Тема урока: Шиповые столярные соединения (7 класс, раздел «Технология создания изделий из древесины»)
Тип урока: Урок изучения нового материала и практического закрепления приобретенных знаний.
Цель урока: создание условий для практического освоения учащимися приемов выполнения шиповых столярных соединений.
Задачи:
• создать условия для ознакомления учащихся с понятием «долбление», его практической значимостью, видами применяемых стамесок, оборудования и приемами работы;
• способствовать приобретению практического опыта и начальных умений работы со столярным инструментом;
• создать условия для развития у учащихся способности оценивать свою деятельность, анализировать, выделять и исправлять допущенные ошибки;
• создать условия для воспитания эстетического вкуса, самостоятельности, аккуратности
• содействовать воспитанию настойчивости в достижении целей, самостоятельности при выполнении заданий
«Шиповые столярные соединения (изготовление киянки)»
Проект урока в 7 классе
Тема урока: Шиповые столярные соединения (7 класс, раздел «Технология
создания изделий из древесины»)
Тип урока: Урок изучения нового материала и практического закрепления приобретенных
знаний.
Цель урока: создание условий для практического освоения учащимися приемов
выполнения шиповых столярных соединений.
Задачи:
создать условия для ознакомления учащихся с понятием «долбление», его
практической значимостью, видами применяемых стамесок, оборудования и
приемами работы;
способствовать приобретению практического опыта и начальных умений работы со
столярным инструментом;
создать условия для развития у учащихся способности оценивать свою
деятельность, анализировать, выделять и исправлять допущенные ошибки;
создать условия для воспитания эстетического вкуса, самостоятельности,
аккуратности
содействовать воспитанию настойчивости в достижении целей, самостоятельности
при выполнении заданий
Планируемые образовательные результаты:
1Предметные: освоят приемы выполнения шипового соединения, работы со столярным
инструментом и сопутствующими приспособлениями, научатся планировать свою
деятельность и выполнять операции разметки и долбления
Метапредметные:
регулятивные умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
определять последовательность выполнения операций;
коммуникативные умение работать в группе при выполнении задания, умение вести
сотрудничество с учителем;
познавательные умения ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Личностные умение провести самоанализ выполненной работы, развивать навыки и
приемы рационального, экономичного и безопасного труда
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
Методы: объяснительноиллюстративный, метод проблемного изложения
Наглядные пособия:
учебники «Технология» 7 класс;
рабочая тетрадь «Технология» 7 класс;
плакаты по технологии
технологическая карта «Изготовление столярной киянки».
Оборудование:
столярная ножовка
верстак столярный
штангенциркуль
рейсмус
рубанок
стамеска
долото
заготовки древесины
разметочный инструмент
Новые термины: долото, долбление, проушина, шип
Место проведения занятия: столярная мастерская
Продолжительность занятия: 40 минут
Этапы урока
Деятельность учителя
(в соответствии со
структурой
учебной
деятельности)
Планируемая деятельность
учащихся
2Организационный
момент
Приветствие учащихся.
Приветствие учителя
Отметка отсутствующих в классе в журнале с
помощью дежурных учащихся.
Назначение дежурных
Дети приветствуют учителя.
Актуализация
знаний:
Цель:
Систематизация
знаний по
пройденному
материалу.
Вводный
инструктаж
Выявление темы
урока и цели занятия
Для чего производят разметку?
Отвечают на вопросы
Какие инструменты применяются для
разметки?
В каких случаях применяют соединения
деталей из древесины на гвоздях, шурупах,
клее?
Какие виды соединений являются наиболее
прочными?
Проверка домашнего задания
Постановка проблемного вопроса,
связующего предыдущий урок и новую тему.
Дорогие ребята!
Сегодня мы будем рассматривать очень
интересную тему, но пока я ее не озвучу.
Обозначить ее мы попробуем с вами вместе.
Давайте сформируем группы по 4 человека и
попробуем найти и озвучить ответы на
следующие вопросы:
Какие действия совершает столяр, когда
начинает собирать деревянный ящик, оконную
раму, табуретку?
(Учитель записывает на доске перечисленные
учащимися действия: пилит, стругает, долбит и
т.д.)
Какие строительные материалы нужны для
выполнения перечисленных действий?
(Ответы учащихся: доски, бруски, ДВП, ДСП и
Формулируют тему урока и
записывают её в тетрадь
Ставят цель: Познакомиться с
правилами и приемами
выполнения шиповых
столярных соединений
3т.д.)
Чтобы работать с перечисленными
материалами, необходимо произвести разные
действия. Но какое из них является главным
для скрепления деталей и придания
конструкции прочности?
(Ответ учащихся: соединение, шиповое
соединение)
А что такое шиповое соединение?
(Варианты ответов учащихся)
Работаем в группах. Сформулируйте тему
нашего сегодняшнего урока? (Учитель
совместно с обучающимися формулирует и
фиксирует на доске тему занятия – Шиповое
столярное соединение)
Чему же мы должны научиться на этом уроке,
какова его цель?
1. Научиться выполнять операции разметки
2. Научиться правильно выполнять операцию
долбления (работать долотом, стамеской)
3. Познакомиться с применяемым
инструментом
4. Выполнить шиповое соединение и т.д.
Записывает цели урока на доске.
Зафиксируйте эти цели.
Перед началом работы давайте вспомним
правила техники безопасности при проведении
столярных работ в мастерской.
Давайте ознакомимся с правилами ТБ,
действующими при работе с новым для вас
инструментом – долотом и стамеской.
Что же такое долбление и шиповое
соединение? Запишите эти определения в
тетрадь. Как же нам правильно производить
операцию шипового соединения?
Что для этого необходимо?
Давайте подумаем, в какой
последовательности необходимо выполнять
шиповое соединение. Для ответа на этот
вопрос мы поработаем в группах. Каждая из
групп должна представить свой вариант
Учащиеся фиксируют цели
урока
Вспоминают и озвучивают
правила техники безопасности.
Знакомятся с новыми
правилами ТБ.
Высказывают предположения
на поставленные вопросы,
фиксируют определения
Обсуждают заданный вопрос и
пытаются выполнить
предложенное задание в
группе
4
Актуализация
знаний и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии
и выход из негоВыявление места и
причины
затруднения.
Практическая
работа
решения этого вопроса. Выслушиваем варианты
ответов одного представителя от каждой
группы. Какие возникли затруднения?
(Сравнивают свои варианты с
последовательностью действий, предложенной
учителем)
Найдите в последовательности операций
выполнения шипового соединения то, что вы
упустили.
А теперь, зная правильную
последовательность, давайте попробуем
произвести разметку и выполнить шиповое
столярное соединение на примере киянки.
(Переключение с работы в группах на работу в
парах)
Какие у вас возникли проблемы и
затруднения? Почему?
Найдите и исправьте те ошибки, которые
допустили в своей работе.
Помимо ножовок и заготовок у вас на
верстаках находятся долота и стамески.
Каково их предназначение? Каким образом с их
помощью можно сделать шип и проушину?
Если приспособления можно применить для
этой цели, то покажите как? Посмотрим, всё ли
у вас получилось, и в чём возникли
затруднения. Давайте попробуем разметить
заготовку.
Задание 1 (для каждой пары):
Ознакомиться с технологической картой на
изготовление киянки. Выполнить разметку,
рассчитать длину шипа, выстрогать ручку для
киянки
Задание 2 (для каждой пары):
Используя долото, закрепить заготовку и
выдолбить проушину. Проконтролировать
качество проделанной работы с помощью
линейки и штангенциркуля. Подогнать
стамеской или напильником шиповое
соединение. Произвести крепление соединения.
Выполняют предложенное
задание.
Советуются с членами своей
группы.
Получают заготовки, долота,
стамески и приспособления.
Приступают к работе в парах
Сравнивают свою работу с
представленными образцами, с
материалами в учебнике.
Обсуждают заданный вопрос
Пытаются выполнить
предложенное задание каждый
учащийся самостоятельно
Работа в парах
Работа в парах
Закрепление
изученного
Групповая работа с текстом учебника,
выделение и фиксация последовательности
Работают в группах,
формулируют и записывают
5материала
действий при выполнении шипового столярного
соединения и правил техники безопасности.
последовательность работ в
тетрадь
Рефлексия
учебной
деятельности
Домашнее задание
Оцени свою работу на уроке при выполнении
практической работы (без ошибок – «5», 13
ошибки – «4», 45 ошибок – «3», больше 5
ошибок – «2»)
Подведение итогов занятия:
Достигли ли мы с вами поставленной цели?
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Чему вы научились на уроке?
Замечания учителя по работе учащихся.
1.Дома вам предлагается поработать с текстом
учебника (§ 12, стр. 8588), составить таблицу
«Виды шиповых соединений и примеры их
применения».
2.Выучить правила техники безопасного труда
при выполнении шиповых столярных
соединений (работы с долотом и стамеской).
Самооценка.
Определяют своё
эмоциональное состояние на
уроке
Предлагается записать отзывы
родителей в тетрадях
6