Урок 16. Стихотворения об осени
Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями К. Баль¬монта, А. Плещеева, А. Фета; развивать речь учащихся, об¬разное мышление, внимание к слову; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 16. Стихотворения об осени
Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А.
Плещеева, А. Фета; развивать речь учащихся, образное мышление,
внимание к слову; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
I.Организационный момент
II.
Речевая разминка
Ход урока
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху
льет, а снизу метет.
Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу. Как вы ее понимаете?
(Дети объясняют смысл пословицы.)
Работа над четким проговариванием; чтение скороговоркой.
III. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени
первоначальный...»
IV. Новая тема
1. Слово учителя о жизни и творчестве К. Бальмонта.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями!
русских поэтов об осени. Откройте учебники на странице 69. Прочитайте
имя автора, чье стихотворение мы будем читать. (К. Бальмонт.)
Константин Дмитриевич Бальмонт
поэт,
критик, переводчик.
Родился и вырос в помещичьей семье.
Отец Дмитрий Константинович Бальмонт земский дея
тель.
Мать Вера Николаевна Лебедева высококультурная
женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.
(18671942)
2.Учитель читает стихотворение «Поспевает брусника...»
Понравилось вам стихотворение?
Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.
Найдите значение слова «благовонье».
(Благовонье приятный,
ароматный запах.)
О ком можно сказать «проснется и заплачет»? (Так можно сказать о
ребенке.)
К кому поэт относит эти слова? (К осени.) Как вы представляете себе эту картину?
3.Выразительное чтение стихотворения.
V.Физкультминутка
VI. Чтение стихов А. Плещеева
1.Знакомство с творчеством А. Плещеева.
Прочитайте
самостоятельно
(Самостоятельное чтение детьми.)
следующее
стихотворение.
Кто автор стихотворения? (А. Плещеев.)
Алексей Николаевич Плещеев (18251893) поэт, переводчик, прозаик,
Родился в семье небогатого
литературный и театральный критик.
провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода.
Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его
отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его
воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать
сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.
2. Выразительное чтение. Словарная работа.
Кто прочитает стихотворение вслух? (Читает ученик.)
Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?
Какие слова непонятны?
озимь озимый посев, его всходы.
озимый об однолетних растениях: засеиваемый осенью,
зимующий под снегом.
Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с
грустью, неторопливо?
Выразительное чтение стихотворения.
VII. Стихотворение А. Фета
1.Чтение стихотворения А. Фета.
И еще одно стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета
«Ласточки пропали...»
Учитель читает стихотворение.
2.После чтения.
По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?
Найдите строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие
осенние замирания природы.
3.Выразительное чтение стихотворения.
VIII. Итог урока
Какие стихи прочитали?
Какой теме они посвящены?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение.