Консультация для педагогов "Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы". Успех коррекционно–воспитательной работы в логопедической группе для детей с ОНР определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно–воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Успех коррекционно–воспитательной работы в логопедической группе
для детей с ОНР определяется строгой, продуманной системой, суть которой
заключается в логопедизации всего учебно–воспитательного процесса, всей
жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления
логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при
разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей
речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и кроме того,
осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных
массовой программой детского сада. Однако необходимо учитывать, что
коррекционно–воспитательное направление является наиболее значимым,
ведущим, а общеобразовательное – подчиненным.
Основополагающими документами, которые я использую в своей работе,
являются:
– Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим
недоразвитием речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2012г.
– Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи. Н.В. Нищева – СПб., «Детство пресс, 2017г.
К необходимости логопедизации всего педагогического процесса
приводят особенности детей с ОНР, а именно: усугубляющиеся отклонения в
нервно–психической сфере, познавательной деятельности, поведении детей,
развитии общей и артикуляционной моторики, развитии лексики,
формировании грамматического строя, звуко–слоговой структуры наряду с
грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического
слуха.
Коррекционная работа в логопедической группе осуществляется под
руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем
педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и
психологические возможности детей, степень отставания каждого от
возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
стоящим перед воспитателем
К коррекционным целям,
логопедической группы, относятся:
Консультация для педагогов
«Взаимодействие в работе учителялогопеда и воспитателей
логопедической группы»
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей
моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4.
Упражнение в правильном употреблении сформированных
грамматических категорий.5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и
упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление навыков чтения и письма.
Остановимся подробнее на основных направлениях коррекционной
работы воспитателя, осуществляемой под руководством логопеда:
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и
голосовой) выполняется в течение дня 3–5 раз.
Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за
аналогичной работой логопеда. Она осуществляется с самого начала
обучения, когда логопед подбирает индивидуально для каждого ребенка
артикуляционные упражнения в зависимости от сложности дефекта.
Каждодневные упражнения выполняются и со всей группой в течении 3–5
минут. Их можно проводить перед дневным сном, перед завтраком, обедом,
полдником. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает
произношение детей.
2.
Пальчиковая гимнастика
артикуляционной 3–5 раз в день.
выполняется в комплексе с
Во время НОД логопед и воспитатель для этой цели могут использовать
физкультминутки, сочетая пальцевые движения с речевым сопровождением в
стихотворной форме.
Вне НОД воспитатель может предложить детям составить фигурки из
палочек, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и
расстегивать пуговицы и т.п.
3. Вечерняя индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда,
закрепляющая звукопроизношение.
Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю
логопедическую работу с отдельными детьми сразу же после дневного сна.
Эти задания записываются в специальную тетрадь, где воспитатель в конце
выполнения задания заполняет графу учета. Такая тетрадь заполняется
ежедневно.
Кроме того, логопед передает в группу заполненные им тетради тех
детей, с которыми он занимался утром. Содержание этих тетрадей
определено программой:
а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
в) упражнение в звуко–слоговом анализе и синтезе;
г) повторение лексико–грамматических упражнений;
д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитатель не должен упустить ни одной фонетической или
грамматической ошибки в речи ребенка. Весь речевой материал воспитательобязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться
того же от ребенка.
4. НОД проводится в соответствии с календарным планом
логопедической работы.
Отличительной особенностью НОД воспитателя в логопедической группе
является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним
стоят и специальные коррекционно–логопедические задачи, непосредственно
связанные с темой НОД.
Требования к НОД, проводимой логопедом, полностью распространяются
на все реализуемые образовательные области, которые проводит воспитатель:
а) цель и тема НОД пронизывает все этапы, все виды работы;
б) максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и
грамматическим материалом;
в) сочетание учебных и игровых форм;
г) наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы, содержания
материала;
д) систематическая работа над развитием внимания, памяти, мышления.
е) постоянный звуко–слоговой анализ и синтез;
ж) развитие связной речи по нарастающей сложности от простого к
сложному, детально прорабатывая каждую лексическую тему.
5. Активизация словарного запаса детей в процессе режимных
моментов.
Работая с детьми в продолжение всего дня, в отличии от логопеда,
воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять
новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную
речь.
Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке,
умывальной комнате, спальне, уголке природы, на прогулке, игровом уголке и
других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования
словарного запаса детей. Однако не вся словарная работа должна
осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно–
бытовой лексикой.
6. Систематический контроль за поставленными звуками и
грамматической правильностью речи детей.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их
ошибки не только во время НОД, но и на протяжении всех режимных
моментов. Манеры исправления ошибок в речи детей вне НОД и во время
НОД отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности
лучше исправить ошибку незаметно для остальных. В ходе НОД ошибки
должны фиксироваться и исправляться воспитателем по ходу ответа
ребенком.
7. Работа с родителями.Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме,
чем логопедом, т.к. логопед видится с родителями эпизодически (на
собраниях, при сборе анамнестических данных, показе индивидуального
занятия, во время консультаций). Поэтому помимо работы, выполняемой в
массовом детском саду, воспитатель осуществляет и специфические формы
работы с родителями.
Одной из форм работы с родителями является объяснение задания
логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не
всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например,
слоговая структура), названия некоторых звуков, принцип выполнения
задания (например, составить схему). Особенно тщательная такая работа
проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и
необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и
понятий.
Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали
тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с
детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того
материала, который записан в тетради, т.к. без овладения этими знаниями и
навыками невозможно продвигаться дальше в обучении. Таким образом, если
в коррекционно–воспитательной работе ведущая роль принадлежит
логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при
выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.
Общеобразовательные задачи включают в себя:
– обучение во время НОД по всем разделам программы массового
детского сада;
– воспитательную работу в соответствии с программой массового
детского сада;
– работу с родителями.
Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно,
но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.
Только тесное взаимодействие логопеда и воспитателя –
единственный путь к успеху коррекционно–воспитательной работы в
логопедической группе.
Список литературы:
1. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим
недоразвитием речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2012г.
2. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи. Н.В. Нищева. – СПб., «Детство пресс, 2017г.
3. Логопедическая работа в специальном детском саду. Т.Б. Филичева,
Н.А. Чевелева – М., Просвещение, 2008г.
4. Логопедия/под ред. Л.С. Волковой. – М., Владос, 2012г.