Конспект урока "Творческое мышление. Творческое решение" 10 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема программы: Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. Тема урока: Творческое мышление. Творческое решение (1 час). Практическая работа. Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий. Цели урока:  образовательная - расширить представления учащихся о творческом мышлении, методах творче¬ского решения и теории решения изобретательских задач;  воспитательная - воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой дея-тельности;  развивающая - развить навыки решения творческих изобретательских задач.
Иконка файла материала конспект.docx
X класс                                                                                    Дата________________________ Тема программы: Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.  Тема урока: Творческое мышление. Творческое решение (1 час). Практическая работа.  Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления,  поиск аналогий.  Цели урока: образовательная ­ расширить представления учащихся о творческом мышлении,  методах творческого решения и теории решения изобретательских задач; воспитательная ­ воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой  деятельности;  развивающая ­ развить навыки решения творческих изобретательских задач.           Методы проведения занятия: опрос для закрепления пройденной темы; беседа с закреплением материала в ходе урока. Объект труда: задачи на развитие ассоциативного мышления; поиск аналогий. Материально­техническое оснащение карточки­задания для контроля знаний. презентация «Творческое мышление. Творческое решение». Литература для учителя Злотин Э., Петров В. Введение в Теорию решения изобретательских задач. Учебное  пособие. Тель­Авив, 1992 Литература для внеклассного чтения учащихся Социальная компетентность: учебное пособие для 10­11 классов средней школы/под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. ­ М.: ACT; СПб.: Прайм­ЕВРОЗНАК, 2008. I. Организационная часть ­ 1 мин.   Контроль посещаемости.  Проверка готовности к уроку. Ход урока II.        Повторение пройденного материала ­ 5 мин.    Фронтальный опрос: 1. Объясните, в чем проявляется потребность общества в творческих людях? 2. Зачем человеку нужно творчество? 3. Показ презентации: Потребность в творческих людях. Потребность человека в  творчестве. 14. Дать понятие определению «творчество». III.       Изложение нового материала ­ 10 мин. Тема урока: Творческое мышление. Творческое решение (слайд № 1)                          План: Понятие творческого мышления, (слайд № 2) Характеристики творческого мышления. Этапы творческого процесса. Методы поиска творческих решений. Теория решения изобретательских задач.  Очень важное значение в развитии творческих способностей играет психологическая  организация мыслительного процесса. В этом процессе важное место занимает мышление. Различают творческое и репродуктивное мышление.  Творческое мышление (приводящее к новому, неизвестному результату) отличается  от репродуктивного (действующего в рамках известных правил), набором мыслительных  действий (операций). В первом и во втором случае человек думает по­разному, использует  разные мыслительные операции. Виды мышления: (слайд № 3) 1. Творческое. 2. Репродуктивное. Сравните между собой эти виды мышления пользуясь карточками: (карточки для  самообразования учащихся) Предполагаемый ответ учащихся: Репродуктивное мышление: анализ, обобщение,  сравнение и различие; классификация, умозаключения. Эти операции можно назвать  приемами логики и рассуждения. Творческое мышление: наблюдения; пробы и ошибки; припоминание прошлого опыта;  использование образов; ассоциативность. Эти операции можно назвать приемами  интуитивно поиска. Мышление становится творческим, когда стереотипы опыта оказываются  недостаточными и человек находит силы выйти за их рамки. Значит, нужны новые шаги.  Какие? В таких случаях на помощь приходит интуиция. Приведу высказывания некоторых мудрых людей по поводу интуиции:  «Интуиция» ­ «скрытый, бессознательный принцип творчества», ­ считал 3. Фрейд.  (слайд № 4)         Думаем, ­ знание, к которому нельзя найти метода (Александр Круглое);  материя духа (Конкордия Антарова);   загадочный путь, которым выявлена очевидность (Александр Круглое); равнодействующая знания и бытия (Георгий Гурджиев). Например, слово «корень» ­ у одних ассоциируется с корнем дерева у других с корнем  слова. Таким образом, основой интуиции является неосознанно накопленный человеком  опыт и его способность к целостному видению проблемы, (слайд №5)    Для того что бы увидеть разницу между двумя различными видами мышления,  рассмотрим характеристики мышления. 2Как вы думаете какими характеристиками может обладать творческое (нестандартное)  мышле    ние? Характеристики творческого мышления: (слайд №6)    Быстрота ­ способность человека давать незамедлительный ответ на поставленный  вопрос.  Гибкость ­ способность высказывать большое количество разнообразие идей из разных областей знаний.  Оригинальность ­ способность высказывать нестандартные, неожиданные идеи.   Точность ­ способность продумывания идеи до конца. А теперь, давайте мы с вами проверим вашу способность к быстрому, гибкому и  оригинальному мышлению. Задание: Перед вами три рисунка.  Ваша задача за три минуты записать как можно больше интерпретаций для каждого из  рисунка. Итак, что это? (слайд №7,8,9) Если у вас получилось 7 вариантов ­ хорошо, более ­ 15 ­ отлично! Обратить внимание  на быстроту, нестандартность, гибкость мышления. В настоящее время существует множество методов (слайд №10) основанных на основе  ТРИЗ. Данная теория создана в нашей стране и ее автором является Г. С. Альтшуллер. Эта  теория получила широкое распространение и пользуется большой популярностью. По  мнению Альтшуллера любой может стать изобретателем, если он использует при решении  задач принципы и алгоритмы ТРИЗа. С использованием ТРИЗа можно решать не только  изобретательские задачи, но и задачи на развитие творческого мышления. Сейчас этим мы и займемся. IV. Практическая работа­15 мин. 3Задание: Составьте ассоциативную цепочку (работа в группах, работа в парах).   Бензин;  Космос;  Москва;  Шар;   Товар;  петля. V. Закрепление изученного материала­2 мин. Фронтальный опрос: 1. Что такое творческое мышление? 2. Какие методы позволяют развить нестандартное мышление? Приведите примеры. И самое интересное, давайте с вами решим несколько задач на развитие творческого  мышления. Задание: VI.      Итог урока ­ 1 мин. VII.     Домашнее задание ­ 1 мин. 1. Составьте ассоциативную цепочку. Можно взять любое слово. 2. Поделите пять яблок, лежащих в корзине, между пятью людьми так, чтобы одно  яблоко при этом осталось в корзине. 3. Сделайте из трех кружков два, что­то добавив к ним. Перемещать кружки нельзя. 4