Конспект урока "Устройство и управление токарным станком по обработке древесины" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Сформировать у школьников систематично-деятельностный подход, обеспечивающий готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. 2. В обучающем плане – направленность урока на формирование личностных, метапредметных и предметно планируемых результатов образования. 3. В развивающем плане – формирование универсальных учебных действий. 4. В воспитывающем плане – решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; формирование базовых национальных ценностей; обеспечение условий самооценки для учащихся. 5. В профориентационном плане – ознакомление учащихся с профессией токаря в деревообрабатывающей промышленности, станочника широкого профиля; обеспечение техники безопасности в управлении машинами и механизмами современного уровня развития техники и технологии нашего города
Иконка файла материала конспект.docx
Открытый урок в образовательной области «Технология»  в рамках проведения районного фестиваля учителей общеобразовательных учреждений «Петербургский урок»  в 2013­2014 учебном году.  Цели: 1. Сформировать у школьников систематично­деятельностный подход,  обеспечивающий готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному  образованию. 2. В обучающем плане – направленность урока на формирование личностных,  метапредметных и предметно планируемых результатов образования. 3. В развивающем плане – формирование универсальных учебных действий. 4. В воспитывающем плане – решение задач духовно­нравственного развития и  воспитания личности гражданина России; формирование базовых национальных  ценностей; обеспечение условий самооценки для учащихся. 5. В профориентационном плане – ознакомление учащихся с профессией токаря в  деревообрабатывающей промышленности, станочника широкого профиля;  обеспечение техники безопасности в управлении машинами и механизмами  современного уровня развития техники и технологии нашего города. Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и  систематизация изученного). Методы обучения: устный опрос, рассказ, показ приемов наглядных пособий,  практическая работа. Инструменты и оборудование: Токарные станки по дереву, инструкции по технике безопасности при работе на станке по дереву, карточки (устройство СТД–120). Используемая литература: Технология обработки древесины, стр. 79 – 82. Объект труда: токарный станок СТД­120М. План занятия в ГБОУ СОШ №175. 1. Организационная часть – 5 мин.2. Повторение пройденного материала – 10 мин. 3. Изучение новой темы с использованием информационных технологий. Устройство токарного станка – 15 мин. 4. Инструктаж по технике безопасности – 10 мин. 5. Практические работы, инструктаж на рабочем месте – 5 мин. 6. Перемена – 10 мин. 7. Комплекс практических работ, работа на станке по графику – 40 мин. 8. Заключительная часть. Оценка качества работы – 5 мин.Ход урока. 1.  Организационно – подготовительная часть. Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку, сообщение темы и цели урока. 2. Повторение пройденного материала. Вопросы. 1 2 Виды механических передач. Геометрические формы. 3. Изложение нового материала. План рассказа учителя. 1 История токарного станка по дереву. 2 Устройство токарного станка. 3 Приспособления для крепления заготовок на станок. 4 Виды резцов ( стамесок) 5 Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву. 6 Практическая работа. Устройство токарного станка по дереву ( работа с  карточками ) История токарного станка по дереву. Изготовление цилиндрических деталей вручную – трудоемкая и длительная работа. Да и трудно получить изделие хорошего качества. История токарного станка уходит в далекую древность. Они использовались для  изготовления деталей цилиндрической формы прялок, столов, стульев посуды.Устройство токарного станка по дереву. Основные части токарного станка – основание, электродвигатель, станина, передняя  бабка, задняя бабка, подручник, магнитный пускатель, ременная передача, ограждение  ременной передачи. Устройство передней бабки – два опорных подшипников, ведомый шкив, вал.Устройство задней бабки – винтовой механизм, центр, маховик, зажим. Устройство подручника – подручник, рукоятки, стопор. Приспособления для крепления заготовок на станок.                    а) трезубец;           б) планшайба;           в) патрон. Патрон применяют для крепления коротких заготовок. Трезубец применяют для крепления длинных заготовок. Планшайба применяется для обработки заготовок небольшой длинны и большого  диаметра ( для изготовления тарелок, кубков ) крепление заготовки к планшайбе  производится шурупами.Виды резцов (стамесок) 4. Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву. Опасности в работе. 1 Ранение глаз отлетающей стружкой. 2 Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали. 3 Ранение рук при неправильном обращении с резцом. До начала работы. 1 Правильно наденьте спецодежду. 2 Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи. 3 Проверьте надежность заземления станка. 4 Уберите со станка все посторонними предметы, инструменты разложите на установленном месте. 5 Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин. 6 Установите подручник с зазором 2 – 3 мм от обрабатываемой детали и  закрепите его. 7 Проверьте исправность режущего инструмента. 8 Проверьте работу станка на холостом ходу. 9 Перед самым началом оденьте защитные очки.Во время работы. 1 Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима. 2 Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали. 3 Во избежание травм во время работы на станке: а) не наклоняй голову близко к станку; б) не принимай и передавай предметы через работающий станок; в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее          вращения; г) не останавливайте станок путем торможения рукой. После окончания работы. 1 Остановить станок. 2 Уложите на своем месте инструменты. 3 Удалите со станка стружку при помощи щетки. Не сдувайте стружки. 4 Сдайте станок учителю. 5 Приведите себя в порядок. 5. Практическая работа. Устройство токарного станка по дереву. Учитель проводит инструктаж. Учащиеся выполняют задания группой по 2­3 человека. Оборудование: токарный станок по обработке древесины, линейка, заготовка. Порядок выполнения работы: Рассмотрите токарный станок. Изучив устройство станка, найдите и назовите: 1 Основание. 2 Станина.Защита ременной передачи. 3 Передняя бабка. 4 Опорные подшипники. 5 6 Патрон. 7 8 Подручник. 9 Центр. 10 Задняя бабка. 11 Магнитный пускатель.  Электродвигатель. 6. Перемена. 7. Комплекс практических работ.  Изучите кинематическую схему станка. Расскажите, как передаётся вращение на  шпиндель? Как перемещается центр задней бабки?  С разрешения учителя, убедившись, что станок отключен, снимите защитный кожух с клиноременной передачи и посмотрите, как можно изменять частоту вращения  шпинделя, переставляя ремень на шкивы разных диаметров. Потренируйтесь в  перестановке ремня.  Переместите заднюю бабку в крайнее правое положение и измерьте линейкой  расстояние между центрами трезубца и задней бабки. Это расстояние равно  наибольшей длине заготовки, которую можно точить на данном станке.  Замерьте линейкой расстояние в миллиметрах от линии центров до направляющих  станины. Это и есть наибольший радиус обрабатываемой заготовки.  Измерьте вылет (выдвижение) пиноли задней бабки относительно торца корпуса  задней бабки, вывинтив и ввинтив задний центр до упора. Вычислите разность этих  расстояний в мм. Это и есть наибольшая величина вылета пиноли задней бабки.  Выпишите в таблицу основные характеристики токарного станка. Частота вращения шпинделя, об/мин Расстояние между центрами, мм Расстояние от линии центров до станины, мм Величина вылета пиноли, мм  Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, в цетрах, на  планшайбе).8. Заключительная часть. Оценить выполненную учащимися работу в соответствии с нормативами работы в  области учебной творческой деятельности. Отметить характерные ошибки, допущенные учащимися при выполнении  практического задания. Установка на следующий урок: На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат новые знания и умения при изготовлении цилиндрических деталей с  использованием токарного станка СТД­120М.Операционная карта изготовления изделия  «Ручка для киянки» № п/п Наименование операции Инструменты Время 1. Графическая работа. карандаш, линейка 5 мин 2. Разметка древесины (брусок 30х30 мм). карандаш, линейка 1 мин 3. Распиливание заготовки по длине 200 мм,  ножовка 10 мин подготовка крепления на патроне типа  «трезубец». 4. Установка на токарном станке, смазывание  гаечный ключ 5 мин машинным маслом точки трения. 5. Пробное точение, цилиндрическое точение  резец­рейер 5 мин заготовки. 6. Фасонное точение. резец­майзель 5 мин 7. Шлифование. шкурка на матерчатой 5 мин основе 8. Контроль качества изделия, покрытие  парафином, пастами. дополнительные материалы 4 мин 9. Отрезание изделия от заготовки. Шлифование  ножовка, напильник 5 мин торцевых частей изделия. Итог: 45 минОТЗЫВ Учитель: Поварушкин Виктор Михайлович Предмет: Технология Класс: 6­3 Тема: «Устройство и управление токарным станком по обработке древесины» Дата: 14.11.2013 Урок по технологии был проведен в рамках конкурса профессионального мастерства  «Петербургский урок». Намеченные учителем цели урока прослеживаются на протяжении всего занятия,  рассчитанного на 2 академических часа, план урока выполнен, хронометром времени  обеспечен. Занятие проведено в традиционной манере сочетания теоретического материала с практической отработкой заданий и упражнений, приобретения трудовых навыков. Актуальность темы – в освоении материала по устройству узлов и механизмов  станочного оборудования и использовании знаний в обслуживании более сложного  оборудования, используемого на современном производстве. Использование технического  средства обучения в виде мультимедийного оборудования и типового программного  обеспечения ПК обеспечило наглядность и запоминание технико­технологических  сведений на проведенном уроке.  Обеспечена возможность для формирования универсальных учебных действий.  Содержание урока обеспечило решение задач духовно­нравственного развития и  воспитания личности гражданина России, формирование базовых национальных ценностей.  Современные методы оценки позволяют измерять метапредметные результаты,  формировать самооценку у учащихся.  Практическая ценность и социальная значимость изготовления изделия «деревянный  молоток (киянка)»: необходим в работе учебной мастерской; в домашних условиях можно  отбивать мясо при приготовлении обеда на кухне. Урок проведен в рамках классно­урочной системы с использованием разнообразных  методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитию  их творческих способностей и самостоятельности: наглядных, информационных,  словесных, технологических, репродуктивных. Используемые учителем формы работы и  методические приемы полностью соответствуют возрасту обучаемых. Кроме того,  проблемное обучение и соблюдение принципов индивидуализации и дифференциации  прослеживается на каждом этапе урока. 11Особого внимания заслуживает четкая и тщательно продуманная организация  практической части занятия, которая, помимо обучающей и развивающей целей,  преследует еще и важные воспитательные цели: формирование у детей понятий  «сотрудничество», «коллективизм», развитие самостоятельности, воспитание  ответственности. Хочется отметить благоприятный психологический климат в классе при проведении  занятия, что очень важно для успешной реализации поставленных задач. Высокий темп  урока, отличная дисциплина, четкие и лаконичные формулировки заданий, логичный  переход от одного этапа к другому – все это способствовало конечному результату:  формированию знаний, умений и навыков, обусловленных программными требованиями. Большой воспитательной силой обладает личный пример учителя, который пользуется заслуженным авторитетом у своих учащихся и коллег. 12