У р о к 78.
СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ ДЛИНЫ
Цели: закреплять знания соотношений единиц длины; учить переводить из одних единиц в другие, складывать величины, умножать и делить именованные числа на натуральное число; совершенствовать навыки решения задач на нахождение площади прямоугольника и периметра; развивать умение сравнивать величины.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 78.
СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ ДЛИНЫ
Цели: закреплять знания соотношений единиц длины; учить переводить из
одних единиц в другие, складывать величины, умножать и делить
именованные числа на натуральное число; совершенствовать навыки решения
задач на нахождение площади прямоугольника и периметра; развивать умение
сравнивать величины.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 292 (б).
Найдите ошибки и исправьте их.
2
813м
545дм
2
1358м
2
5018 дм
7 250 дм
13268 дм
2
31 см
27 см
58 см
2
8м 4 дм 5 см
6дм
8м 10 дм 5 см
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Найдите лишнюю величину в каждой строке.
а) 91 см, 85 дм, 73 м, 39 м2, 736 мм.б) 36 км, 5 м2, 7 м2, 9 см2, 89 дм2.
в) 38 см, 47 дм, 105 м, 13 кг, 608 мм.
2. Увеличьте каждую величину в 3 раза и заполните т а б л и ц у:
50 м
32 см2
19 м2
80 дм2
102 см
201 мм
3. Дополните каждую величину до 1 метра:
23 см + = 1 м
5 дм + = 1 м
15 мм + = 1 м
115 мм + = 1 м
4. З а д а ч а.
Выразите в километрах и метрах высоту полета самолета ТУ154:
12 300 м.
Размеры экранов телевизоров указаны в миллиметрах. Выразите их в
сантиметрах.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 297).
– Наложите прозрачный лист бумаги на страницу учебника и сравните
величины.
– Объясните, как рассуждали.
– Какие величины сравнивать нельзя? Почему? (Нельзя сравнивать 35 м и
32 м2, 54 км и 52 кг, так как в первом случае слева – длина, а справа –
площадь, во втором случае слева – длина, а справа – масса.)
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е.
– Увеличьте величины, записанные справа, в 5 раз.
З а п и с ь:
73 км
365 км
8 см
40 см
32 м2
160 м2
49 дм
245 дм
55 м
275 м
52 кг
260 кг
– Какие величины, записанные слева, можно уменьшить в 5 раз?
– Почему это задание сложно решить для величины 83 мм, но совсем
нетрудно для величины 54 км? (83 мм – здесь использованы самые
маленькие единицы длины, а числовое значение не делится на 5, значит,нужно выражать эту величину в еще более мелких единицах. А 54 км
можно выразить в метрах. Получится 54 000 м. Такую величину можно
уменьшить в 5 раз.)
– Чтобы уменьшить 83 мм в 5 раз, можно воспользоваться еще более
мелкой единицей длины. Это микрон. 1 мм – это 1000 мк. Отрезок, равный 1
мк, можно увидеть только под микроскопом. Если 83 мм выразить в
микронах, то получим 83 000 мк. Эту величину не сложно уменьшить в 5 раз и
получить ответ в микронах.
З а п и с ь:
7300 мм
1460 мм
83 мм
16600 мк
35 м
7 м
480 см
95 см
540 дм
108 дм
54 км
10800 м
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 298.
– Представьте каждую величину в миллиметрах.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Запишите все величины, выраженные в миллиметрах, в порядке
возрастания.
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е.
– Найдите сумму длин в левом столбике.
З а п и с ь: 3 дм 4 см + 37 см 8 мм + 207 см 3 мм.
– Объясните, как рассуждали.
Учащиеся (рассказывают).
I с п о с о б
– Сложим сначала миллиметры: 8 мм + 3 мм = 11 мм = 1 см 1 мм; затем
сантиметры: 4 см + 37 см + 207 см = 248 см = 24 дм 8 см.
Не забыть 3 дм! Всего получим: 24 дм 8 см + 3 дм + 1 см 1 мм = 27 дм 9
см 1 мм.
II с п о с о б– Можно представить каждую величину в миллиметрах, сложить все
величины. Полученную величину – в более крупных единицах.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Начертите прямоугольник со сторонами 8 см и 4 см. Вырежьте его и
разрежьте на треугольники. Из них сложите другой прямоугольник. Чему
равна его площадь? Изменилась ли площадь прямоугольника?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 299.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
Длина
65 см
Ширина
1 дм 7 см
Площадь
?
– Самостоятельно запишите решение задачи выражением.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
а) (65 + 17) ∙ 2
– Что обозначает число 10? (1 дм = 10 см – ширина прямоугольника.)
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 300.
– Прочитайте задачу.
– Как вычислить периметр квадратного участка? (Длину стороны
б) (65 + 10) ∙ 2
умножать на 4.)
– Что необходимо выполнить перед умножением величины 7 м 5 дм на 4?
(Выразить в дециметрах.)
– Самостоятельно запишите решение задачи.
З а п и с ь:
7 м 5 дм = 75 дм75 дм ∙ 4 = 300 дм
75
4
300
300 дм = 30 м
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 301.
– Выберите схему, которая соответствует данной задаче.
– Объясните, что обозначает каждый отрезок.
(Длина и ширина
прямоугольника.)
– Что обозначают величины 28 м и 14 м? (Так как периметр – 28 м
(это две длины и две ширины), то 14 м – это одна длина и одна ширина.)
– Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Р е ш е н и е:
1) 14 – 8 = 6 (м) – ширина и длина.
2) 6 : 2 = 3 (м) – ширина.
3) 14 – 3 = 11 (м) – длина.
4) 3 ∙ 11 = 33 (м2) – площадь.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 550, № 297 (величины правого столбика (б)
увеличить в 9 раз).