Конспект урока "Шиповые столярные соединения (изготовление киянки)" 7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Шиповые столярные соединения (7 класс, раздел «Технология создания изделий из древесины») Тип урока: Урок изучения нового материала и практического закрепления приобретенных знаний. Цель урока: создание условий для практического освоения учащимися приемов выполнения шиповых столярных соединений. Задачи: • создать условия для ознакомления учащихся с понятием «долбление», его практической значимостью, видами применяемых стамесок, оборудования и приемами работы; • способствовать приобретению практического опыта и начальных умений работы со столярным инструментом; • создать условия для развития у учащихся способности оценивать свою деятельность, анализировать, выделять и исправлять допущенные ошибки; • создать условия для воспитания эстетического вкуса, самостоятельности, аккуратности • содействовать воспитанию настойчивости в достижении целей, самостоятельности при выполнении заданий
Иконка файла материала конспект.docx
«Шиповые столярные соединения (изготовление киянки)» Проект урока в 7 классе Тема урока: Шиповые столярные соединения (7 класс, раздел «Технология создания изделий из древесины»)   Тип урока: Урок изучения нового материала и практического закрепления приобретенных знаний. Цель урока:  создание  условий  для практического  освоения учащимися  приемов выполнения шиповых столярных соединений.      Задачи: создать   условия   для   ознакомления   учащихся   с   понятием   «долбление»,   его практической   значимостью,   видами   применяемых   стамесок,   оборудования   и приемами работы; способствовать приобретению практического опыта и начальных умений работы со столярным инструментом;  создать   условия   для   развития   у   учащихся   способности   оценивать   свою деятельность, анализировать, выделять и исправлять допущенные ошибки;  создать   условия   для   воспитания   эстетического   вкуса,   самостоятельности, аккуратности содействовать воспитанию настойчивости в достижении целей, самостоятельности при выполнении заданий Планируемые образовательные результаты: 1Предметные: освоят приемы выполнения шипового соединения, работы со столярным  инструментом и сопутствующими приспособлениями, научатся планировать свою  деятельность и выполнять операции разметки и долбления Метапредметные: регулятивные ­ умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с  помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;  определять последовательность выполнения операций; коммуникативные ­ умение работать в группе при выполнении задания, умение вести  сотрудничество с учителем; познавательные ­  умения ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного   с   помощью   учителя;   добывать   новые   знания;   находить   ответы   на   вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Личностные  ­  умение   провести   самоанализ   выполненной   работы,   развивать   навыки   и приемы рационального, экономичного и безопасного труда Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая Методы: объяснительно­иллюстративный, метод проблемного изложения Наглядные пособия:     учебники «Технология» 7 класс; рабочая тетрадь «Технология» 7 класс; плакаты по технологии технологическая карта «Изготовление столярной киянки». Оборудование: столярная ножовка верстак столярный    штангенциркуль       рейсмус рубанок стамеска долото заготовки древесины разметочный инструмент  Новые термины: долото, долбление, проушина, шип Место проведения занятия: столярная мастерская        Продолжительность занятия: 40 минут Этапы урока Деятельность учителя (в соответствии со структурой учебной деятельности) Планируемая   деятельность учащихся 2Организационный момент Приветствие учащихся. Приветствие учителя Отметка отсутствующих в классе в журнале с  помощью дежурных учащихся. Назначение дежурных Дети приветствуют учителя. Актуализация  знаний: Цель:  Систематизация  знаний по  пройденному  материалу. Вводный  инструктаж  Выявление темы  урока и цели занятия ­ Для чего производят разметку? Отвечают на вопросы ­   Какие   инструменты   применяются   для разметки? ­   В   каких   случаях   применяют   соединения деталей   из   древесины   на   гвоздях,   шурупах, клее? ­   Какие   виды   соединений   являются   наиболее прочными? Проверка домашнего задания Постановка проблемного вопроса,  связующего предыдущий урок и новую тему. Дорогие ребята! Сегодня мы будем рассматривать очень  интересную тему, но пока я ее не озвучу.  Обозначить ее мы попробуем с вами вместе. Давайте сформируем группы по 4 человека и  попробуем найти и озвучить ответы на  следующие вопросы: ­ Какие действия совершает столяр, когда  начинает собирать деревянный ящик, оконную  раму, табуретку? (Учитель записывает на доске перечисленные  учащимися действия: пилит, стругает, долбит и т.д.) ­ Какие строительные материалы нужны для  выполнения перечисленных действий? (Ответы учащихся: доски, бруски, ДВП, ДСП и Формулируют тему урока и  записывают её в тетрадь Ставят цель: Познакомиться с  правилами и приемами  выполнения шиповых  столярных соединений 3т.д.)  ­ Чтобы работать с перечисленными  материалами, необходимо произвести разные  действия. Но какое из них является главным  для скрепления деталей и придания  конструкции прочности? (Ответ учащихся: соединение, шиповое  соединение) ­ А что такое шиповое соединение?  (Варианты ответов учащихся) ­ Работаем в группах.  Сформулируйте тему  нашего сегодняшнего урока? (Учитель  совместно с обучающимися формулирует и  фиксирует на доске тему занятия – Шиповое  столярное соединение) ­Чему же мы должны научиться на этом уроке,  какова его цель? 1. Научиться выполнять операции разметки 2. Научиться правильно выполнять операцию  долбления (работать долотом, стамеской) 3. Познакомиться с применяемым  инструментом 4. Выполнить шиповое соединение и т.д. Записывает цели урока на доске. ­ Зафиксируйте эти цели.  ­ Перед началом работы давайте вспомним  правила техники безопасности при проведении  столярных работ в мастерской.  ­ Давайте ознакомимся с правилами ТБ,  действующими при работе с новым для вас  инструментом – долотом и стамеской. ­ Что же такое долбление и шиповое  соединение? Запишите эти определения в  тетрадь. Как же нам правильно производить  операцию шипового соединения?  ­ Что для этого необходимо? ­Давайте подумаем, в какой  последовательности необходимо выполнять  шиповое соединение. Для ответа на этот  вопрос мы поработаем в группах. Каждая из  групп должна представить свой вариант  Учащиеся фиксируют цели  урока Вспоминают и озвучивают  правила техники безопасности. Знакомятся с новыми  правилами ТБ. Высказывают предположения  на поставленные вопросы,  фиксируют определения Обсуждают заданный вопрос и пытаются выполнить  предложенное задание в  группе 4 Актуализация  знаний и  фиксирование  индивидуального  затруднения в  пробном действии  и выход из негоВыявление места и  причины  затруднения. Практическая  работа решения этого вопроса. Выслушиваем варианты ответов одного представителя от каждой  группы. Какие возникли затруднения?  (Сравнивают свои варианты с  последовательностью действий, предложенной  учителем) ­ Найдите в последовательности операций  выполнения шипового соединения то, что вы  упустили. ­ А теперь, зная правильную  последовательность, давайте попробуем  произвести разметку и выполнить шиповое  столярное соединение на примере киянки.  (Переключение с работы в группах на работу в  парах) ­ Какие у вас возникли проблемы и  затруднения? Почему? ­ Найдите и исправьте те ошибки, которые  допустили в своей работе. ­ Помимо ножовок и заготовок у вас на  верстаках находятся долота и стамески.  Каково их предназначение? Каким образом с их помощью можно сделать шип и проушину?   Если приспособления можно применить для  этой цели, то покажите как? Посмотрим, всё ли у вас получилось, и в чём возникли  затруднения. Давайте попробуем разметить  заготовку. Задание 1 (для каждой пары): ­ Ознакомиться с технологической картой на  изготовление киянки. Выполнить разметку,  рассчитать длину шипа, выстрогать ручку для  киянки Задание 2 (для каждой пары): ­ Используя долото, закрепить заготовку и  выдолбить проушину. Проконтролировать  качество проделанной работы с помощью  линейки и штангенциркуля. Подогнать  стамеской или напильником шиповое  соединение. Произвести крепление соединения. Выполняют предложенное  задание.  Советуются с членами своей  группы. Получают заготовки, долота,  стамески и приспособления.  Приступают к работе в парах  Сравнивают свою работу с  представленными образцами, с материалами в учебнике. Обсуждают заданный вопрос Пытаются выполнить  предложенное задание каждый учащийся самостоятельно Работа в парах Работа в парах Закрепление  изученного  Групповая работа с текстом учебника,  выделение и фиксация последовательности  Работают в группах,  формулируют и записывают  5материала действий при выполнении шипового столярного соединения и правил техники безопасности. последовательность работ в  тетрадь  Рефлексия  учебной  деятельности Домашнее задание Оцени свою работу на уроке при выполнении  практической работы (без ошибок – «5», 1­3  ошибки – «4», 4­5 ошибок – «3», больше 5  ошибок – «2») Подведение итогов занятия: ­ Достигли ли мы с вами поставленной цели? ­ Что вам больше всего понравилось на уроке? ­ Чему вы научились на уроке? ­ Замечания учителя по работе учащихся. 1.Дома вам предлагается поработать с текстом  учебника (§ 12, стр. 85­88), составить таблицу  «Виды шиповых соединений и примеры их  применения». 2.Выучить правила техники безопасного труда  при выполнении шиповых столярных  соединений (работы с долотом и стамеской). Самооценка. Определяют своё  эмоциональное состояние на  уроке Предлагается записать отзывы  родителей в тетрадях 6