Технология – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой.
Но, часто из-за различных причин (чаще всего недостаточно современная, а порой и вовсе морально устаревшая материальная база), учащиеся лишены возможности увидеть то, что происходит на настоящих производствах, познакомиться с новинками оборудования, понять значимость изучаемого предмета.
На своих уроках я стараюсь не забывать об этом и провожу многочисленные беседы о сферах производства, профессиональном самоопределении, содержании различных видов труда, характеристиках профессий
Пояснительная записка
Технология – один из немногих предметов школьной программы, который
объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению
теории с практикой.
Но, часто изза различных причин (чаще всего недостаточно современная, а
порой и вовсе морально устаревшая материальная база), учащиеся лишены
возможности увидеть то, что происходит на настоящих производствах,
познакомиться с новинками оборудования, понять значимость изучаемого
предмета.
На своих уроках я стараюсь не забывать об этом и провожу многочисленные
беседы о сферах производства, профессиональном самоопределении,
содержании различных видов труда, характеристиках профессий.
В настоящее время достаточно трудно организовать экскурсии учащихся на
какоелибо предприятие, так как многие из них имеют частных владельцев и
не расположены принимать школьников на своей территории.
Но тем не менее у меня есть положительный опыт в этом направлении:
учащиеся школы посещают ателье, прачечный цех и другие производства.
Так как посетить эти предприятия не удается всем классам параллелей я
предлагаю разработанный мной урок – «Виртуальная экскурсия в
прачечный цех» на основе имеющихся у меня материалов.
Эта экскурсия очень полезна и познавательна и может применяться в учебном
процессе при изучении раздела «Уход за одеждой из хлопчатобумажных и
льняных тканей», «Современное производство и профессиональное
образование»
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 11
ПЛАН УРОКА № 51
2Предмет: Технология Дата:
04.04.2012 г.
Учитель: Салтыкова Е.В.
Место проведения: прачечный цех МУП «Снежинка
Класс 5 «Б»
Тема уроков: «Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей.
Значение символов на ярлыках одежды. Выведение пятен».
Образовательная:
Ознакомить учащихся с организацией и работой предприятия, с правилами
ухода за одеждой и бельём из хлопчатобумажных и льняных тканей, с
символами на ярлыках одежды,
разделением труда на предприятии,
способами выведения пятен на одежде.
Развивающая:
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса
учащихся к предмету, интеллектуальных качеств личности.
Воспитательная:
Способствовать воспитанию у учащихся уважения к людям труда и любви к
труду.
Методы обучения:
Экскурсия на предприятие;
Рассказобъяснение;
Работа с таблицами: «Символы по уходу за одеждой», «Символы по уходу за
одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей».
Подготовка к экскурсии: В период подготовки учитель посещает прачечный
цех муниципального предприятия,
знакомится с оборудованием,
3технологическим процессом, договаривается с руководством о выделении
экскурсовода, разрабатывает с ним план проведения экскурсии и
устанавливает с ним план проведения экскурсии и дату её проведения.
Подготовка учащихся к экскурсии проводится на предыдущем уроке, где
учитель сообщает цель, план предстоящей экскурсии и вопросы, на которые
учащиеся должны дать ответ после экскурсии в своём отчёте.
Ход урокаэкскурсии
І. Организационный момент (3 мин.)
1.1. Проверка готовности учащихся к уроку;
1.2. Сообщение темы и цели урокаэкскурсии.
II. Экскурсия
а) Вводная беседа
Рассказ экскурсовода об истории предприятия, о видах выполняемых работ и
технологических процессах стирки, чистки белья и одежды, о применяемом
оборудовании; проведение инструктажа по технике безопасности во время
экскурсии;
б) Экскурсовод показывает учащимся прачечный цех, его оборудование,
технологические процессы выведения пятен и стирки изделий одежды и
белья.
4в) Учащиеся в группах по 34 человека знакомятся с содержанием труда
разных профессий, разделением труда работников, наблюдают за их работой.
г) Заключительная беседа экскурсовода со школьниками.
1. Какое предприятие вы сегодня посетили? (Предполагаемые ответы:
прачечный цех, гладильный цех, склад чистого белья и одежды, приёмный
пункт)
Какие виды работ выполняются?
2.
(Предполагаемые ответы:
комплектовка белья и одежды, стирка белья и одежды, утюжка белья и
одежды, складирование чистого белья)
3. С какими рабочими местами вы ознакомились? (Предполагаемые
ответы комплектовщик, оператор стиральных машин, гладильщик, приемщик
заказов, технолог прачечного производства )
4. Понравилась ли вам экскурсия?
III. Подведение итогов экскурсии учителем – 5 мин.
Сегодня мы посетили действующее прачечное производство, которое
относится к городскому хозяйству; ознакомились с разделением труда на
этом предприятии, оборудованием, технологическими процессами стирки,
чистки одежды и белья.
Вы узнали, как в производственных условиях выполняется уход за изделиями
из хлопчатобумажных и льняных тканей, познакомились правилами выведения
пятен с изделий одежды, а также с символами по уходу за одеждой из
хлопчатобумажных и льняных тканей. Услуги прачечной жизненно
необходимы в функционировании больниц, гостиниц, детских садов,
ресторанов, домов отдыха, а также в жизни людей, проживающих с
частичными удобствами.
А некоторым из вас сегодняшняя экскурсия, возможно, позволит в будущем
определиться с выбором профессии.
IV. Домашнее задание – 2 мин.
Учащиеся получают распечатки с вопросами.
Подготовить письменный отчёт об экскурсии, ответив на следующие вопросы:
5 Название прачечного предприятия, его характеристика.
Структура и организация работы (участки цеха).
Виды производственных работ, оборудование.
Содержание работы основных профессий: комплектовщик, оператор
стиральных машин, гладильщик, приемщик заказов, технолог
прачечного производства
Впечатление об экскурсии.
(Примечание: подведение итогов происходит на следующем уроке
технологии после сдачи учащимися письменных отчётов.)
6Символы по уходу за одеждой
Приложение № 1
78Приложение № 2
Символы по уходу за одеждой
из хлопчатобумажных и льняных тканей
Символ
Способы ухода за изделием
Волокнистый состав
Стирать при температуре
не выше 95°С
Стирать только в ручную
при температуре не выше
40°С, обращаться с
осторожностью
Разрешена сушка в
барабане стиральной
машины
материалов
Все хлопчатобумажные и
льняные ткани,
устойчивые к окраске
Хлопчатобумажные и
льняные ткани, с
неустойчивой окраской
Хлопчатобумажные и
льняные ткани
Утюжить при температуре
не выше 200°С
Все хлопчатобумажные и
льняные ткани
Сухая чистка с
применением любых
растворителей
Хлопчатобумажные и
льняные ткани
Можно отбеливать
средствами, содержащими
хлор
Все хлопчатобумажные и
льняные ткани с
устойчивой окраской
9Отбеливать нельзя
Цветные ткани
10Приложение № 3
Домашнее задание
Подготовить письменный отчёт об экскурсии, ответив
11на следующие вопросы:
Название прачечного предприятия, его характеристика.
Структура и организация работы (участки цеха).
Виды производственных работ, оборудование.
Содержание
работы
основных
профессий:
комплектовщик,
оператор стиральных машин,
гладильщик, приемщик заказов, технолог прачечного
производства
Впечатление об экскурсии.
Учебник «Технология – 5 класс»: § 25 стр. 119 121
12