира приходили на землю злые духи. Их  называли упыри. А вот добрых духов, которые могли  защитить людей от этих злых духов, так же называли  берегинями. То есть, это были не только русалки. ­ А чтобы добрые духи берегини могли защитить людей  от злых духов, славяне надевали на себя обереги –  специальные амулеты. ­ Оберегов было множество. (Учитель показывает обереги – «шуршук», «глиняная  берегиня» и др.) ­ У кого дома есть обереги? Какие? ­ Некоторые обереги можно разделить на группы. У вас  на столах на карточках представлены разного вида  обереги. 1). Обереги­коньки. 2). Обереги­птицы. 3). Обереги – маленькие копии предметов домашнего  обихода. 4). Обереги – изображения оружия. 5). Круглые привески­обереги. 6). Привески­лунницы. ­ Многие обереги делились на женские и мужские.  Попробуйте это сделать в своих группах. ­ А я вам покажу, как их носили наши предки. Мне  помогут… (Каждая группа высказывает своё мнение по каждому виду оберегов. Выходят ученик и ученица в славянскойОбъяснение  нового. Слайд 4. рубахе и сарафане, учитель прикрепляет изображения  оберегов к тому месту, где их носили).   ­ Кроме духов, славяне верили в богов: добрых, если они  делают хорошие дела для людей, и злых, приносящих  несчастья. Боги были главные и неглавные, сильные и  слабые. О них мы прочитаем в учебнике с. 120. ­ О некоторых из них мы поговорим подробнее.  (Рассказ подготовленного ученика о Перуне,  открывается рисунок с изображением идола.) ­ Продолжим чтение статьи учебника. ­ Во многих славянских землях в честь богов не только  водружали статуи­идолы, но и возводили святилища.  Славяне устраивали и праздники в честь своих богов.  (На доске открывается картинка.) ­ И весной, во время пробуждения природы, и летом, в  период жарких дней, и осенью, после сбора урожая. Они  водили хороводы вокруг костра, прыгали через огонь. А  зимой, особенно в конце декабря, когда день перестаёт  убывать, и солнышко всё чаще и чаще поднимается над  горизонтом, славяне праздновали отступление стужи. ­ Такая религия славян, вера во многих богов, называется  язычеством (выставляется карточка). ­ Зачитаем значение этого слова в толковом словаре. ­ Людей, придерживающихся этой религии называли  язычник, язычница. Закрепление  изученного. ­ Выполните задание в тетради с.16, №35. 1 этап – самостоятельный 2 этап – групповой ­ Проверим, как вы выполнили задание. ­ Разгадайте кроссворд в группе. ­ Возьмите свои листы ожидания. Получили ли вы ответы  на свои вопросы. (2­3 ученика зачитывают свои вопросы,  делают выводы) Домашнее  задание. Слайд 5. 1) Общее задание. Подготовить пересказ статьи учебника с 120­121. 2) Групповое задание. У славян было четыре бога солнца; подготовить  сообщение о каждом: 1 группа – Ярило2 группа – Даждь­Бог 3 группа – Световит 4 группа – Хорс 3) Индивидуальное задание (по желанию). Подготовить сообщение о любом духе или боге, о  котором не говорили на уроке.  ­Найти материал вы сможете в дополнительной  литературе. Слайд 6.