Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология
10 кл
17.06.2018
Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс
Тема программы: Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. Тема урока: Творческое мышление. Творческое решение (1 час). Практическая работа. Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий. Цели урока:  образовательная - расширить представления учащихся о творческом мышлении, методах творче¬ского решения и теории решения изобретательских задач;  воспитательная - воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой дея-тельности;  развивающая - развить навыки решения творческих изобретательских задач.
конспект.docx
X класс                                                                                    Дата________________________ Тема программы: Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.  Тема урока: Творческое мышление. Творческое решение (1 час). Практическая работа.  Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления,  поиск аналогий.  Цели урока: образовательная ­ расширить представления учащихся о творческом мышлении,  методах творческого решения и теории решения изобретательских задач; воспитательная ­ воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой  деятельности;  развивающая ­ развить навыки решения творческих изобретательских задач.           Методы проведения занятия: опрос для закрепления пройденной темы; беседа с закреплением материала в ходе урока. Объект труда: задачи на развитие ассоциативного мышления; поиск аналогий. Материально­техническое оснащение карточки­задания для контроля знаний. презентация «Творческое мышление. Творческое решение». Литература для учителя Злотин Э., Петров В. Введение в Теорию решения изобретательских задач. Учебное  пособие. Тель­Авив, 1992 Литература для внеклассного чтения учащихся Социальная компетентность: учебное пособие для 10­11 классов средней школы/под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. ­ М.: ACT; СПб.: Прайм­ЕВРОЗНАК, 2008. I. Организационная часть ­ 1 мин.   Контроль посещаемости.  Проверка готовности к уроку. Ход урока II.        Повторение пройденного материала ­ 5 мин.    Фронтальный опрос: 1. Объясните, в чем проявляется потребность общества в творческих людях? 2. Зачем человеку нужно творчество? 3. Показ презентации: Потребность в творческих людях. Потребность человека в  творчестве. 1 4. Дать понятие определению «творчество». III.       Изложение нового материала ­ 10 мин. Тема урока: Творческое мышление. Творческое решение (слайд № 1)                          План: Понятие творческого мышления, (слайд № 2) Характеристики творческого мышления. Этапы творческого процесса. Методы поиска творческих решений. Теория решения изобретательских задач.  Очень важное значение в развитии творческих способностей играет психологическая  организация мыслительного процесса. В этом процессе важное место занимает мышление. Различают творческое и репродуктивное мышление.  Творческое мышление (приводящее к новому, неизвестному результату) отличается  от репродуктивного (действующего в рамках известных правил), набором мыслительных  действий (операций). В первом и во втором случае человек думает по­разному, использует  разные мыслительные операции. Виды мышления: (слайд № 3) 1. Творческое. 2. Репродуктивное. Сравните между собой эти виды мышления пользуясь карточками: (карточки для  самообразования учащихся) Предполагаемый ответ учащихся: Репродуктивное мышление: анализ, обобщение,  сравнение и различие; классификация, умозаключения. Эти операции можно назвать  приемами логики и рассуждения. Творческое мышление: наблюдения; пробы и ошибки; припоминание прошлого опыта;  использование образов; ассоциативность. Эти операции можно назвать приемами  интуитивно поиска. Мышление становится творческим, когда стереотипы опыта оказываются  недостаточными и человек находит силы выйти за их рамки. Значит, нужны новые шаги.  Какие? В таких случаях на помощь приходит интуиция. Приведу высказывания некоторых мудрых людей по поводу интуиции:  «Интуиция» ­ «скрытый, бессознательный принцип творчества», ­ считал 3. Фрейд.  (слайд № 4)         Думаем, ­ знание, к которому нельзя найти метода (Александр Круглое);  материя духа (Конкордия Антарова);   загадочный путь, которым выявлена очевидность (Александр Круглое); равнодействующая знания и бытия (Георгий Гурджиев). Например, слово «корень» ­ у одних ассоциируется с корнем дерева у других с корнем  слова. Таким образом, основой интуиции является неосознанно накопленный человеком  опыт и его способность к целостному видению проблемы, (слайд №5)    Для того что бы увидеть разницу между двумя различными видами мышления,  рассмотрим характеристики мышления. 2 Как вы думаете какими характеристиками может обладать творческое (нестандартное)  мышле    ние? Характеристики творческого мышления: (слайд №6)    Быстрота ­ способность человека давать незамедлительный ответ на поставленный  вопрос.  Гибкость ­ способность высказывать большое количество разнообразие идей из разных областей знаний.  Оригинальность ­ способность высказывать нестандартные, неожиданные идеи.   Точность ­ способность продумывания идеи до конца. А теперь, давайте мы с вами проверим вашу способность к быстрому, гибкому и  оригинальному мышлению. Задание: Перед вами три рисунка.  Ваша задача за три минуты записать как можно больше интерпретаций для каждого из  рисунка. Итак, что это? (слайд №7,8,9) Если у вас получилось 7 вариантов ­ хорошо, более ­ 15 ­ отлично! Обратить внимание  на быстроту, нестандартность, гибкость мышления. В настоящее время существует множество методов (слайд №10) основанных на основе  ТРИЗ. Данная теория создана в нашей стране и ее автором является Г. С. Альтшуллер. Эта  теория получила широкое распространение и пользуется большой популярностью. По  мнению Альтшуллера любой может стать изобретателем, если он использует при решении  задач принципы и алгоритмы ТРИЗа. С использованием ТРИЗа можно решать не только  изобретательские задачи, но и задачи на развитие творческого мышления. Сейчас этим мы и займемся. IV. Практическая работа­15 мин. 3 Задание: Составьте ассоциативную цепочку (работа в группах, работа в парах).   Бензин;  Космос;  Москва;  Шар;   Товар;  петля. V. Закрепление изученного материала­2 мин. Фронтальный опрос: 1. Что такое творческое мышление? 2. Какие методы позволяют развить нестандартное мышление? Приведите примеры. И самое интересное, давайте с вами решим несколько задач на развитие творческого  мышления. Задание: VI.      Итог урока ­ 1 мин. VII.     Домашнее задание ­ 1 мин. 1. Составьте ассоциативную цепочку. Можно взять любое слово. 2. Поделите пять яблок, лежащих в корзине, между пятью людьми так, чтобы одно  яблоко при этом осталось в корзине. 3. Сделайте из трех кружков два, что­то добавив к ним. Перемещать кружки нельзя. 4

Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс

Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс

Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс

Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс

Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс

Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс

Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс

Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2018