Тема урока: «Виды швейных машин. Устройство швейных машин».
Цель урока: - Помочь учащимся ознакомится с историей создания швейной машины, с организацией рабочего места, санитарно-гигиеническими требования-ми и правилами техники безопасности при работе на швейной машине, с уст¬ройством ножного привода; научить выполнять пря¬молинейные строчки на ма-шине без ниток.
- Способствовать развитию мышления, самостоятельности и творческому применению знаний и умений решать проблемные задачи.
- Приобщать учащихся к умению сотрудничества, партнерства среди уча-щихся.
Разработка урока:
«Виды швейных машин.
Устройство швейных машин».
1Тема урока: «Виды швейных машин. Устройство швейных машин».
Цель урока: Помочь учащимся ознакомится с историей создания швейной
машины, с организацией рабочего места, санитарногигиеническими требованиями
и правилами техники безопасности при работе на швейной машине, с устройством
ножного привода; научить выполнять прямолинейные строчки на машине без
ниток.
Способствовать развитию мышления, самостоятельности и творческому
применению знаний и умений решать проблемные задачи.
Приобщать учащихся к умению сотрудничества, партнерства среди
учащихся.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов действий.
Технологии урока: элементы проблемного и традиционного обучения.
2Литература:
Технология:
Учебник для учащихся 5 класса
общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией
В.Д. Симоненко. – М., Вентана – Граф, 2010.
Оборудование: инструкционные карты, таблица «Швейная машина»
Ход урока:
I Организационный этап:
Приветствие.
Фиксация отсутствующих.
Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.
II Этап проверки домашнего задания:
Тест
III Изучение новых знаний и способов действий:
История появления
и развития швейных машин
Доклады учащихся:
1. Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла
мысль ускорить свою работу. Но только в прошлом веке один француз, портной
по профессии, придумал первую швейную машинку.
3Она была деревянной и вместо иголки шила крючком. Но и такая машинка
облегчала и ускоряла труд портных.
В Англии Ч. Ф. Вайзенталю был выдан патент на швейную машину,
копирующую образование стежка вручную (машина однониточного цепного
стежка).
В 1790 году патент на швейную машину для пошива сапог получил
англичанин Т. Сент. Машина приводилась • движение рукой, причем так же
вручную под иглой перемещалась и заготовка сапога.
Более совершенную машину однониточного цепного стежка в 1828 году
создал француз Б. Тимонье.
2. В 1845 году в США Э. Хоу изобрел первую швейную машинку
челночного стежка. Она была очень несовершенной: ткань при шитье на ней
укрепляли вертикальто, накалывая на шпильки. Перемещалась она только в
прямом направлении благодаря специальной ленте. Изогнутая игла двигалась в
горизонтальной плоскости, а челнок, сходный с челноком ткацкого станка,
совершал возвратнопоступательные движения.
Швейные машины были громоздки, неудобны, часто ломались. Поэтому
изобретатели продолжали их совершенствовать.
В первых машинах А. Вильсона, И. Гиббса, М. Зингера игла двигалась
вертикально, а ткань, прижатая лапкой, располагалась на горизонтальной
платформе. Прерывистое движение ткани вначале осуществлялось зубчатым
колесом, впоследствии — зубчатой рейкой.
В дореволюционной России своего производства швейных машин не
существовало, их привозили из Америки и Германии. В Подольске
американская фирма «Зингер» организовала сборочную мастерскую, в
которой машины собирали из деталей, поступавших изза границы.
3. После 1917 года наша страна приступила к созданию заводов швейного
машиностроения. Сейчас большинство производственных и бытовых машин в
России выпускают Подольский механический завод, Оршинский, Тульский и
другие заводы.
Почти в каждой семье есть швейная машинка, которая, несмотря на
большой выпуск готовой одежды, еще остается необходимым и желанным
4предметом домашнего обихода.
Швейные машины служат для стачивания деталей из
ткани при пошиве различных изделий.
Применение швейных машин позволяет ускорить и
облегчить труд, повысить качество работы. Машинные
швы ровнее, прочнее и красивее ручных.
В домашних условиях используют бытовые швейные машины с ручным,
ножным, электрическим приводами. Привод — это устройство, с помощью
которого машина приводится в движение.
Бытовые швейные машины с электрическим приводом наиболее удобны
в работе. Они быстроходны (наибольшее число стежков в минуту 120) и
просты в управлении. Они выполняют стачивание хлопчатобумажных, льняных,
синтетических, шерстяных и шелковых тканей. На ней выполняют прямые и
зигзагообразные строчки, а также вышивание, штопку и петли.
Современные швейные фабрики оснащены производительными
быстроходными швейными машинами: наибольшее число стежков в минуту
4000, автоматами, полуавтоматами, специальными машинами (для пришивания
пуговиц, обработки петель) и другим сложным оборудованием. Надежная работа
швейной машины во многом зависит от умения и квалификации того, кто на ней
шьет.
5Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине,
заправки верхней и нижней ниток, регулировки стежка, замены иглы, намотки
нитки на шпульку и ее установки в челночное устройство, чистки и смазки
швейной машины.
Устройство швейной машины
1.При работе на швейной машине надо соблюдать технику безопасности.
2. Заправка нижней нити.
3. Заправка верхней нити.
IV Применения новых знаний и способов действий:
Практическая работа:
1. На листе бумаги нарисовать три линии (прямую, волнистую,
6зигзагообразную.)
2. Без ниток сделать строчки по линиям.
V Этап коррекции:
Контрольные вопросы
VI Информация о домашнем задании.
VII Подведение итогов занятия:
Анализ и оценка успешности достижения цели.
VIII Рефлексия.
7