Конструирование урока в контексте ФГОС
Оценка 4.9

Конструирование урока в контексте ФГОС

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
дефектология +1
Взрослым
05.02.2018
Конструирование урока в контексте ФГОС
Каким должен быть современный урок? Ответить на вопрос поможет мастер-класс по конструированию урока с использованием новых технологий обучения в контексте системно-деятельностного подхода. В конспекте продемонстрирован алгоритм разработки урока в той или иной технологии, адаптированной под условия обучения детей с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной (коррекционной) школы.
1 декабря.docx
Конструирование урока в контексте ФГОС Мишина С.С. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть более 350 лет. Неудивительно,   что   многим   кажется,   будто   урок   существовал   всегда.  За   период   своей профессиональной  деятельности  учитель  в  среднем  дает  более  25 тысяч   уроков. Уроку  отводится почти 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Каким будет урок ­ решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.  Исходя   из   требований   времени,   меняется   подход   к   современному   уроку,  меняются   цели   и содержание   образования,   появляются   новые   средства   и   технологии   обучения.   И   для   того,   чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова   «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! В  квалификационных   характеристиках  педагогов   описаны   основные   критерии   оценки деятельности современного учителя: демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия находит способы включения в работу каждого ученика создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. применяет развивающие технологии. обладает информационной компетентностью.        Достижение   нового   образовательного   результата   возможно   при   реализации   системно­ деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Системно­деятельностный   подход на уроке реализуется через 1. 2. 3. 4. моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;  использование активных и интерактивных методик;  участие в проектной и исследовательской деятельности; вовлечение учащихся в игровую, оценочно­дискуссионную, рефлексивную деятельность, которые  обеспечивают   свободный   поиск   эффективного,   т.е.   отвечающего   особенностям   ребёнка, подхода к решению задачи.  Попросту говоря, системно­деятельностный    подход предполагает учить детей не тому ЧТО думать, а тому КАК думать, а следовательно  НЕ УЧИТЬ, а УЧИТЬСЯ самому. Таким образом, современный урок, сохранив присущие ему признаки, сегодня рассматривается как   постоянно   развивающаяся   форма.   И   я   согласна   со   словами   американского   философа Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Итак, возникает ПРОБЛЕМА: каким же должен быть современный урок ? РЕШЕНИЕ:   Урок   в   условиях   ФГОС   –   это   урок,   отвечающий   требованиям   с­д   подхода, основными чертами которого являются системность и наличие алгоритма. Алгоритм – не просто примерный план того, что и как учитель будет делать на уроке, какие примерные задания будет давать детям для выработки первоначальных умений писать ча­ща с буквой А и решать примеры по данному образцу, и порядок этих заданий может быть хаотичным и   взаимозаменяемым.   В   алгоритме   строго   соблюдены   этапы,   план   действий   четкий   и   не допускает никаких корректировок, включений и исключений. Каждый этап должен четко следовать   за   другим,   реализовываться   в   полном   объеме   и   только   тогда   его   может   сменит следующий этап. Системность – это проведение уроков в выбранной форме, систематичность (непрерывность и последовательность) в деятельности учителя.  Одной из наиболее удобных форм проведения урока сегодня с учетом этих требований ФГОС является технологизация образовательного процесса, т.е. представление традиционных уроков   в   виде   образовательных   технологий   (Т.   развивающего,   проблемного,   личностно­ ориентированного   обучения   и   др.),   а   приемов   и   методов   обучения     ­   в   виде   конкретных технологий   обучения   отдельным   учебным   действиям   (обучение   рассуждению,   обучение математическим операциям, отдельным трудовым действиям)                    Несмотря на то, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, сегодня рассматривается   как   постоянно   развивающаяся   форма,   Учитель,   начинающий   реализовывать ФГОС нового поколения, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение, анализ и самоанализ обучающей деятельности.   Уважаемые коллеги, обратите внимание на «Ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они цветные, а потому что они «ладошки ожиданий», переверните их и напишите на каждом пальчике, что вы ожидаете от сегодняшнего педсовета, затем отложите их в сторону до конца работы. Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок? Для этого продолжите два незаконченных предложения:  1. «Урок – это …»  2.  «Я иду на урок, чтобы …».  Благодарю всех, кто высказал свое мнение. Сегодня мы с вами говорим об уроке в свете ФГОС. А давайте попробуем подобрать выражения к буквам Ф Г О С в разрезе нашей темы. На что нужно делать акцент, работая по новым стандартам? Какие будут у вас предложения? Ф ­ Фактические знания Г ­ Групповая или индивидуальная работа О­ Опора на проблемное обучение С­ Системно­деятельностный подход (или самостоятельное добывание знаний) Звучит   музыка   Аве   Мария   Баха,   на   фоне   картин   Айвазовского,   Шишкина,   и   стихотвоения Дмитрия Верейчука. Посмотрите, всего семь нот – и мы слышим прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров, три десятка букв алфавита – читаем великую литературу. Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные... Вот мы сегодня и попытаемся вместе создать некий «конструктор для сборки урока. Для начала Игра: ­ Коллеги, выдерите себе пару. Определите, кто из  вас партнер А, кто Б. Поднимите руку партнеры А. Задача для партнера Б: разожмите руку партнеру А в течение нескольких секунд. Интерпретация: не было команды партнеру А сжимать руку. Зачем партнер Б вообще нащал производить какие­то действия…? К чему эта игра?  Во­первых,     к   тому,   что   не   нужно   совершать   какие­либо   действия,   если   не   было конкретной команды. Не было стандартов и новых требований к уроку – учитель и проводил его в традиционной форме. Произошли изменения в системе образования  ­ мы откликаемся на эти изменения, преобразуем свою деятельность и деятельность учащихся, проводим уроки по­новому. Потому что в первую очередь изменились показатели на выходе и приемы работы, которые учеными и разработаны для достижения этих новых результатов.  И второе, сейчас мы будем сами конструировать урок, поэтому не нужно каких­то инноваций, комбинаций традиционного урока и урока в технологии. Если мы рассматриваем современный урок – это урок в технологии, урок, выстроенный по четкому алгоритму. В рамках экспериментальной деятельности, в прошлом учебном году мы уже изучали уроки в технологиях и определили, что применимо к нашим детям можно использовать 5 образовательных   технологий   и   в   границах   этих   технологий   проводить   уроки   по   любому предмету. Еще в прошлом году мы учились составлять технологические карты, заполнять паспорт современного урока.  Итак, я напомню.. каждая из этих 5   технологий (ТРКМ, ТЛОО, ТИО, ТРО, ТПО) отличатся   набором   приемов   работы,   необходимых   для   достижения   планируемого образовательного результата. Какую выбрать технологию для того или иного урока – задача № 1 для учителя.  Как определить, в какой технологии лучше провести тот или иной урок.  Отметим, что учитель впервые приходит на урок, уровень подготовки детей не знает, но результат о урока получить должен. Какой технологии подготовить урок? 1. Шаг. Тема. + чтение параграфа (общее представление о том, что и в каком объеме учитель должен до учеников донести). 2. Шаг . Вопросы (аспекты, стороны раскрытия темы) 3. Шаг. ПОР (личностные и предметные, которые д.сформирваться по окончанию урока) 4. Шаг. Цель (триединая по шаблону: воспитание….; развитие (ВПФ)…через знакомство, осмысление, понимание…) 5. Шаг. Содержание (наполняемость урока терминами, цифрами, законами, формулами) 6. Шаг   .  Средства  (отбор     приемов   и   инструментов,   применение   которых   наиболее эффективным для достижения планируемых результатов)  7. Шаг. Технология (выбор технологии для написания технологической карты урока). Пример : урок истории по теме «Восточные славяне» Практическая работа педагогов по группам. Сейчас, мы потренируемся. Соберем уроки в технологиях, как конструктор.  Для этого разделитесь на 5 групп. Всего будет 5 уроков в 5 разных технологиях. Собирать мы будем кубик, стороны которого склеить должны будете вы сами.  1 группа – темы уроков 4 группа – содержание материала 2 группа – ПОР 3 группа – цели 5 группа – средства 6­ая сторона кубика – это технология. 1. Урок истории в ТЛОО Тема «Сталинградская битва» ПОР: уметь на основе сравнительного анализа цифровых данных о численности сил и техники противника делать прогноз исхода битвы Цель: Воспитание ценностного отношения к историческому прошлому своей страны, развитие   интереса   к   событиям   и   героям   ВОВ   через   осмысление   исторического значения   Сталинградской   битвы   как   переломного   момента   в   ходе   Великой Отечественной и II Мировой войны. Содержание:   понятие   «битва»,   оборонительные   бои,   контрнаступление,   значение Сталинградской битвы. Средства:   историческая   разминка,   эпиграф   к   уроку,   историческое   домино, разноуровневые   задания,   видеофрагмент   и   инсценировка   хода   военных   действий   с помощью солдатиков и танков, игра «Да/нет и Почему?» рефлексия «Кубик». 2. Урок СБО в  ТИО Тема: «Безопасность на воздушном транспорте» ПОР:   демонстрирует   правила   оказания   первой   помощи   и   устранения   паники   при возникновении чрезвычайных ситуаций в самолете  Цель:   воспитание   ценностного   отношения   к   человеческой   жизни,   развитие теоретического   мышления   на   основе   усвоения   правил   безопасного   поведения   и оказания первой помощи в практических ситуациях. Содержание:  авария, крушение, катастрофа, первая помощь, черный ящик. Средства:   видеофрагмент   «Крушение   лайнера   А   ­321»,   работа   в   парах   с   разно уровневыми заданиями, изучение нового материала на основе работы в микрогруппах, прием   «2­4­вместе»,   инсценировка   ситуации   в   ротационных   тройках,   знакомство   с правилами   безопасного   поведения   приемом   «Уча­Учусь»,   обобщение   методом «Пресс». 3. Урок биологии в ТРКМ   выделяет   существенные   признаки   и   отличительные   особенности Тема : Строение и функции клетки. ПОР: прокариотической клетки, различает их по форме, объясняет значение.  Цель:   воспитание   ценностного   отношения   к   простейшим   структурам   окружающего мира как фундаментальным основам сложно организованных систем;   формирование естественнонаучного   мировоззрения     через   осмысление   строения   и   роли прокариотической клетки в природе и жизни человека. Содержание:   открытие   прокариот,   строение   и   классификация   прокариот, жизнедеятельность бактерий, значение в природе и в жизни человека Средства: вводная беседа, кластер «Строение клетки», толстые и тонкие вопросы «Что мы еще не знаем о клетке?», чтение параграфа приемом «инсерт», беседа по тексту, вывод с помощью приема «синквейн.

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС

Конструирование урока в контексте ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2018