Консультация для педагогов
«Игровые технологии речевого развития дошкольников»
Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, степени знакомства. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи; содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности; технология должна носить здоровьесберегающий характер; основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Работу по развитию речи с использованием игровых технологий можно проводить:
- в процессе образовательной деятельности с детьми, учитывая принцип интеграции и тематического построения образовательного процесса; - в совместной деятельности воспитателя с ребенком, осуществляемой в ходе режимных моментов; - в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования); - в семье (взаимодействие детей и их родителей).
Игры выполняют следующие функции:
обучающую, коррекционную (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач); диагностическую (дают возможность диагностировать различные проявления ребёнка); терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении); развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на группы. 1.Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. 2.Использование наглядного занимательного материала, игры с предметами. Игры и игровые пособия для развития моторики – прищепки, волшебный мешочек, ароматные коробочки, мозаика, шнуровки, липучки и т.д. 3. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Настольно-печатные, словесные, словесные упражнения с наглядным моделированием, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. 4.Игры – драматизации. Важно научить детей не только научить говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи. 5.Игры с движениями. Подвижные игры с текстами – игры сопровождаются стихами и песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, с кинезиологической направленностью. 6.Настольно-печатные, словесные игры направлены на развитие артикуляционной моторики, дыхания, фонематического восприятия, развития словаря, грамматического строя речи, связной речи. 7.Речевые игры с использованием ИКТ: «Игры для Тигры», интерактивные речевые игры CD, сайты Мерсибо, логопедические игры онлайн, igraemsa.ru; презентации-тренажеры.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.